Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9

G = площадь ODBCA/площадь ODK.

Попробуем рассчитать значение данного коэффициента для нашего примера. Площадь фигуры ODCBA можно с определенной степенью точности найти вычитанием из площади треугольника ODK суммы площадей треугольника OAL и трапеций ABML, BCNM и CDKN, основания которых численно равны накопленным частотам доходов, а высоты — соответствующим удельным весам индивидов. Таким образом, имеем:

ODK = 100.100 = 5000,  

 

OAL = 25.10= 125,  

 

ABML = 25 = 437.5,  

 

BCNM = 25 = 1000,  

 

CDKN = 25 = 1937.5.  

Просуммировав соответствующие площади, получим, что площадь фигуры ODCBA составит 5000 – 3500 = = 1500, поэтому значение коэффициента концентрации для нашего примера будет равно

G = 1500/5000 = 0.3.  

Очевидно, что чем ближе значение этого коэффициента к единице, тем выше дифференциация доходов, и, наоборот, чем ближе его значение к нулю, тем более равномерным является распределение доходов.

 

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Какие концепции распределения доходов Вам известны?
  2. Какие методы измерения степени неравенства в распределении дохода применяет современная экономическая наука?
  3. Какие показатели бедности Вам известны?
  4. Назовите составляющие индекса развития человеческого потенциала.
  5. Что показывает коэффициент Джини?
  6. Составьте алгоритм построения индекса реального дохода.
  7. Какими методами можно найти средний доход?
  8. В чем различие номинального и реального дохода?
  9. Что показывает кривая Лоренца?
  10. В чем геометрический смысл коэффициента Джини?

 

 

Тестовые задания:

1. Бедная семья:

а. Большую часть произведенного продукта потребляет и меньшую накапливает;

б. Большую часть произведенного продукта накапливает, а меньшую потребляет;

в. Половину произведенного продукта потребляет и половину – накапливает;

г. Весь произведенный продукт потребляет.

  1. Форма кривой Лоренца не зависит от системы налогообложения:

а. Верно;

б. Неверно.

  1. Что характеризует коэффициент Джини:

а. Доход индивидов;

б. Неравенство доходов;

в. Отклонение доходов от среднего уровня;

г. Медианный уровень доходов.

  1. Реальный доход студента – это:

а. Его стипендия;

б. Все его доходы в течение месяца

в. То, на что потрачены деньги в течение месяца;

г. Все доходы + возвращенные долги.

  1. Форма кривой Лоренца не зависит от трансфертных выплат населению:

а. Верно;

б. Неверно.

  1. Средний доход работников можно вычислить:

а. Как среднее арифметическое;

б. С помощью медианы;

в. С помощью моды;

г. Все вышеперечисленное верно.

  1. Повышение уровня квалификации работника уменьшает его зависимость от нанимателя и снижает заинтересованность предпринимателя в организации учебы работников:

а. Верно;

б. Неверно.

  1. При изменении цен и денежного дохода в одной и той же пропорции:

а. Индекс реального дохода равен единице;

б. Индекс реального дохода меньше единицы;

в. индекс реального дохода больше единицы;

г. индекс реального дохода равен 0.

  1. По мере экономического прогресса кривая Лоренца будет выпрямляться?

А. нет, так как будут увеличиваться различия в содержании трудовой деятельности;

Б. да, так как рост культуры нивелирует содержание труда;

В. Да, так как при росте доходов на определенной стадии этого процесса потребности индивидов сравняются;

Г. Сравняется оплата труда членов общества.

10. Выбор оптимального соотношения между рабочим временем и свободным временем определяется:

А. составом и численностью семьи;

Б. возрастом членов семьи, обеспечивающих основной доход;

В. Удовлетворением от труда;

Г. наличием собственного жилья, машины, других предметов длительного пользования;

Д. культурным уровнем членов семьи.

 


 

ТЕМА 9. ПРИЧИНЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКА

 

Вопросы

1. Внешние эффекты и общественные блага

2. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике

 

9.1. Внешние эффекты и общественные блага

Внешние эффекты - это дополнительные выгоды или издержки, возникающие в процессе рыночных операций, производства или потребления благ и не отражённые в ценах.

Отрицательный внешний эффект - это издержки по использованию ресурса или блага, не отражённые в ценах приобретения. Положительный внешний эффект - это дополнительная выгода, не отражённая в ценах.

Пусть ТЕС - совокупные внешние издержки, т.е. стоимость совокупного ущерба, наносимого какой-либо фирмой третьим лицам как побочный результат производственной деятельности (например, экологически вредные выбросы). МЕС - предельные внешние издержки, МЕС=DТЕС/DQ.

На рисунке показано общее равновесие с учётом отрицательных внешних эффектов. МРС - индивидуальные предельные издержки по производству основного продукта фирмы. МРС + МЕС=MSC - предельные общественные издержки от производства данного продукта. При отрицательных внешних эффектах MSC > МРС. МВС - предельная общественная выгода от данного блага - это дополнительная выгода, получаемая обществом при производстве одной дополнительной единицы продукта. Конкурентное равновесие без учёта внешних эффектов достигается в точке Е1. Эффективное социальное равновесие достигается в точке Е2, которая удовлетворяет условию МВС = MSC= =МРС + МЕС. Площадь затемнённого прямоугольника соответствует стоимости социального ущерба. Для снижения объёма производства до социально-эффективного уровня может быть введён корректирующий налог в размере Т=МЕС (налог Пигу).

При наличии положительного внешнего эффекта вводятся понятия предельной индивидуальной выгоды (МРВ) и предельной внешней выгоды (МЕВ), причём MSB=МРВ+MEB. Социальное равновесие достигается из условия MSB=МSC, соответствующий социально-эффективный объём производства выше конкурентного. Такой объём может быть стимулирован при помощи выплаты производителям блага корректирующей субсидии в размере МЕВ. Затемнённая область показывает стоимость дополнительной социальной выгоды от положительного внешнего эффекта.

Трансформация внешних эффектов во внутренние (рыночные) называется их интернализацией. Мы видели, что этот процесс может быть осуществлён при помощи налогов или субсидий. Теорема Коуза гласит, что при ничтожно малых транзакционных издержках (издержках по заключению сделок) внешние эффекты могут быть интернализированы путём установления государством прав собственности на ресурсы и разрешения свободного обмена этими правами.

Общественные блага - это такие блага, которые потребляются членами общества независимо от того, платят они за них или нет (например, национальная оборона и охрана порядка, экологические мероприятия и др.). В отличие от частного блага, невозможно обеспечить потребление общественного блага отдельным индивидуальным потребителем.

Общественные блага обладают свойствами неизбирательности и неисключаемости - ими пользуются все и никто не может быть отлучён от потребления. Чистые общественные блага можно рассматривать как блага с положительными внешними эффектами, при их производстве должно выполняться условие MSC=MSB=SМВ, где SМВ - сумма предельных полезностей индивидуальных потребителей.

Спрос на чистое общественное благо убывает, однако он имеет ряд особенностей по сравнению со спросом на обычный товар. Так как потребление чистого общественного блага не является исключительным правом, то невозможно назначить цену за его единицу, а значит, цена не может выступать аргументом в функции спроса. Кривая суммарного спроса на чистое общественное благо получается получается из индивидуальных предельных выгод от его потребления путём не горизонтального, а вертикального сложения кривых индивидуального спроса. При этом QD=Sqi, где qi - объём потребления блага каждым из i=1...N индивидуальных потребителей.

В потреблении общественных благ часто возникает проблема “зайцев”, когда один экономический субъект может получить выгоду от другого субъекта без всякой оплаты. Именно поэтому расходы на производство общественных благ берёт на себя государство.

Общественные блага бывают также перегружаемые и исключаемые. Перегружаемые блага - это те блага, которыми могут пользоваться все, но которых на всех может не хватить (например, дороги). Исключаемые блага это те блага, на которые можно назначить цену и ограничить доступ к потреблению всех без исключения желающих (например, школьное обучение или медицинское обслуживание).

 

9.2. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.

 

Даже в условиях раннего капитализма, господства свободного саморегулируемого рыночного хозяйства государство не стояло в стороне от экономических и социальных проблем. Государство формирует правовое поле для реализации экономических отношений; берет на себя функции эмиссии денег и регулирования денежного обращения; способствует достижению принципов социальной справедливости.

В условиях современного развитого рыночного хозяйства вмешательство государства в экономику связано с необходимостью реализации триады функций: эффективности. справедливости, стабильности.

Эффективность. Государство призвано создать условия для эффективного функционирования экономики.

Экономическая практика и ее теоретические обобщения позволяют сделать вывод о том, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях конкуренции. Именно конкурирующие производители минимизируют издержки и цены, стремятся произвести как можно большее количество продукции, соответствующей общественным потребностям. Вместе с тем развитие рыночного хозяйства, его эволюция приводят к развитию несовершенных форм конкуренции, ее ограничению и монополизации производства товаров и услуг. Государство поощряет и защищает конкуренцию с помощью мер антимонопольной политики.

Экономистам известно, что рыночная система, по крайней мере, в двух случаях оказывается неэффективной, она:

1. либо производит “не те” товары и услуги,

2. либо не может выделить достаточно ресурсов для производства благ, входящих в структуру общественных потребностей.

В первом случае речь идет о так называемых “внешних, или побочных эффектах”, то есть о побочных продуктах экономического развития. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классический пример отрицательного эффекта: строительство плотины в верховьях реки ухудшает условия рыболовства в нижнем течении реки. Пример положительного внешнего эффекта: строительство фермером дороги к своим полям позволяет улучшить сообщение с соседними поселениями без вложения капитала. Проблемы составляют, главным образом, отрицательные внешние эффекты, часто связанные с экологическим аспектом производства. Государство применяет для их нейтрализации корректировочные меры.

Второй случай несовершенства рыночного механизма - недопроизводство “общественных товаров”. Особенностью общественных благ является неисключаемость из потребления, то есть они достаются всем потребителям (независимо от того, оплачены ими или нет) и часто потребляются коллективно. Классический пример общественного товара - маяк, который светит всем и предостерегает корабли от коварной мели. Услуга маяка дает значительную выгоду, но выделять на него ресурсы рыночная система не станет. Другая категория общественных благ - то, что является необходимым для всего общества, но не может оплачиваться отдельными людьми. Пример - школы, услуги здравоохранения. Чтобы общество могло получать эти необходимые блага, их производство должно обеспечить государство. Улицы и автомагистрали, библиотеки и музеи, медицинское обслуживание и общее образование - предмет не просто государственной заботы. Их создание, производство, финансирование - задача государства.

Справедливость. Рынок обеспечивает формирование доходов населения на рынках товаров и экономических ресурсов. По законам рынка справедливы доходы тех, кто преуспел в конкуренции. Рынок не считается с другими принципами справедливости. В современном мире всякое государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых, безработных, гарантирует минимальный уровень доходов.

Стабильность. Развитие экономики, основанной на рыночных принципах, носит циклический характер. Экономические спады, кризисы означают неполную занятость ресурсов, появление безработицы, в современных условиях дополняемой инфляцией. Государство берет на себя функцию поддержания макроэкономической стабильности, проводит антициклическую политику.

Помимо этих глобальных проблем государство:

· поддерживает некоторые сферы и сектора экономики, например, малый и средний бизнес, новые перспективные отрасли производства;

· обеспечивает развитие фундаментальных научных исследований;

· способствует решению региональных проблем.

Таким образом, государственное регулирование дополняет, корректирует рыночный механизм. Следует подчеркнуть необходимость осуществлять государственное вмешательство лишь в допустимых пределах. Нельзя допускать при таком вмешательстве деформации рыночного механизма. В экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Но все экономисты сходятся на том, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы. Нет идеальных регуляторов: каждый из них, давая положительный эффект в одной сфере, обнаруживает негативный эффект в другой.

Выделяют два типа регуляторов экономики:

1. административно-правовые: система законов и норм, а также мер по их реализации;

2. экономические.

К экономическим регуляторам относятся:

· бюджетно-налоговые меры: систему налогообложения и государственных расходов;

· денежно-кредитная политика;

· валютная и таможенная политика;

· функционирование государственного сектора и поставка товаров и услуг, произведенных государством, фирмам и населению;

· государственные закупки и заказы;

· реализация целевых программ, индикативное (рекомендательное) планирование.

С учетом роли государства кругооборот продукта и дохода может быть представлен в новом варианте. Заметим, что жирные линии обозначают материальные потоки, а тонкие - денежные.

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Определите содержание категории «внешний эффект».
  2. Как возникает «внешний эффект»?
  3. Какие формы государственного воздействия можно использовать для нейтрализации отрицательного и положительного внешнего эффекта?
  4. Раскройте содержание теоремы Р.Коуза и объясните ее практическую значимость.
  5. Какие экономические регуляторы экономики Вы знаете?
  6. Раскройте понятие «интернализации».
  7. С чем связано вмешательство государства в экономику?
  8. Что означает «эффективное функционирование экономики»?
  9. Какой внешний эффект называется положительным, а какой – отрицательным?
  10. В чем отличие частного блага от общественного?

Тестовые задания:

1. К экономическим регуляторам не относятся:

а. денежно-кредитная политика;

б. валютная и таможенная политика;

в. поставка товаров и услуг фирмами;

г. функционирование государственного сектора и поставка товаров и услуг, произведенных государством, фирмам и населению.

2. Если рыночная система не может выделить достаточно ресурсов для производства благ, входящих в структуру общественных потребностей, то он:

а. Эффективна

б. Неэффективна;

в. Неактивна;

г. Непродуктивна.

3. Особенностью общественных благ является:

а. Редкость;

б. Неисключаемость;

в. Недоступность;

г. Неограниченность.

4. Обучение в институте – это:

а. Всеобщее благо;

б. Перегружаемое благо;

в. Исключаемое благо;

г. Частное благо.

5. Спрос на чистое общественное благо:

а. Убывает;

б. Возрастает;

в. Совершенно эластичен;

г. Неэластичен.

6. Положительный внешний эффект – это:

а. Дополнительная выгода, отраженная в ценах;

б. Дополнительная выгода, не отраженная в ценах;

в. Дополнительная выгода, отраженная в прибыли;

г. Дополнительная выгода, не отраженная в прибыли.

7. По закону рынка: справедливы доходы тех, кто:

а. Сильнее;

б. Эффективнее;

в. Конкурентоспособнее;

г. Производит необходимые товары.

8. Государственное регулирование корректирует рыночный механизм, путем:

а. Поддерживая некоторые сферы и сектора экономики;

б. Обеспечивая развитие фундаментальных научных исследований;

в. Способствуя решению региональных проблем.

г. Всем вышеперечисленным.

9. Определите, что относится к неконкурентным благам:

А. национальная оборона;

Б. кинотеатр;

В. Общественный транспорт;

Г. общественная дорога;

Д. все вышеперечисленное.

10. Определите, что относится к общественным благам:

А. маяк;

Б. лечение в больнице;

В. Общественный транспорт;

Г. уличное освещение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8 | Становление специальной психологии и педагогики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.