КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание и образование в Византии
1. Домашнее воспитание. 2.Школьная система. 3.Педагогическая мысль. 4.Значение византийского влияния на развитие просвещения. 1. В Византийской империи (IV в. - XV в.) высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные еще для греко - римского мира. В знатных семьях мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка, развлекать его и учить грамоте. Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети обучались письму и чтению, если грамотными были их родители. В состоятельных и знатных семьях грамоте обучались не только мальчики, но и девочки; в простонародных семьях в основе лежало трудовое и начальное христианское воспитание, передача от отца сыну знания определенного ремесла, а от матери дочери навыков домоводства. 2. Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой. На первой ступени обучения - в школах грамоты - дети получали элементарное образование. Число таких школ могло сокращаться или увеличиваться, но сеть их была более широкой, чем в Западной Европе. Курс обучения, как правило, длился 2-3 года, а дети начинали учиться с 5 - 7-летнего возраста. Византийская школа грамоты являлась как бы христианизированным продолжением эллинистической элементарной школы. Произошли лишь некоторые изменения в средствах обучения. В содержании начального образования отсутствовала физическая подготовка детей, а музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя начальных школ - дидаскалы - использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении - от простого к сложному, от известного к новому. Элементарные школы для большинства детей были первой и последней ступенью организованного обучения. Повышенное образование византийцы получали в частных, церковных и государственных грамматических школах. Цель обучения в конечном счете состояла в формировании у юношества общей культуры и красноречия, развития мышления. Важным средством обучения считалось состязание школьников друг с другом в толковании текстов и риторике. Создание высшей ступени образования - характерная черта византийской цивилизации. В этом отношении Византия являлась прямой наследницей высших школ греко-римского мира. В V веке продолжали действовать высшие школы в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске. В Константинополе высшая школа была организована при императоре Феодосии II в 425 году и получила наименование "Аудиториум" (от лат. "audire" - слушать). Само название говорит об основном методе преподавания: это были лекции и комментарии преподавателей, которых называли "консулами философии", "главами риторов". В константинопольской высшей школе времени ее расцвета обучали платоновской и неоплатоновской философии, комментированию и критике греческих текстов, знакомили с комментариями к сочинениям отцов церкви, с метафизикой как методом исследования природы, философией, богословием, медициной и музыкой. Основной формой обучения являлся диспут. Идеал выпускника высшей школы - энциклопедически образованный в тогдашнем понимании государственный или церковный деятель. Об уровне обучения в этой школе можно судить по деятельности ее учеников - славянских просветителей Кирилла (Константина-философа) и Мефодия, организовавших в славянском мире школы "ученья книжного". Помимо высших школ в Византии существовали своеобразные кружки-салоны, как бы домашние академии, объединявшие образованных людей, группировавшихся вокруг мецената-философа. Эта традиция шла от греко-римского мира, философских школ древности. Примером могут служить кружки патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), императора Алексея I Комнина, (ок. 1048 - 1118), кружок, созданный при дворе императора Андроника II Палеолога (XIV в.), который называли "школой всяческих добродетелей", "гимназией эрудиции". Византийские богословы в течение VI - XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения, которые оказали сильное влияние на весь православный средневековый мир: Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины; · Максим Исповедник (VII в .) определял человека как микромир, который следует путем воспитания привести к гармонии между земным и небесным существованием; · Иоанн Дамаскин (675 - 753), будучи одним из первых средневековых схоластов, в философско-педагогическом трактате "Источник знания" развивал идею универсальной, энциклопедической образованности 4. Генезис образования и воспитания в Западной Европе невозможно полностью уяснить без учета традиций византийского просвещения. Страна высокой образованности, Византия оказала огромное культурное воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Европы, послужив для остального мира мостом, соединившим античность средневековье. Гуманистическая концепция человека, ставшая с XIV века знаменем. эпохи Возрождения, выработана Европой и Византией совместно. Труды ряда византийских педагогов-философов пользовались популярностью в ученых кругах Западной Европы. К ним относятся:"Шестоднев" Василия Кесарийского, "Источник знания" Иоанна Дамаскина. Византия оказала сильное влияние ина становление воспитания и образования в арабо-исламском и славянском мирах.
Тема 5. Воспитание и школа в Киевской Руси
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |