КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века
1. Реформа образования 2.Частные учебные заведения 3.Учреждение лицеев 4. Домашнее воспитание 5. Реакционные тенденции 1. В годы царствования Александра /(1801 - 1825) школьная политика прошла два различных этапа: · до 1815 года реформы пытались провести в духе Просвещения. Эти планы в известной степени были следствием либерализма молодого царя; · с 1816 года возобладали реакционные тенденции. На первом этапе, на протяжении 1802 - 1804 гг., произошла реформа народного образования. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Первым его министром стал П.В. Завадовский (1739 - 1812). Реорганизация национальной системы образования началась с принятия Предварительных правил народного просвещения (1803) и Устава учебных заведений, подведомых университетам (1804). Новая система предусматривала 4 ступени образования: • университеты (высшая ступень), • гимназии (средняя ступень), • уездные училища (промежуточная ступень), • приходские школы (низшая ступень). Между ступенями должна была существовать преемственность. Создавались 6 округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения. Обучение в приходских училищах было рассчитано на 1 год, в уездных училищах - на 2 года. В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка (в национальных школах - и грамматика родного языка), география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, начала технологии и др. Курс гимназического образования составлял 4 года, программа включала латынь и живые западные языки, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику и естественно-исторические дисциплины (минералогия, ботаника, зоология, коммерция, технология, рисование); не было в программе богословия и русского языка. Первым объектом реформ оказалась высшая школа. К уже существовавшим университетам в Москве, Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский. Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ - в уездные растянулось почти на два десятилетия. Менее всего удалась реформа приходских школ. Их число росло медленно, прежде всего из-за нехватки средств. 2. Все более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными: • Ришельевский лицей в Одессе (в дальнейшем был преобразован в университет), • Ярославский лицей, • Лазаревский Институт восточных языков в Москве, • подмосковный пансион В.В. Измайлова, • школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в селе Архангельском Смоленской губернии и др. Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы. 3. Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена благодаря учреждению лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства. Особую роль в их создании, в частности, в организации Царскосельского лицея, сыграл блестящий администратор М.М. Сперанский (1772-1839). Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Первым директором Царскосельского лицея (из стен которого вышли великий поэт А.С. Пушкин, крупный дипломат A.M. Горчаков, декабристы И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер) был назначен известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765 - 1814). 4. В дворянской среде по-прежнему было популярным домашнее воспитание. Гувернерами нанимали по большей части французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми. Как замечал А.С. Пушкин, "в России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное". 5. В последнее десятилетие царствования Александра I в общественной жизни усиливаются реакционные тенденции: • клерикализация школьного дела при АН. Голицыне, возглавившем в 1816 году Министерство образования; • манифест императора о создании Министерства народного просвещения и духовных дел; · инструкции для университетов, подготовленные М.Л. Магницким, где доказывалось, что истины, основанные на одном разуме, "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня"; · ревизия Казанского университета и ряд мер, направленных на то, чтобы насадить в нем дух обскурантизма. При министре просвещения А.С. Шишкове в школьной политике от теософических пристрастий Голицына возвратились к национальному православию. Соответственно обскурантизм приобрел иные формы.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |