Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.2 Политическая система, государ­ство и политическая идеология

Тема 3.1 Сущность политики и её институты. Власть и властные отношения

Политическая сфера современного общества

Сущность политики. Политика (от др.-греч. πολιτική – «государственная деятельность», от греч. πόλις – «город, государство») – сфера общественных отношений относительно процессов получения, разделения, использования и передачи власти.

Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:

- теологическое – божественное происхождение;

- антропологическое – происхождение обусловлено социальной сущностью человека;

- биологическое – происхождение из природы инстинктов самосохранения, борьба за выживание и агрессивности;

- психологическое – первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности, интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики, в т.ч. бессознательными;

- социальное – политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего – по мере роста его сложности и развития социальной стратификации.

Достаточно устоявшимся является мнение, что политика появляется там и тогда, где и когда утрачивается естественное согласие, однако существует потребность в согласованном поведении. Политика выступает в роли одной из форм регулирования общественных отношений. В отличие от других социальных институтов политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Суть политики обеспечить целостность общества, согласовывать интересы.

Основные теоретические подходы в определении сущности политики:

- субстанциональный – управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой;

- институционный – организации (например, государство) или некоторое сообщество людей (например, партия), выполняющие властные функции;

- социологический – общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп, реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей;

- телеологический – политика основана на понятиях «организация», «целеполагание» и «целедостижение»;

- консенсусный – предполагает разрешение проблем ненасильственными и неконфликтными методами, посредством сотрудничества и поиска компромиссов, и политика в нём понимается как деятельность по достижению согласия между гражданами;

- конфронтационный – политика является сферой столкновения интересов, областью противостояния, предполагающей доминирование более сильных субъектов или организаций над более слабыми.

На практике эти подходы дополняют друг друга.

Функции политики:

- реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти;

- регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство;

- обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности);

- рационализация отношений между людьми в социуме, смягчение противоречий в обществе и поиск разумных решений возникающих проблем.

Классификация видов политики осуществляется по нескольким основаниям:

- по целевой сфере общества: экономическая, социальная, научно-техническая, военная и т.п.;

- по направлению, или масштабу: внутренняя и внешняя;

- по содержанию и характеру: прогрессивная, реакционная, научно обоснованная и волюнтаристская;

- по субъектам: политика мирового сообщества, государства, организации и т.д.

Политические институты имеют неоднозначное значение. Во-первых, политический институт – устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе. В таком контексте, в современном обществе, существуют следующие политические институты: институт парламентаризма (законотворчество на основе различных общественных интересов), институты исполнительной власти (реализация текущего государственного управления), институты судопроизводства (регламентация отношений по поводу споров и конфликтов) и др. Во-вторых, политические институты – это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Такими институтами являются государство, политические партии и политизированные общественные движения. К числу наиболее общих функций политических институтов относятся:

- консолидация общества, социальных групп в целях реализации их коренных интересов посредством политической власти;

- выработка политических программ, выражающих устремления этих социальных общностей, и организация их осуществления;

- упорядочение и регулирование действий общностей в соответствии с политическими программами;

- интеграция других социальных слоев и групп в поле общественных отношений, выражающих интересы и соответствующие устремления общности, создавшей институт;

- защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, соответствующих интересам представляемых общностей;

- обеспечение оптимального развития и направленности политического процесса на реализацию приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил. Политические институты обычно возникают на базе тех или иных неинституционализированных общностей или групп и отличаются от предшествующих структур созданием постоянного и оплачиваемого аппарата управления.

Власть – это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т.д. Носители власти прибегают также к приемам убеждения и поощрения, используют авторитет.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной мере всегда сопутствовать его развитию. Власть является атрибутом, неотъемлемым элементом любой общественной системы, необходимым средством ее функционирования и развития.

Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Власть всегда является двусторонним отношением субъекта (активное начало) и объекта (пассивное начало). Объект подвергается физическому или психологическому принуждению.

Для воздействия на поведение других людей субъект властвования должен иметь в своем распоряжении определенные ресурсы, т.е. средства подкрепления, с помощью которых воздействовать на поведение подчиненных. Ресурсы власти – это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь.

Легитимность власти означает признание и поддержку большинством населения данной власти, ее права управлять, а не просто навязывать свою волю. Термин «легитимность» следует отличать от термина «легальность», означающего юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам.

Типология легитимности, созданная М. Вебером, включает в себя три основных принципа: традиция, харизма, легальная рациональность. В конкретных политических системах данные принципы переплетаются при преобладании одного из них.

Общепризнанной нормой в демократических государствах является принцип разделения властей. Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках, монополия какого-либо органа политического управления на власть рассматривается как самая большая опасность, угрожающая демократическим принципам. Теория разделения властей предполагает наличие закрепленных полномочий исполнительных, законодательных и судебных органов, позволяющих политическим институтам, будучи независимыми друг от друга, в рамках своей компетенции контролировать друг друга и препятствовать опасной для демократии концентрации власти в руках какой-либо одной из ее ветви.

Источники власти (по М. Веберу):

- насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы);

- авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера);

- право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция);

В последнее время в источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.

Условиями реализации власти являются иерархия и субординация (принцип подчинённости нижних уровней верхним) и возможность санкционирования (методы наказания и поощрения).

Виды власти: политическая (верховная, законодательная, исполнительная, судебная), военная, семейная и др.

Функции власти: коммуникативная, координационная, управленческая, контрольная.

Политическая власть занимает ключевое значение. Она представляет собой реальную возможность субъекта проводить свою волю в области политики и правовых норм с целью защиты и реализации своих коренных интересов. Отличительными чертами политической власти являются:

- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

- верховенство и обязательность к исполнению ее решений для всего общества;

- публичность, т.е. всеобщность и одновременно безличность предписаний власти, обращенных от имени общества но средством абстрактных норм права;

- моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;

- многообразие используемых для достижения цели ресурсов.

Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, обеспечить их объединение или разъединение:

- противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты;

- стремиться к максимальной стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу.

Политическая система общества или политическая организация общества – организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом; характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Основные дихотомические типы политических систем:

Монархия Диктатура. Тирания. Деспотия
Аристократия Олигархия
Демократия Плутократия

Структура политической системы включает ряд компонентов:

- организационный (институциональный) компонент – политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации;

- культурный компонент – политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии);

- нормативный компонент – социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы;

- коммуникативный компонент – информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом;

- функциональный компонент – политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Функции политической системы:

- обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества;

- управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения;

- мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач;

- выявление, представительство и удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений;

- интеграция общества;

- политическая социализация;

- легитимация политической власти.

Государство (от древнерусс. «государь» ← «господарь» ← «господь») – это особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий».

Признаки государства:

- наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство;

- наличие аппарата управления;

- собственная денежная система, налоговые сборы, государственная казна;

- собственность (ресурсы);

- территория;

- население;

- наличие государственного языка (языков);

- суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект);

- гражданство / подданство;

- государственные символы.

Разница между государством и страной. Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница. Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам.

Формы государственного устройства (расположены в убывающем порядке относительно распространённости):

- унитарное государство (от фр. unitarism от лат. unitas – единство); – форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования (признаки: единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; единые для всей страны высшие органы власти; единая система законодательства; единое гражданство; единая денежная единица; единый государственный язык; составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета);

- федерация (от фр. federation, от позднелат. foederatio – объединение, союз) – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью (признаки: территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов; компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией (в некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы); в большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации – федеральных единиц; основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы; обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента (одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны, вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации));

- конфедерация (от лат. confoederatio – союз, объединение) – союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий (как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы); государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно; исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива – она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Формы правления:

- монархия (от греч. – «единовластие»): абсолютная, ограниченная (сословно-представительная, конституционная, дуалистическая, парламентарная);

- республика (от лат. res publica – «дело народа»): парламентская, президентская, смешанная (монархическая республика или республиканская монархия).

Политико-правовые режимы:демократия, либерализм, социализм, аристократизм, олигархия, авторитаризм, деспотизм, тирания, тоталитаризм.

Теории происхождения государства:

- теологическая теория (Ф. Аквинский);

- патриархальная теория (Аристотель, Платон, Конфуций, Михайловский, Фильмер);

- теория общественного договора (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, А. Н. Радищев);

- теория насилия (К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг);

- материалистическая (марксистская) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин);

- психологическая теория (Цицерон, Г. Тард, Л. Петражицкий);

- расовая теория (Ж. Габино, Ф. Ницше);

- органическая теория (Г. Спенсер, Р. Вормс);

- ирригационная теория (К. Виттфогель);

- комплексная теория происхождения государства (Х. Й. М. Классен);

- кризисная теория (А.Б. Венгеров);

- дуалистическая теория (Малыгин, Афанасьев);

- теория специализации (Т.В. Кашанина);

- теория инцеста (половая) (К. Леви-Стросс);

- спортивная теория (Ортега-и-Гасет);

- патримониальная теория (Галлер);

- диффузионная теория (Гребнер).

Основная цель государства – обеспечение комфортного проживания своих граждан.

Функции государства:

- внутренние (правовая, политическая, организаторская, экономическая, социальная, функция – обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта, экологическая, культурная, образовательная);

- внешние (внешнеполитическая, обеспечение национальной безопасности, поддержание мирового порядка, взаимовыгодное сотрудничество).

Политическая идеология представляет собой одну из форм политического сознания; представляет собой определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям; это разновидность корпоративного сознания, отражающая групповую точку зрения на ход политического и социального развития общества.

Функции идеологии:

- ориентационная, которая выражается в том, что она создает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности;

- мобилизационная, где идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизуя общество на достижение поставленных целей и задач;

- интегративная, которая заключается в организации и интеграции определенной общности, противопоставляя частным интересам интересы социальных групп и общества;

- амортизационная, главная цель которой – ослабить социальную напряженность при несоответствии между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения;

- функция выражения самосознания и интересов определенной социальной группы, слоя, нации, класса или других общностей, интеллектуальное и духовное обоснование политической деятельности, определение механизма защиты выражаемых интересов.

Уровни идеологии: теоретико-концептуальный, программно-политический и актуализированный.

Законы политической идеологии (по Л. Фойеру):

- закон постоянных компонентов (во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента: 1) миф о Моисее (как спаситель, миссия), 2) определенный догмат, парадигма, дающая идеологии философское обоснование, 3) социальная база данной идеологии, определенный слой людей, призванный воплотить идеологию в реальные действия);

- закон «правого» и «левого» крыла (одна и та же идеология в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии; на протяжении этого процесса она может быть как «левой», так и «правой», т.е. обслуживает разные политические и социальные силы);

- закон генерационной идеологической волны (генерационная волна возникает «слева», потом постепенно смещается к центру и завершается волна на «правых» позициях);

Модели формирования идеологии:

- модель конденсации отражает процесс трансформации идеологических представлений, присущих обыденному политическому сознанию в теоретические структуры; происходит своего рода конденсация «испарений массового сознания» и преобразование их в идеологические формы;

- модель конвергенции – это образование идеологии путем синтеза, интеграции различных идей и представлений;

- модель дивергенции – формирование новой идеологии происходит путем «расщепления» идеологии уже существующей, в результате ее редукции, дезинтеграции;

- модель ревитализации – образование идеологии на основе возврата к старым идеям, их возрождения в модифицированной форме;

- модель плавильного котла – такую модель формирования идеологии ученые предложили рассматривать в условиях глобализации, когда в одном плавильном котле оказались политические идеи, концепции, доктрины и представления всех времен, народов и регионов.

Основные идеологические системы со­временности:

- либерализм – политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности; социальная основа либерализма – индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни; основные принципы либерализма: гуманистические ценности, антропоцентризм (при понимании равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному), наличие четких границ относительно ограниченной деятельности государства в обществе;

- неолиберализм, наученный историческим опытом, допускает более значительную регулирующую функцию государства;

- консервативная – комплекс идей и принципов: идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах, но лишь путём естественных изменений; отрицание договорной природы государств; убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может быть естественным и эффективным органом управления, поэтому желательным является последовательное ограничение его вмешательства в регуляцию общественных отношений, замещение его в этой функции такими факторами, как религия, мораль, традиция; отождествление политической свободы с ограничением государственной власти; приверженность социальной стабильности, так как нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки могут быть лучше старых;

- неоконсерватизм возник как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма; главные принципы и ценности неоконсерватизма: ограничение вмешательства государства в экономику, но признание необходимости усиления его влияния в политической сфере, особенно в отстаивании интересов нации на международной арене и в деле поддержания законности и порядка; внимание к вопросам морали, права и религии; решительное отрицание идеи государственного капитализма, политики обобществления и национализации; провозглашение курса на свертывание социальных программ и сужение социальных гарантий;

- анархизм, представляет собой совокупность достаточно разнородных политических течений, настроений и ориентации, оказывающих значительное влияние на политические процессы, особенно в переломные моменты истории; специфической чертой всех форм анархизма является представление о государстве как основном источнике зла (угнетения, войн, репрессий, всех форм социального паразитизма) в обществе, а его разрушение, устранение – главное условие радикального совершенствования социальных отношений; столь же негативно анархисты относятся к политическим средствам борьбы – партиям, организациям и т.п., поскольку их деятельность концентрируется вокруг проблемы воздействия или завоевания государственной власти; основной упор они предлагают делать на неполитических, прежде всего экономических средствах социальной борьбы – деятельности профессиональных союзов, забастовках, массовых выступлениях; практически любая анархическая теория и связанная с ней практика исходят из культа индивидуалистического бунтарства;

- социализм – различные политические движения, исходящие из отрицания капитализма как общественного строя и стремящиеся утвердить новый общественный строй, лишенный недостатков, присущих капитализму: эксплуатации человека человеком, всех форм социального неравенства, войн, произвола государства и т.д.;

- коммунизм – идеология, сутью которой является критика капиталистических отношений и вера в историческую неизбежность революционной замены капитализма социализмом; основные принципы: уничтожение частной собственности и переход к государственной, централизованное планирование, приоритет коллективных и государственных интересов над интересами личности, руководящая роль рабочего класса и коммунистической партии в обществе;

- реформизм – идеология преобразования общества путем последовательного его реформирования;

- социал-демократия защищает путь реформистского преобразования капиталистического общества и отрицательно относится к революционным действиям; основополагающие ценности социал-демократии: солидарность, равенство, свобода, справедливость.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №8. Социальные нормы | Тема 3.3 Политические субъекты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.