КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационные системы
Понятие информации. Информационные технологии. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Информация - это отчужденное знание (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), которое может быть записано на материальный носитель для того, чтобы быть доступным кому-либо. К информации предъявляются следующие требования: - достоверность; - полнота; - полезность; - своевременность; - релевантность (существенность). Экономическую информацию получают в процессе реализации функции учета и контроля за деятельностью экономического объекта, т.е. в процессе наблюдения за внутренним состоянием объекта. Результаты наблюдения контролируются (сравнительно с запланированным состоянием) и анализируются величины отклонения. Результаты анализа и являются основанием для принятия решения по управлению работой (поведением) экономического объекта.
Свойства экономической информации: - отражает разностороннюю деятельность предприятий через систему натуральных, стоимостных и др. показателей; - отражается в тех или иных носителях (первичных документах, магнитных, оптических носителях) и представлена в виде конечных результатов; - является цифровой, буквенно-цифровой и алфавитной; - характеризуется большой массовостью и объемностью; - требует группировки, арифметической или логической обработки и сжатия информации при передаче из одного управленческого звена в другой; - характеризуется длительностью хранения (архивы); - характеризуется повторяемостью циклов возникновения обработки в установленных временных интервалах; - для обработки экономической информации характерны сравнительно простые алгоритмы; - преобладание логических операций (выборка, упорядочивание, корректировка) над арифметическими; - табличная форма исходных и результирующих данных; - многообразие источников информации и ее потребителей. Информатизация - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий с целью удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов посредством современных информационных технологий и развитой инфраструктуры. Информатизация ведется путем тесного взаимодействия между собой процессов совершенствования создания документированной информации, методов улучшения порядка и технологии ее сбора, накопления и хранения, процессов потребления - обработки, поиска и распространения информации; механизмов создания и развития средств обеспечения. Информационные технологии (ИТ) - совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности. Цель ИТ - производство информации для анализа человеком и принятия соответствующего решения.
Информационную технологию иерархически можно разделить на: - этапы; - операции; - действия. Например, ИТ работы в текстовом процессоре Word (создание документа) включает в себя следующие этапы: - создание текста; - создание таблиц; - создание рисунков и диаграмм; - сохранение документа. Один из этапов включает следующие операции: - создание рисунка в графическом редакторе; - импорт рисунка в документ; - регулировка местоположения и размеров рисунка. Одна из операций включает в себя следующие действия: - установка значений параметров в диалоговом окне; - перемещение курсора мыши по экрану; - выполнение команды Вставка. В свою очередь каждое действие может разбиваться на элементарные операции. Таким образом, совокупность этих технологических этапов, операций и действий образует информационную технологию.
Требования к ИТ: высокая степень расчлененности процесса обработки информации на этапы, операции и действия; стандартизация и унификация этапов, операций и действий для повышения эффективности управления информационными процессами. К основным проблемам создания и развития ИТ относятся следующие: выработка стандартов и протоколов для установления компьютерной связи; организация доступа к информации; организация защиты и безопасности информации; старение информационной технологии. Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Документированная информация - информация, зафиксированная на материальном носителе и имеющая реквизиты для ее идентификации. Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Пользователь - субъект, обращающийся к собственнику или обладателю за получением необходимых ему информационных ресурсов или информационных технологий. Система - это образующая единое целое совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими признаками, назначениями, свойствами, условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.д. Подсистема - часть любой системы. Функционирование системы - процесс переработки входной информации в выходную, носящий последовательный характер во времени.
Свойства системы (в т.ч. ИС): - сложность - система зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а так же сложности внутренних и внешних связей; - делимость - система состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенным признакам и отвечающих конкретным целям и задачам; - целостность системы - означает то, что все элементы системы функционируют как единое целое; - многообразие элементов системы и различие их природы - свойство связано с функционированием элементов, их спецификой и автономностью; - структурность - определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням и иерархиям; - адаптивность системы - означает приспосабливаемость системы к условиям конкретной предметной области; - интегрируемость - означает возможность взаимодействия системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами.
Информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.
Структуру информационной системы составляет совокупность обеспечивающих ее подсистем: - техническое обеспечение (комплекс технических средств: компьютеры, устройства сбора, обработки и передачи информации, линии связи, оргтехника и т.п.); - информационное обеспечение (совокупность системы классификации и кодирования информации, схем информационных потоков и методологии построения баз данных); - математическое и программное обеспечение (совокупность математических моделей, алгоритмов и программ для реализации целей информационной системы и нормального функционирования технических средств); - организационное обеспечение (совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников между собой и с техническими средствами в процессе эксплуатации информационной системы); - правовое обеспечение (совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационной системы). Цель информационной системы - производство профессиональной информации.
Этапы работы информационной системы (Рисунок 1.1): - ввод информации; - обработка входной информации и представление ее в удобном виде; - вывод информации и передача ее потребителям; - обеспечение обратной связи.
Рисунок 1.1 - Этапы работы информационной системы
Свойства информационной системы: - любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем; - ИС является динамичной и развивающейся; - построение ИС требует системного подхода; - выходная информация ИС используется, как правило, для принятия решения; - ИС является человеко-компьютерной системой обработки информации.
Разработка и внедрение ИС позволяет: - получать рациональные варианты решения управленческих задач; - освобождать персонал от рутинной работы; - обеспечивать достоверность информации; - снизить объем бумажных документов; - совершенствовать структуру документооборота в фирме; - уменьшить затраты на производство услуг; - предоставлять пользователям новые услуги; - отыскивать новые рыночные ниши; - предоставлять постоянным клиентам скидки и бесплатные услуги.
С учетом сферы применения выделяют: технические ИС, экономические ИС, ИС в гуманитарных областях и т.д.
Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.
В зависимости от сферы применения ЭИС классифицируются как: - ИС фондового рынка; - страховые ИС; - статистические ИС; - ИС в налоговой сфере; - ИС в таможенной деятельности; - финансовые ИС; - банковские ИС (БИС); - ИС промышленных предприятий и организаций.
Соотношение между ИС и ИТ. Информационная технология - процесс различных операций и действий над данными. Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий. Информационная система - среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технологические и программные средства и т.д. Таким образом, информационная технология является более емким понятием, чем информационная система. Реализация функций информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.
1.2 Управление в информационной системе
Построение любой информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией. Управление необходимо для координации работы всех подразделений организации и должно обеспечивать достижение поставленной цели.
Функции управления: - организационная (разработка штатного расписания, обязанностей и нормативных документов); - плановая (разработка различных планов на различные сроки); - учетная (разработка форм и методов учета показателей деятельности организации); - аналитическая (изучение итогов, влияющих факторов, тенденций развития); - контрольная (контроль за выполнением планов, расходование материальных ресурсов и финансовых средств); - мотивационная (разработка методов стимулирования труда персонала).
В процессе управления необходимо принимать решения. Результаты принимаемого решения проявляются в зависимости от уровня решаемых задач: - на нижнем уровне управления принимаются оперативные решения; - на среднем уровне управления сложность решаемых задач выше, требуется больше времени на анализ ситуации, результаты проявляются не сразу; - на верхнем уровне принимаются решения, направленные на достижение стратегических целей организации, а результаты проявляются спустя длительное время.
Персонал организации подразделяется в соответствии с уровнями управления: на верхнем уровне управления - менеджеры высшего звена руководства (директор, заместители); на среднем уровне управления - начальники отделов и служб; на нижнем уровне - инженеры, техники и непосредственные исполнители.
Управленческая информация - информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и обеспечивает решение задач организации экономического управления народным хозяйством и его звеньями. Она представляет собой разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического и другого характера. При этом сведения экономического характера являются важной составляющей управленческой информации.
1.3 Виды информационных технологий
ИТ обработки данных. ИТ обработки данных предназначена для решения структурированных задач и обеспечивает автоматизацию рутинных операций. Эта технология повышает производительность труда технического персонала и ведет к сохранению численности работников. Данная ИТ позволяет решать следующие задачи: обработка данных о деятельности фирмы; создание периодических отчетов о состоянии дел в фирме; получение ответов на запросы и оформление их в виде отчетов.
Основные компоненты ИТ обработки данных: сбор данных из внешней среды; обработка данных; хранение данных в базе данных; создание отчетов для внутреннего и внешнего использования.
ИТ управления. ИТ управления предназначена для удовлетворения информационных потребностей сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Поставляемая информация содержит сведения о прошлом, настоящем и будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных и специальных управленческих отчетов. Такая ИТ решает следующие задачи: оценка планируемого состояния объекта управления; оценка отклонений от планируемого состояния; выявление причин отклонений; анализ возможных решений и действий.
Основные компоненты ИТ управления: пополнение базы данных; хранение базы данных; формирование управленческих отчетов; выдача регулярных и чрезвычайных отчетов.
ИТ поддержки принятия решений Эта ИТ базируется на качественно новом методе организации взаимодействия человека и компьютера.
Рисунок 1.2 - Итерационный процесс выработки решения
Выработка решения происходит в результате итерационного процесса (Рисунок 1.2). Итерационный процесс заканчивается человеком. Такая ИТ ориентирована на решение плохо структурированных задач.
Основные компоненты ИТ: источники данных; базы данных; системы управления базами данных; системы управления базами моделей; система управления интерфейсом.
ИТ экспертных систем Экспертные системы разрабатываются на основе использования искусственного интеллекта. Экспертные системы представляют собой компьютерные программы, преобразующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил. Это позволяет использовать экспертные системы в качестве советующих систем, так как эвристические правила не гарантируют получение оптимального результата. Если система поддержки принятия решения отражает уровень понимания проблемы пользователем и его возможности получить и осмыслить решение, то экспертные системы предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Кроме того, экспертные системы поясняют рекомендуемое решение, что зачастую очень важно. Основные компоненты ИТЭС: база знаний; интерпретатор; интерфейс пользователя; модуль создания системы.
1.4 Общие вопросы проектирования и внедрения ИС
Жизненный цикл а информационных систем (ЖЦИС) - это период создания и использования ИС, начиная с момента возникновения потребности в ИС и заканчивая моментом полного ее выхода из эксплуатации.
Стадии жизненного цикла информационной системы: 1. Предпроектное обследование: сбор материалов для проектирования, при этом выделяют формулирование требований, с изучения объекта автоматизации, даются предварительные выводы предпроектного варианта ИС; анализ материалов и разработка документации, обязательно дается технико экономическое обоснование с техническим заданием на проектирование ИС. 2. Проектирование: предварительное проектирование; выбор проектных решений по аспектам разработки ИС; описание реальных компонент ИС; оформление и утверждение технического проекта (ТП). детальное проектирование: выбор или разработка математических методов или алгоритмов программ; корректировка структур БД; создание документации на доставку и установку программных продуктов; выбор комплекса технических средств с документацией на ее установку. разработка техно-рабочего проекта ИС (ТРП). разработка методологии реализации функций управления с помощью ИС и описанием регламента действий аппарата управления. 3. Разработка ИС: получение и установка технических и программных средств; тестирование и доводка программного комплекса; разработка инструкций по эксплуатации программно-технических средств. 4. Ввод ИС в эксплуатацию: ввод технических средств; ввод программных средств; обучение и сертификация персонала; опытная эксплуатация; сдача и подписание актов приемки-сдачи работ. 5. Эксплуатация ИС: повседневная эксплуатация; общее сопровождение всего проекта.
Модели жизненного цикла информационной системы: каскадная модель - предлагает переход на следующие этапы после полного осуществления работ по предыдущему этапу. Модель демонстрирует классический подход в любых прикладных областях; итерационная модель - поэтапная модель с промежуточным контролем и циклами обратной связи. Преимущество данной модели - поэтапные корректировки, которые обеспечивают меньшую трудоемкость по сравнению с каскадной. Однако время жизни каждого из этапов рассчитывается на весь период разработки; спиральная модель - данная модель делает упор на начальные этапы анализа и проектирования. Эта модель представляет собой итерационный процесс разработки, где каждая итерация (цикл), представляет собой законченный цикл разработки, приводящий к выпуску версии изделия (версии проекта ИС), который совершенствуется от итерации к итерации, чтобы стать значимой информационной системой. При этом каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания информационной системы. Т.о. углубляется и последовательно конкретизируется обоснованный вариант ИС, который и доводится впоследствии до реализации.
Основные способы построения ИС: разработка системы «под себя»; использование прототипов - вместо полной системы создается прототип, отвечающий основным потребностям пользователей: определение основных запросов; создание рабочего прототипа; использование рабочего прототипа; пересмотр и улучшение прототипа; работа с окончательной версией прототипа; использование готовых решений - рекомендуется в максимальной степени использовать стандартные технологии и автоматизации бизнеса; использование услуг сторонней организации для передачи функций управления ИС - организация использует специализированную фирму, которая выполняет управляющие функции по функционированию и развитию ИС компании.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |