Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление. Дуализм




Под словом мышление я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить… если я буду разуметь само чувство или осознание зрения или ходьбы, то, поскольку в этом случае они будут сопряжены с мыслью, коя одна только чувствует или осознает, что она видит [c.20] или ходит, заключение мое окажется вполне верным. (Там же. С. 316‑317)

… та сила, посредством которой мы, собственно, и познаем вещи, является чисто духовной и отличается от тела в целом не менее чем кровь от кости или рука от глаза. (Там же. С. 116)

Наша душа в силу присущей ей способности к познанию выносит суждение о том, что… ощущения проистекают не только из нее одной, поскольку она – вещь мыслящая, но также и поскольку она связана с какой-то иной протяженной вещью, движущейся благодаря расположению своих органов; последняя и именуется собственно человеческим телом. (Там же. – С.349).

Мышление и протяженность могут рассматриваться как образующие природу мыслящей и телесной субстанций, и тогда они должны восприниматься не иначе как, с одной стороны, сама мыслящая субстанция, а с другой – как субстанция протяженная, т.е. как ум и тело. (Там же. С. 340)

 

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632–1677)

Бенедикт Спиноза – один из крупнейших философов XVII столетия. Известен разработкой учения о субстанции* с позиций пантеизма. Среди его основных положений выделяется концепция Бога, который понимается философом не как личность с волей и разумом, а как безличная абсолютная необходимость. Бог-субстанция проявляет себя посредством атрибутов и модусов, образующих мир. Число атрибутов бесконечно, но человечеству известны только два: «мышление» и «протяженность». Интересно также учение Спинозы о конечном и бесконечном, о трех родах познания, о добре и зле, о страстях и добродетелях, о свободе, о религии [c.21] и государстве. Философ уделял большое внимание проблемам государственного устройства, защищая при этом неотъемлемые человеческие права и свободы. В своей концепции государства он утверждает необходимость как политической, так и религиозной свободы.

Труды Б. Спинозы: «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», "Принципы философии Декарта", "Мысли о метафизике", "Трактат об усовершенствовании разума", "Богословско-политический трактат", "Этика" и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.