Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические идеи Древнего Рима

1.Римские мыслители о воспитании.

2. Педагогические идеи Квинтилиана.

1. Педагогические идеи Древнего Рима развивались под сильным влиянием эллинской философской мысли.

Один из первых представителей римского просвещения - Катон Старший (234 - 149 до н. э.). Он составил римскую риторику, опираясь на греческие каноны, хотя был эллинофобом. Настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания.

Мыслитель и политик Цицерон (106 - 43 до н. э.) также находился под влиянием греческой философской традиции. Душевную жизнь человека он рассматривал как сложный поток меняющихся состояний и считал, что силы, которые препятствуют его гибели, должны развиваться в семье. Полагал, что полноценного образования достойны немногие, так как большинство римлян нуждаются прежде всего в "хлебе и зрелищах".

Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.) считал, что образование должно формировать, прежде всего, самостоятельную личность, и критиковал школьную систему, которая воспитывает "ум, но не душу". Не соглашался с существовавшими в то время требованиями канонического образования ("семь свободных искусств"), исходя из своего понимания нравственности.

Плутарх (ок. 45 - ок. 127) вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье, советовал избегать жестоких наказаний - по его словам, бить ребенка все равно что "подымать руку на святыню".

2. Адвокат и оратор Квинтилиан (42 - ок. 118) - яркая фигура философской и педагогической мысли.

Главный труд - трактат "Ораторское образование", состоящий из 12 книг. Наиболее известны "О домашнем воспитании мальчика" и "О риторическом обучении".

Основные мысли Квинтилиана о воспитании:

· высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая, однако, такие свойства единственными (дети "от природы склонны к худшему"). Побороть дурные наклонности поможет воспитание;

· чтобы достичь высоких результатов в педагогике, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала могут существовать раздельно;

· воспитание должно формировать свободного человека;

· цель воспитания - в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей;

· идеал человека-гражданина - афинский политический деятель Перикл;

· образование должно быть общедоступным.

Он верил в созидательные возможности школьного обучения и отдавал предпочтение организованному школьному обучению по сравнению с домашним ("свет хорошей школы лучше одиночества семьи"), утверждая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причинойдобродетелей".

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения: первой ее ступенью было - домашнее воспитание. Следовало выбирать кормилицус правильным произношением и оберегать от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и частично греческой грамматикой. В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес "похвалой" и "забавами", чтобы "ребенок не возненавидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру" ("золотую середину");

- в программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка;

- в грамматической школе предлагалось изучать одновременно ряд учебных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими, главным предметом была грамматика;

- в риторической школе основным предметом называлась риторика, под которой понималось "искусство красноречия". На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.

Обучение следовало вести индуктивным путем - от простого к сложному, на основе работы памяти.

 


 

Тема 4. Христианская педагогика и ее влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитание и школа в Древнем Риме | Влияние раннего христианства на воспитание и обучение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.