Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины неуверенности в себе. - L Владимир Ромек, 1997




 

(с) Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебн. пособие / под

ред. В.А. Лабунской, М.: Гардарики, 1999, ISBN 5-7975-0123-6, c.207-226

Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько

взаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснение следует из теории

"обучения на моделях" Альберта Бандуры. В соответствии с этой теорией, новые

репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения

возникает как результат подражания - копирования ребенком тех стереотипов

поведения, которые он имеет возможность наблюдать вокруг себя. Родители,

родственники, друзья служат "моделями" для копирования. В результате

уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий

"слепок" образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка.

Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию

"выученной беспомощности" Мартина Селигмана. Он предположил, что на

формирование личности ребенка влияют не только "модели", служащие для

копирования, но и реакция родителей, и шире - всей окружающей социальной

среды - на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или

не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с

разными реакциями социальной среды. Характер связи между образцами поведения

ребенка и реакцией окружения (поведением родителей) определяет позитивное,

здоровое, или нарушенное развитие ребенка. Во втором случае может возникнуть

так называемая "выученная беспомощность".

Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации,

когда внешние события от нас не зависят и мы ничего не можем сделать, чтобы

их предотвратить или видоизменить. Чувство беспомощности возникает тогда,

когда внешние события протекают совершенно независимо от наших произвольных

действий (объективные условия беспомощности), или же если нам кажется, что

они протекают независимо от нас (субъективные условия). В результате

сопряжения во времени активных произвольных действий и неконтролируемых

последствий возникает печальный результат - теряется мотивация к любым

действиям, предполагающим изменения во внешней среде.

Итак, выученная беспомощность возникает тогда, когда ребенок либо вообще не

получает никакого отклика на свои действия (ситуация, например, детского

дома, где внимание воспитателей распределено на большое количество детей);

либо получает однообразную негативную ("все равно накажут") или однообразную

позитивную ("маменькин сынок") обратную связь.

Далее, еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или

недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая само-

эффективность возникает в результате массированных негативных оценок со

стороны близких людей и учителей, которые в последствие видоизменяются в

негативные самооценки собственных намерений и возможностей. Эти негативные

самооценки блокируют, с одной стороны, социальную инициативу, а с другой

стороны - вызывают негативные (неприятные) эмоции.

Из приведенных объяснений причин неуверенности, никак не следует, что

уверенность в себе заложена, так сказать, от рождения. Ребенок появляется на

свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми

физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и

недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют

прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе. На начальном

этапе социализации в формировании уверенности играют свою роль множество

факторов, но в первую очередь - разнообразие возможностей приобретения

(копирования, обучения) новым социальным навыкам и разнообразие адекватной и

непосредственной реакции на эти навыки социального окружения.

В противном случае имеет место "негативный" вариант - формирование

неуверенности. Социальная среда, в которой рождается будущий неуверенный в

себе человек крайне бедна впечатлениями и однообразна. Репертуар навыков,

которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен. Социальная среда,

реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно

негативны. Достижения и успехи в овладении этой средой не очевидны,

отрицаются или подвергаются критике. Негативная обратная связь (или полное

отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха.

Негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами

внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении

новыми сторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих

намерений.

В результате неуверенный человек меньшего достигает в жизни, сама жизнь,

любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, эти

переживания в свою очередь сказываются на здоровье самого человека и его

близких. В более широком контексте обществу или организации, в которой живут

и работают неуверенные в себе люди, недостает инициативы его членов. В таком

обществе или организации доминируют застойные явления, слишком много энергии

тратится на бесполезные обсуждения и сомнения. Разумная кооперация людей для

осуществления общих намерений не возникает, каждый живет в рамках

собственного (достаточно болезненного) мира.

 

В том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим

способностям можно обнаружить практически в любой психологической теории, так

или иначе касающейся психологии личности. То, что люди различаются по степени

уверенности в себе, совершенно очевидно. Понятие "уверенность" присутствует в

большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для

обозначения этого качества личности. Однако как психологическое понятие

"уверенность в себе" (английское assertiveness, немецкое Selbstsicherheit)

появилась в учебниках психологии сравнительно недавно в связи с задачами

психологической коррекции и психотерапии. Экспериментальному психологическому

изучению уверенности в себе предшествовала практика "тренинга уверенности" в

клиниках неврозов и в обычных больницах. Этот факт указывает на источник

интереса психологов к проблемам уверенности. Практические психологи и

психотерапевты в ходе своей работы обнаружили, что большинство невротических

больных и большая часть обычных больных (особенно с сердечно-сосудистой

патологией) в той или иной степени страдают от скованности, одиночества, от

неуверенности в себе и своем будущем.

Психологи попытались обнаружить причины неуверенности в себе и найти пути

коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния. Первым, кто

серьезно занялся этой проблемой, был Андре Сальтер, владелец и главный врач

довольно крупной и богатой клиники неврозов в Америке. Начав работу с

неуверенными клиентами в 40-е годы 20-го века, Сальтер обобщил свой опыт и

попытался дать ему теоретическое обоснование в своей книге "Условно-

рефлекторная терапия". Ссылаясь на теорию И.П. Павлова, Сальтер предположил,

что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над

процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности,

неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и

потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого

затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его

современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения

нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и

описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности. Это:

1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому,

спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Под этим

Сальтер понимал, во-первых, открытость. С его точки зрения, уверенный человек

чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по

разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Это тем

более важно, что партнер, скорее всего, поглощен своими собственными

чувствами, и будет реагировать скорее на контекст беседы. Во-вторых, чувства

уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они

возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые

он испытывает. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как

позитивных, так и негативных чувств.

2. Далее Сальтер говорит об экспрессивности и конгруэнтности поведения

и речи, что означает ясное проявление чувств в невербальной плоскости и

соответствие между словами и невербальным поведением. Психологи, занимающиеся

изучением уверенности в себе вообще много внимания уделяют изучению

особенностей невербального поведения уверенных в себе людей. Это мы подробно

обсудим немного позже.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямое и

честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также

характерно для уверенного поведения.

4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными

формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют

местоимение "Я"

5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они

способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств

и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.

Несколько позже один из учеников и сотрудников Сальтера - Джозеф Вольпе

обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет

социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях. Однажды

возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными

ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх "вхождения" в ситуацию снижает

шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх. Страх создает почву

для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше

подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение

выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится,

распространяясь на смежные социальные ситуации.

Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных

ситуациях. Джозеф Вольпе подробно описал страх критики, страх быть

отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться

неполноценным; страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъявлять

претензии или не суметь отказать в требовании, страх не суметь сказать "нет".

В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого

человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится

доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Позже психологи

из Германии - Рита и Рюдигер Ульрихи в сложном эксперименте с использованием

факторного анализа обнаружили, что чувства вины и стыда также играют

существенную роль в возникновении неуверенности - наряду с дефицитом навыков

социального поведения.

Подведем итог этому небольшому экскурсу в историю исследование уверенности в

себе. Итак, уверенность стала интересовать психологов в середине 20-го века в

связи с тем, что некоторые психологи обнаружили связь неуверенности в себе с

возникновением неврозов и некоторых соматических заболеваний.

Практика психотерапии неуверенности создала основу для ряда теоретических

обобщений и концепций уверенности в себе. В результате к началу 70-х годов

сформировалось представление об уверенности как о комплексной характеристике

человека, включающей в себя определенные эмоциональные (страх и тревожность),

поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные

компоненты.

Итак, общепринятого определения уверенности в себе на сегодняшний день не

существует. Большинство зарубежных психологических словарей ограничивается

описанием различных подходов к уверенности. Сами исследователи тщательно

избегают четкого формулирования понятия уверенности в себе (или считают

современный уровень исследования проблемы недостаточным, чтобы давать

определение уверенности).

Одним из самых часто используемых определений уверенности в себе является

определение Рюдигера и Риты Ульрих, включающее основные поведенческие,

эмоциональные и когнитивные характеристики уверенного в себе человека. Под

уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять

требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться

их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать

себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе),

осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание

навыками их осуществления (социальные навыки).

Другие авторы предпринимают попытки расширить и конкретизировать его. Как

правило, эти попытки сопровождаются более или менее подробным описанием черт

неуверенного поведения. Неуверенность в себе в представлении В. Вендландта и

Х.-В. Хёферта проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения

- при постановке цели поведения, при планировании действий, при выполнении

действий. Неуверенность проявляется также в результатах действий и в их

оценке. Неуверенность была обозначена как состояние, которое возникает, если

привычный или запланированный ход деятельности "нарушается", если что-то

происходит непривычным или же незапланированным образом.

Такого рода нарушения, считают авторы, чаще всего вызваны неясными

формулировками целей поведения, неполноценными планами поведения,

нереалистичными притязаниями, неверной оценки результатов действий, неумением

использовать позитивные последствия в качестве "подкреплений" и недостаточной

коррекцией планов поведения на основе результатов совершённых в прошлом

действий.

Райнер Зигмунд подчеркивает ключевую роль самооценок в уверенном поведении.

Он показывает, что социальный страх при определенных условиях провоцирует

некоторые негативные самовербализации ("Я с этим не справлюсь...", "Это выше

моих сил" и т.д.). Внимание концентрируется на этих установках и тормозит

уверенное поведение. Возникающее вследствие этого переживание неуспеха

закрепляется. В случае недостатка навыков возникает ситуация неуспеха,

негативный опыт снижает доверие себе, что в свою очередь вызывает

неуверенность.

Кроме этого, прошлый опыт также определяет способ оценки себя. Человек задает

себе вопрос: как я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно,

меня воспринимают другие. Неуверенность в себе возникает как следствие

негативных оценок, "нарушенного образа себя", собственные достижения

недооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычно

негативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели.

Неуверенность характеризуется также недостаточно ясными формулировками

намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов

действий, приводящих к возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов

поведения. Таким образом, по мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к

собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом

влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного

поведения.

Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность в

себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка

индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения

значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для

формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар,

позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных

целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе

важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько

субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки,

которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия,

"качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют

социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также

инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Однако, позитивные

оценки собственного поведенческого репертуара предполагают наличие некоторого

поведенческого "фундамента" этих оценок.

 

Тема 1.2. Речевой этикет, его основные требования и правила

. Значение речи в жизни человека вообще и в деловом поведении в частности.

Роль речи в каждой из 3-х функций этикета. Три вида требований к речевому

поведению: поведение собеседников при разговоре, культура речи, содержание

высказываний и эмоциональная окраска речи.

Значение речи в жизни человека:

· Средство общения

· Средство мышления

· Средство познания мира и самопознания

Значение речи в деловом этикете, связано с тремя функциями этикета:

· Деловая

· Межличностная

· Представительская

Требования, предъявляемые к речи, касаются трех сторон речевого поведения:

1. Поведение собеседников и эмоциональная окраска речи

2. Характеристики культуры речи

3. Содержание речи

1. Требования к

поведению собеседников связаны с представлениями о вежливости и уважении.

Некоторые из них можно сформулировать в определенных правилах для слушающего и

говорящего.

Для слушающего - рекомендуется принимать любую речь и отдавать ей

предпочтение перед любым действием, т.е. всегда быть готовым к приему речи.

Если человек занят своим делом, то ему рекомендуется оставить свое занятие,

выслушать обращенную к нему речь и постараться понять сказанное. Если в тот

момент, когда к нему обращена чья-то речь, человек сам говорит, то правильнее

будет замолчать и выслушать, чем продолжать говорить. То есть основные правила:

1) отдавать предпочтение беседе перед неречевым занятием и 2) выслушиванию

собеседника перед своей речью.

Для говорящего – запрещено наносить ущерб слушающему содержанием или

формой высказывания. Для этого следует быть осторожным и предвидеть возможность

такого ущерба. Для создания позитивной атмосферы общения большую роль играют

существующие у собеседников установки: доброжелательность, терпеливость,

готовность к сотрудничеству, внимательность, уважение к собеседнику. Таким

образом, любая форма проявления вежливости связана с тем, что на какой-то

момент времени свои интересы и потребности отходят на второй план, а

предпочтение отдается интересам и потребностям собеседника, т.е. вежливое

поведение – это всегда поведение в интересах собеседника. В этом плане в

деловом поведении для подчиненного совпадают норма субординации и норма

вежливости, и невежливое поведение разрушает также и систему отношений

подчинения. При построении поведения со старшими по статусу (руководителями) не

следует: опровергать критику со стороны начальника, повышать голос, стремиться

во что бы то ни стало доказать свою правоту, стремиться –доказать начальнику,

что он ошибается, ставить начальника в неловкое положение.

2. Культура речи

– совокупность и система ее коммуникативных качеств:

богатство (разнообразие) словаря; чистота речи, отсутствие

слов-паразитов, слов-сорняков, не несущих смысловой нагрузки, ненормативной

лексики, так как это затрудняет восприятие речи, отвлекает внимание от

содержания, раздражает собеседника; выразительность; точность,

ясность и понятность; правильность. Следует заботиться о доступности речи,

использовать разнообразные речевые средства: сравнения, примеры.

3. Содержание

высказываний ни в коем случае не должно наносить ущерб собеседнику.

Несколько конкретных рекомендаций того, как это правило реализовать, мы

рассмотрим в следующем разделе.

Литература:

1. Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте» - М., 1983

2. Власова Н.М....И проснешься боссом: справочник по психологии

управления – Новосибирск, 1994

3. Вечер Л.С. Секреты делового общения – Минск, 1996




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.607 сек.