Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа человеческих отношений. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы




Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Важную роль в развитии идей этой школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие деятельность организаций с точки зрения широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в целом.

Административная (классическая) школа менеджмента

Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.

(А. Файоль, Л.Урвик, Д. Муни)

Сущность и принципы «теории администрации»

Возникновение административной школы связано главным образом с именем Анри Файоля (1825 – 1925). По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины 20 в. Если идеи Тейлора все-таки получили признание, то работа Файоля практически повсеместно забыта. Однако Файоль занимался более широким направлением, чем Тейлор, и его определение того, что он понимал под менеджментом, остается ценным и сегодня.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

В своей работе «Общий и производственный менеджмент», опубликованной в 1916 г., Файоль сформулировал 14 принципов менеджмента.

1. Разделение труда: задачи должны быть разделены на более мелкие составляющие, и работники должны специализироваться на выполнении ограниченного числа задач, что позволит накапливать им опыт и повышать производительность труда.

2. Полномочия и ответственность: полномочия – это право отдавать приказы и нести за них ответственность, добиваться их исполнения при помощи вознаграждения и наказания; таким образом, полномочия должны сопровождаться соответствующей ответственностью.

3. Дисциплина: важна для того, чтобы управление бизнесом происходило в нормальном режиме, т.е. без срывов, и зависит от того, насколько хорошо выполняют свои обязанности руководители, насколько четкими и справедливыми являются их аргументы и насколько обоснованы применяемые ими наказания.

4. Единство команды: в отношении любого действия, каким бы оно ни было, сотрудник должен получать приказы только от одного начальника, в противном случае полномочия, дисциплина, порядок и стабильность оказываются под угрозой.

5. Единство направления: группа видов деятельности, объединенных вокруг единой цели, которая должна координироваться на основе единого плана и ответственности одного руководителя.

6. Подчинение частных интересов общим: отдельные или групповые цели не должны перевешивать цели своего бизнеса.

7. Вознаграждение персонала: может осуществляться при помощи различных методов, при этом их выбор является важным; он должен быть справедливым, поощрять прилагаемые усилия и не допускать завышенной оплаты.

8. Централизация: форма организации, при которой приказы отдаются только сверху вниз; является проблемной областью в организации, которая должна учитывать различные характеристики персонала, в том числе численность и профессиональную подготовку.

9. Скалярная цепь (цепь властных полномочий): коммуникации, как правило, должны идти и вверх и вниз по цепочки властных полномочий, имеющейся в организации, по коммуникации между эквивалентными уровнями в различных отделах могут быть полезными только тогда, когда руководители о них знают.

10. Порядок: как материалы, так и работники должны всегда быть на предназначенных им местах, уровень квалификации – соответствовать должностям, поэтому необходимы тщательная организация работ и строгий отбор персонала.

11. Справедливость: к персоналу необходимо относиться доброжелательно и справедливо.

12. Стабильность использования персонала: следует избегать большой текучести персонала, поскольку для накопления профессионального опыта каждому человеку требуется определенное время.

13. Инициатива: всех работников необходимо поощрять проявлять инициативу, но в рамках общих требований и дисциплины.

14. Корпоративный дух: необходимо прилагать специальные усилия для достижения в организации гармонии и предупреждения появления в ней разногласий и деления на отдельные группировки.

(Г. Мюнстерберг, М. Фоллетт, Э. Мейо)

В 30-50- х гг. 20 в. на Западе получила распространение «неоклассическая» школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Создатели этой школы использовали достижения психологии и социологии – наук о человеческом поведении – в управлении.

Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863 – 1916). Он фактически создал первую в мире школу промышленных психологов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.