Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и обучение в Киевской Руси

1. Роль христианства.

2. Педагогические идеи.

3. Семейное воспитание.

4. Обучение.

1. Киевский период (X - ХШ вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего от православия, которое с 988 года сделалось официальной религией Киевской Руси. Педагогическая мысль и школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица).

Христианская идея Единого Бога, Отца и Заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравственные заповеди оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси.

Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним.

2. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси.

Идеалы и программа воспитания черпались из "житий святых", поучений и проповедей, жанр и стилистика которых были заимствованы у византийцев.

В качестве образца поучений можно указать "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников ("Притчи Соломона", "Премудрости Иисуса - сына Сирахова" и др.). Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344 - 407). Выдержки и пересказ этих поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направленность: "Измарагды" (изумруды), "Златоусты", "Пчелы". Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум. 1182). Его сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств.

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096). "Поучение" требует воспитания любви к Богу и страха Божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.

Педагогическая мысль Киевской Руси нашла свое письменное выражение в различных документах XI - XIII вв., в том числе и юридических. "Русская Правда" - важнейший памятник древнерусского права - представляет собой законодательный свод, составленный из княжеских уставов и частично из византийских рукописных источников.

3. Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья.

Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Так, княгиня Ольга (ум. 969) сама воспитала сына Святослава.

Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития.

В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники.

Один из наиболее ранних памятников древнерусской письменности - Устав Ярослава Мудрого, составленный в 1051 - 1053 гг. первый кодекс семейного права.

Он сыграл большую роль в регулировании семейно-брачных отношений на Руси. Статьи Устава охватывают широкий круг социальных вопросов:

• охрана чести и достоинства женщины-матери,

• повышение ответственности обоих родителей за воспитание своих детей и установление гуманных отношений в семье,

• создание юридических механизмов защиты сиротства и предупреждения полусиротства.

Большинство статей разработано одним из образованнейших людей своего времени - митрополитом киевским Илларионом.

4. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей.

Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь Св. Ильи на Подоле в Киеве (X в.).

Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015) в Киеве в 988 году. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств.

Школа, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т. е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.

На протяжении периода X - XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах (Переяславль, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме, Туров, Галич, Ростов и др.).

Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с 7 лет. Родители платили за обучение (давали "мзду"). Школы учения книжного носили элитарный характер: учениками обычно были дети представителей высших сословий.

"Учение книжное" давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе.

Система начального обучения в Древней Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики.

Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. При этом использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Такие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом - читать молитвы по Псалтырю. В качестве писчего материала использовали бересту.

На протяжении X - XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе.

Фонд хранившихся в княжеских дворцах, боярских домах и монастырях рукописей предположительно составлял около 140 тыс. книг. Так, Ярослав Мудрый организовал библиотеку при киевском Софийском соборе. Дошедшие до нас около 500 рукописей XI - XIII вв. - лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI веком приблизительно 700 берестяных грамот.

В результате нашествия монголо-татар (1237 - 1241) уровень образования на Руси резко снизился.

 

Тема 6. Воспитание и образование в эпоху Средневековья

1. Школы, создаваемые церковью.

2. Новые типы школ.

3. Рыцарское воспитание.

4. Университеты.

5. Развитие схоластики.

I. Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры.

Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным) (353 - 430), который одним из первых выступил против использования языческих элементов в христианском воспитании.

В VI - VII вв. вместо исчезнувших античных школ стали появляться школы, создаваемые церковью:

· монастырские школы - для мальчиков, которые готовились стать монахами (внутренние), и для жителей данного церковного прихода (внешние);

· соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей дворяне и именитые горожане, - в центрах церковного управления;

· приходские школы - открывались при церковных приходах, помещались или в специальной комнате, или в доме священника и собирали 3-10 мальчиков.

Языком обучения являлся латинский.

В школах учились вместе с детьми и взрослые мужчины; учение продолжалось несколько лет.

Курс обучения в монастырских и соборных школах со временем расширялся, стали изучать семь свободных искусств (V - VI в.в.), включавших:

· тривиум - грамматику, риторику, диалектику;

· квадриум - арифметику, географию, астрономию, музыку.

Основой всех наук считалась грамматика. Заучивались грамматические формы латинского языка, разбирались тексты религиозных книг. Математика включала в себя арифметику и начала геометрии. Диалектика изучалась для подготовки к ведению споров на религиозные темы, к защите догматов веры, риторика - для подготовки церковных проповедников.

Частыми в школах были физические наказания.

В XIII - XV вв. самим населением, а также городскими властями стали создаваться новые типы школ:

· цеховые (для детей ремесленников),

· гильдейские (для детей купцов),

· городские - впоследствии объединившие цеховые и гильдейские.

Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских - еще и на латинском.

Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера.

Появились подобные учебные заведения и для девочек.

3. Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов. Его содержанием были семь рыцарских добродетелей:

· езда верхом,

· плавание,

· •владение копьем и мечом,

· фехтование,

· охота,

· игра в шахматы,

· умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца.

Книжная образованность презиралась. Организация воспитания была следующей:

• до 7 лет мальчик жил в своей семье;

• с 7 до 14 - при дворе сюзерена, выполняя обязанности пажа при супруге сюзерена и его придворных;

• с 14 до 21 года был оруженосцем у своего господина. Таким образом; осваивались вежливость, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воинская доблесть, религия;

• в 21 год юноша, пройдя предварительные испытания в турнирах, поединках, пирах, посвящался в рыцари.

4. В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления, выборов ректора, имели свой суд, присуждали ученые степени и т. п. Каждый университет создавал свой устав, по которому организовывалась eго жизнь.

В XII веке возникли университеты в Италии, затем были основаны университеты:

• Парижский (1200) на базе Сорбоннской богословской школы,

• в Оксфорде (1206), Кембридже (1231),

• в XIV веке в Праге, Варшаве. Сеть их быстро расширялась.

Средневековый университет имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполнявший роль общеобразовательной школы, изучались "семь свободных искусств", и в случае успешной учебы студент получал степень бакалавра. После 6-7 лет обучения, окончивший его и защитивший перед членами факультета работу, получал степень "магистра искусств". Далее можно было продолжить образование на богословском, медицинском или юридическом факультетах, где срок обучения составлял также 6-7 лет и заканчивался защитой работы на ученую степень доктора наук.

Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, которые профессор читал по книге и комментировал, участвовал в диспутах по заранее определенным темам.

5. В период Средневековья получила развитие схоластика, стремившаяся примирить, сблизить науку и богословие, светское знание и христианскую веру, ставшая универсальной философией и теологией в XI - XV вв. Схоластика развивала формально-логическое мышление и оживляла теологию. Одним из видных представителей являлся Фома Аквинский (XIII в.), труды которого стали главными источниками при изучении богословия в школе.

Со временем схоластика превратилась в формальную бессодержательную "науку" словопрения, однако господствовала в обучении еще на протяжении долгих веков.


Тема 7. Воспитание и школа в эпоху Возрождения

1. Педагоги – просветители эпохи Возрождения.

2. Школы гуманистического образования.

1. Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV - XVI) человечество обязано признанием самоценности личности. Педагоги-просветители эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый, гуманный принцип воспитания. Франсуа Рабле (1494 - 1553) - французский писатель, в своем романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" дал типичную картину воспитания того времени - отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезни, скуку. В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши. Эразм Роттердамский (1469 - 1536) в сатирическом произведении "Похвала Глупости" высмеял невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности ребенка при обучении, заинтересовать его учением.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) написал трактат-утопию "Город Солнца" (1602), где дал образец общества, основанного на равенстве. В трактате описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми.

Томас Мор (1478 - 1535) - английский мыслитель, в своем труде "Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516) изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считает воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта - важнейшие нравственные черты, отличающие гармонично развитого человека. Государственные школы призваны развить в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке всех: и мальчиков, и девочек.

Главными идеями педагогов-гуманистов являлись:

• забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности;

• стремление к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей;

• любовь к детям;

• отказ от физических наказаний;

• приобщение к труду.

Педагогика гуманизма смогла реализоваться лишь спустя несколько столетий, а в XV - XVI вв. школы продолжали оставаться схоластическими, типично средневековыми.

2. В практике нескольких педагогов гуманистические идеи нашли свое воплощение. Такими школами гуманистического образования стали:

• гимназия в Страсбурге, созданная Иоганном Штурмом (нач. XVI в.), гдеизучались латинские и греческие языки,

• Лондонская публичная школа, созданная при участии Эразма Роттердамского.

В Северной Италии, в Мантуе была известна школа под руководством Витторино да Фельтре (XV в.). Он был приглашен для воспитания детей герцога Гонзага; с ними вместе оказались еще 80 воспитанников - детей аристократов и одаренных детей незнатного происхождения, содержавшихся за счет самого де Фельтре. Учебно-воспитательное учреждение, названное "Дом радости", стремилось развить "ум, тело и сердце". Главные предметы программы - классические (латинский и греческий) языки и литература, сопровождаемые историческими комментариями, логика, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически, занимаясь верховой ездой, борьбой, бегом, военизированными играми. Обучались совместно мальчики и девочки, что было нововведением. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитание и обучение у древних славян | Влияние Реформации и Контрреформации на образование и воспитание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 6699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.