Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и школа в Древнем Риме

1. Семейное воспитание.

2. Древнеримская школа.

1. Влияние эллинистического воспитания в III веке до н. э. распространялось на Рим, который стал к этому времени ведущим в военном отношении государством Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного развития.

Влияние семейного воспитания было доминирующим.

Основные принципы:

• подчеркнутая верность нравам предков;

• дети и рабы равно были в полном подчинении у отца семейства;

• авторитет и влияние матери, которая сама вскармливала ребенка, были велики для него в течение всей жизни;

• девочки воспитывались в семье и для семейной жизни;

• мальчики получали практическое воспитание и, сопровождая отца, знакомились с кругом его обязанностей и с делами государства.

2. Характер школьного обучения в Риме, в общем, мало чем отличался от обычной школьной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что превращало римские учебные заведения в типичные "школы учебы", развившиеся в эпоху средневековья.

Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах - частных учебных заведениях с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице, во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название: тривиум - перекресток. Дети сидели на полу, а учитель - на стуле, который и служил ему кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету. Школы повышенного типа - грамматические - первоначально открывались греческими учителями и ничем не отличались от подобных школ в других частях эллинистического мира. Со II века до н. э. начали распространяться латинские и смешанные греко-латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались пособия, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других авторов.

Для молодежи аристократического происхождения существовали, как и в Греции, риторские школы. Программа занятий здесь складывалась из обучения основам ораторского искусства в виде выполнения упражнений по составлению речей на заданную тему. Учителя ораторского искусства одновременно давали своим учащимся необходимые каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, истории. Обучение было ориентировано на достаточно разностороннее для того времени умственное образование.

В школьной риторике сложилась структура образцовой речи:

• вступление,

• изложение существа дела,

• приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверждений противника,

• заключение.

Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры - коллегии юношества.

Римский писатель и ученый Варрон (116 - 27 до н.э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, архитектура.

Школьные предметы назывались "свободными искусствами"', потому что предназначались для детей свободных граждан.

К исходу римской истории утвердилось двухчастное деление школьного курса "семи свободных искусств":

тривиум - его составляли грамматика, риторика и диалектика;

квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Заслуга в создании этой классификации принадлежит римскому философу и автору школьных учебников Боэцию (ок. 480 - 575 до н. э.). В основу построения школьных пособий им был положен принцип компиляции - сведения в единый текст фрагментов различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали сильное воздействие на средневековую школу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитание и образование в эпоху эллинизма | Педагогические идеи Древнего Рима
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.