КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение о человеке
Учение и природе. Материя и движение Природа есть причина всего... она существует благодаря себе, она будет существовать и действовать вечно....Природа не есть какое-то изделие, она всегда существовала сама по себе, в ее лоне зарождалась все, она колоссальная мастерская, снабженная всеми материалами; она сама изготовляет инструменты, которыми пользуется в своих действиях, все ее изделия являются продуктами ее энергии и сил, или причин, которые она заключает в себе, производит и приводит в действие. ...Все в природе является следствием естественных причин, а поэтому все в природе должно изменяться... Если природе присуще движение, значит в мире существует универсальная изменчивость. (Гольбах. Избр. произв.: в 2 т. Т.1. – М., 1963. С. 96‑97.) Вселенная представляет собой движущуюся материю, движение является способом существования материи, необходимым образом вытекающим из ее сущности. (Там же. С. 70) Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Его совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную [c.132] и непрерывную цепь причин и следствий. Некоторые из этих причин нам известны, ибо они непосредственно воздействуют на наши чувства. Другие нам неизвестны, потому что они действуют на нас лишь посредством следствий, часто очень удаленных от своих первопричин. (Там же. С. 66.)
Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может – даже в мысли – выйти из природы. Тщетно дух его желает ринуться за грани видимого мира, он всегда вынужден вмещаться в его пределах. Для существа созданного природой и ограниченного ею, не существует ничего, помимо того великого целого, часть которого, оно составляет и воздействия которого испытывает. Предполагаемые существа, будто бы отличные от природы и стоящие над ней, всегда останутся призраками, и мы никогда не сумеем составить себе правильных представлений о них, равно как и об их местопребывании и образе действий. Нет и не может быть ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее... Души приобретает свои идеи на основе впечатлений, [c.133] последовательно производимых материальными предметами на наши материальные органы. (Там же. С. 183.) Человек есть чисто физическое существо; духовный человек – это то же самое физическое существо, только рассматриваемое под известным углом зрения, т.е. по отношению к некоторым способам действий, обусловленными особенностями его организации... Из-за незнания собственной природы и собственных стремлений, своих потребностей и прав человек, живя в обществе, утратил свободу и стал рабом. Он отрекся от желаний своего сердца и счел необходимым заглушить их и пожертвовать своим благополучием прихотям своих вождей. Он не понял цели общества и правительства, безоговорочно подчинился таким же, как он сам, людям, на которых под влиянием предрассудков стал смотреть как на существа высшего порядка, как на земных Богов. Эти последние воспользовались его заблуждением, чтобы поработить его, Развратить, сделать порочным и несчастным. Так в следствии незнания своей собственной природы род человеческий оказался порабощенным. ...Одним словом, он не понял своих интересов. Этим объясняется беспорядочность его жизни, его невоздержанность, его постыдные удовольствия и пороки, которым он предался в ущерб своему здоровью и прочному благополучию. Таким образом незнание человеческой природы помещало человеку уяснить себе задачи нравственности; впрочем развратные правительства, которым он [c.134] подчинен, помещали бы ему осуществить на деле предписания морали, даже если бы он их знал. (Там же. С. 59‑64.)
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |