Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школьная политика второй четверти XIX века




1. Устав о начальных и средних школах

2. Православие, самодержавие и народность

3. Ограничение автономии университетов

4. Рост системы образования

5. Участие в организации среднего образования иных министерств

6. Развитие гимназий, частных учебных заведений, университетов

1. В годы царствования Николая I (1825 - 1855) система образования и школьная политика претерпели важные изменения.

В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828). В Уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип "Каждому сословию свой уровень образования":

-- приходские училища предназначались для низших сословий;

-- уездные училища - для детей купцов, ремесленников и прочих "городских обывателей";

-- гимназии - для детей дворян и чиновничества.

2. В 1833 году Ливена заменил С.С. Уваров, один из самых просвещенных людей тогдашней России, пробывший на посту министра просвещения до1849 года.

После инспектирования университета и гимназии в Москве Уваров оценил состояние студенческих умов как неудовлетворительное по причине влияния "европейских идей". В докладе по результатам инспекции в качестве идеологической платформы воспитания и образования были выдвинуты три принципа. "Православие, самодержавие и народность" Формула Уварова носила консервативный, охранительный характер. Первые два принципа - православие и самодержавие - соответствовали идее государственности российской политики.

Принцип народности, по существу, был западноевропейской идеей о национальном возрождении, перекроенной под национализм русского самодержавного государства.

3. Университетский устав 1835 года учитывал единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов. Постановление 1849 года лишало университеты права избрания ректора.

4. В сфере образования были достигнуты определенные положительные результаты.

Заметно выросла система образования.

На протяжении 1832 - 1842 гг. увеличилось:

• число студентов в университетах (без учета Польши и Финляндии) с2,1 тыс. до 3,5 тыс. (в том числе получивших диплом об университетском образовании - с 477 до 742),

• количество учащихся различных учебных заведений - с 69,3 тыс. до 99,8 тыс. (не считая учеников церковных школ, военных училищ, а также женских школ, основанных императрицей Марией Федоровной),

• количество гимназий - с 64 до 76,

• уездных училищ - с 393 до 445,

• приходских училищ - с 555 до 1067,

• частных школ (включая пансионы) - с 358 до 531,

• преподавателей и чиновников в системе образования - с 4,8 тыс. до 6,8 тыс. Получили развитие предусмотренные Уставом 1828 года особые закрытые учебные заведения для дворян: в 1842 году в губернских городах насчитывалось 47 таких заведений. Воспитанники некоторых из них получали дворянское воспитание и одновременно обучались в гимназиях вместе с разночинцами.

Подчиненные министерству просвещения гимназии развивались как школы классического образования (естествознание, например, было введено лишь в 1849 году - да и то не во всех гимназиях). В программах особое место занимали греческий и латинский языки. 5. Организацией современного среднего образования занимались и другие министерства.

Министерство финансов в 1839 году учредило в гимназиях и уездных училищах нескольких городов (Тула, Курск, Керчь, Рига, Вильно) реальные классы, в которых получали образование учащиеся этих заведений и посторонние лица "промышленного состояния". Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Минске, Симбирске, Воронеже и Смоленске.

Министерство государственной собственности - несколько повышенных школ для государственных крестьян.

6. В 1849 - 1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой были созданы три типа гимназий:

- с двумя древними языками;

-с обучением естествознанию и законоведению;

- с обучением законоведению.

Возрастала роль частных учебных заведений, находившихся под контролем Министерства просвещения.

Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педагогической.

Развитие университетов зависело от обеспеченности кадрами преподавателей. В первые десятилетия XIX века большинство преподавательского корпуса составляли иностранцы. Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы, которую начали осваивать при министерстве Ливена.

В некоторых университетах появились кафедры педагогики - например, в 1851 году в Московском университете.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.