КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и роль государственных внебюджетных фондов
Фонд социального страхования Фонд обязательного медицинского страхования Пенсионный фонд Российской Федерации Сущность и роль государственных внебюджетных фондов; Тема 3.4. Внебюджетные фонды Вопросы: Определение - Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет. Внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых ресурсов. Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Их создание позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определённых социально-экономических задач. Исторически внебюджетные фонды возникли раньше, чем появился сам бюджет. Их основное отличие от бюджетных средств состоит в строго определенных целях использования. В современных условиях значение внебюджетных фондов вновь повышается. Основными источниками формирования внебюджетных фондов являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. С помощью государственных социальных внебюджетных фондов можно решать ряд задач: - оказывать социальную помощь и услуги населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи; - обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека; - оказывать социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры; - финансировать пенсионное обеспечение. В настоящее время в бюджетной системе Российской Федерации присутствует три внебюджетных фонда социальной направленности – какие? - Пенсионный фонд Российской Федерации; - Фонд социального страхования Российской Федерации; - Фонд обязательного медицинского страхования. С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи: - социальную защиту населения; - повышение жизненного уровня населения; - сохранение и улучшение здоровья населения; - социальную ориентацию безработного населения; - оказание социальных услуг населению. Аккумуляция средств во внебюджетных фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п. Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют бюджет фонда, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых фондом функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Государственной думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных или представительных органов власти субъектов РФ и принимаются в форме законов субъектов РФ одновременно с принятием законов о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются: - обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами; - добровольные взносы юридических и физических лиц; - прочие доходы. С 2010 года единый социальный налог, ранее формировавший доходную часть внебюджетных фондов Российской Федерации был заменен на систему страховых взносов во внебюджетные фонды. Первоначально суммарный процент взносов во внебюджетные фонды составлял 34 процента от фонда заработной платы каждого работающего, уплата взносов на работника прекращалась после достижения фондом заработной платы работника порогового значения в 415 тысяч рублей. На сегодняшний день ставка взносов в фонды составляет 30% (плюс 10% на высокие зарплаты – выше 624 тысяч рублей в год в 2014 году). Данную ставку планируют оставить неизменной до 2016 года. Для малого бизнеса до 2018 года включительно ставка взносов во внебюджетные фонды составляет 20% от фонда заработной платы работника. Но данная льгота распространяется на субъекты малого бизнеса, работающие в производственной и социальной сфере, и не распространяется на сферу торговли. От уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются: - организации в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности; - общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций и организаций, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации; - индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие на территории РФ; частные детективы, занимающиеся частной практикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности. Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами. Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации. Контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль исполнения бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Например, на федеральном уровне к таким органам относится Счетная палата Российской Федерации.
2. Пенсионный фонд Пенсионный фонд Российской Федерации – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения. В задачи фонда входят: - обеспечение сбора страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий; - организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд на основе современных средств автоматизации; - проведение работы по организации индивидуального учета поступающих в фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов; - международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда. Источниками средств Пенсионного фонда являются: - страховые взносы работодателей; - страховые взносы граждан; - ассигнования из федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также на выплату социальных пенсий; - средства, взыскиваемые в результате предъявлении регрессивных требований - добровольные взносы; - доходы от капитализации средств фонда; - прочие поступления. Пенсионный фонд используется на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, а также для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам. Состояние бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации при рассмотрении соответствующего проекта закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации осенью 2013 года представлено в таблице 2. Таблица 2 Состояние бюджета Пенсионного фонда [1]
Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели. Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов. В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды. Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей. С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот. С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась. Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона. В 2012 году разработана «Стратегия развития пенсионной системы до 2030 года». Фактически данная стратегия, разработанная Минтрудом России, предлагает вернуться к распределительной пенсионной модели, ликвидируя накопительный компонент в том его виде, который был принят в 2001 году. Причинами такого решения явился возросший дефицит бюджета Пенсионного фонда. Его значение в 2013 году оценивается на уровне 1,5% ВВП. Но направление аккумулированных накоплений граждан в распределительный фонд для текущих выплат пенсий существующим пенсионерам решают проблему только временно. По оценкам Минтруда России уже к 2030 году дефицит бюджета Пенсионного фонда опят может составить около 1% ВВП, то есть придется столкнуться с той же самой проблемой. К сожалению, среднегодовой доход от инвестирования накопительной части пенсии на протяжении последних лет был на уровне 4-8%, то есть фактически ни о каких накоплениях в существующей системе накопительной части нет, так как доходность ниже процента инфляции. Внесение изменений в 2013 году в пенсионное законодательство приводит к тому, что с 2015 года накопительная часть пенсии отменяется (если иное решение не примет владелец пенсионного счета), а все отчисления поступают в страховую часть, которая индексируется государством выше, чем процент по накопительной части. Поэтому по своей сути гражданам, очевидно, выгоднее иметь все свои пенсионные средства в страховой части. Весьма подробный анализ проводимой в 2013 году реформы пенсионной системы был проведен первым вице-президентом Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, бывшим заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации Юрием Люблиным [2]. Ю.Люблин указывает, что право на пенсию будут иметь граждане, достигшие, как и сейчас определенного возраста (55 лет – женщины, 60 лет – мужчины) и имеющие страховой стаж не менее 15 лет (сегодня – 5 лет), но при этом вводится дополнительное условие – наличие у обратившегося за пенсией индивидуальных пенсионных коэффициентов. Эти пенсионные коэффициенты с 2015 года будут расти от отметки 6,6 до 30. Как отмечает Юрий Люблин, у экспертов есть опасения того, что фильтр в виде суммы пенсионных коэффициентов на входе в пенсионную систему неизбежно приведет к тому, что не все его перешагнут, так как в случае получения заработной платы ниже установленного минимума, определенный период трудовой деятельности не будет учтен при расчете данных коэффициентов. Эти коэффициенты, в свою очередь, будут определяться исходя из того, как соотносится сумма страховых взносов в ПФР, начисленных за данного работника по его фактическому заработку, с возможной суммой взносов, которая получалась бы по максимальному тарифу из максимальной зарплаты в стране, учитываемой для пенсионной системы. Только при обращении человека за пенсией накопленные в течение трудовой жизни условные коэффициенты будут пересчитаны в рубли с учетом ежегодно утверждаемой их стоимости. Стоимость индивидуального коэффициента - это важнейший элемент новой формулы, обеспечивающий «ручную настройку» пенсионной системы в зависимости от финансового состояния ПФР. Эта стоимость будет определяться делением доходов ПФР на сумму обязательств перед всеми пенсионерами, т. е. на общую сумму всех индивидуальных пенсионных коэффициентов в стране. При таком подходе, по мнению Юрия Люблина, порождается немало неопределенностей, которые не позволяют оценить предполагаемый размер пенсии в будущем. Так, достаточно сложно спрогнозировать сколько всего коэффициентов будет у застрахованного лица, какие будут доходы у Пенсионного фонда. Главный порок новой пенсионной формулы состоит в том, что чем дольше люди будут трудиться, к чему, по утверждению разработчиков, стимулирует формула, тем с большей вероятностью у них возникнут риски получить меньшую пенсию. Этот парадокс Ю.Люблин объясняет просто: работаешь дольше – будешь иметь больше индивидуальных пенсионных коэффициентов, но одновременно возрастет и общая сумма этих коэффициентов (обязательств государства) в системе, а это уменьшит стоимость одного пенсионного коэффициента, являющегося основой для начисления пенсии. Адекватного роста доходов ПФР ждать не стоит из-за неблагоприятного демографического тренда. Одной из особенностей новой пенсионной формулы является ее фискальный подход к застрахованными лицам, у которых есть пенсионные накопления. Только в системе негосударственных пенсионных фондов пенсионные накопления по окончании 2012 г. формировали свыше 20 млн.человек. Ожидается, что по итогам 2013 г. к ним присоединятся еще 7-8 млн.человек и всего их будет более половины занятых в экономике, на счета которых поступают страховые взносы. Вот этим людям новая формула начисляет индивидуальные коэффициенты в пониженном (почти на четверть) размере. Юрий Люблин полагает, что объяснение этому может заключаться в том, что, если человек имеет накопительную часть пенсии, то ему должна быть уменьшена страховая часть, чтобы в сумме было одинаково с тем, кто накоплений не делал. Конечно, каждый человек должен сам принимать решение о том или ином выборе и понимать, что его взносы, изъятые из накоплений, будут использованы на текущие выплаты пенсий. Ему на счет запишут некие дополнительные баллы – с неизвестным результатом при выходе на пенсию, но его пенсионные накопления не будут прирастать. Юрий Люблин указывает, что людям нужно сравнивать это с реальными пенсионными накоплениями, которые к тому же являются живыми, наследуемыми деньгами. В связи с этим необходимо вернуться к острой теме так называемого коэффициента замещения пенсии по отношению к заработной плате, который в любой стране является показателем уровня жизни пенсионеров. У нас же в качестве целевого ориентира предлагают к 2030 г. «достойную» среднюю пенсию размером в 2,5 прожиточного минимума, а коэффициент замещения заметно снижается. 3. Фонд обязательного медицинского страхования Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования. Задачи медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. Коллективное страхование осуществляется в соответствии с социальными программами развития предприятий и является дополнительным к обязательному государственному страхованию. В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Страхователями являются: - при обязательном медицинском страховании для неработающего населения — исполнительные органы власти субъектов РФ, местная администрация, для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий; - при добровольном медицинском страховании — отдельные граждане или предприятия, представляющие интересы граждан. Страховые медицинские организации — это юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие соответствующую лицензию. Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Медицинское страхование осуществляется путем заключения договора между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством. Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис, находящийся на руках у застрахованного лица. Граждане РФ имеют право на: - выбор медицинской страховой организации; - выбор медицинского учреждения и врача; - получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства; - получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса; - предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования; - возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора. На территории РФ лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ. Медицинское страхование граждан РФ, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусторонних соглашений РФ со странами пребывания граждан. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ. Страхователь имеет право на: свободный выбор страховой организации; контроль за выполнением условий договора медицинского страхования; возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном медицинском страховании в соответствии с условиями договора. Предприятие-страхователь, кроме того, имеет право на привлечение средств за счет прибыли предприятия на добровольное медицинское страхование своих работников. В обязанности страхователя входит: заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией; вносить страховые взносы в порядке, установленном законом и договором медицинского страхования; в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан; предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию. Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются: - средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления; - средства государственных и общественных организаций, предприятий; - личные средства граждан; - безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования; - доходы от ценных бумаг; - кредиты банков и других кредиторов; - другие источники. Из этих средств формируются самостоятельные фонды здравоохранения и фонды медицинского страхования. Финансовые ресурсы государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации единой политики в области охраны здоровья населения. Они направляются на: - финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ; - обеспечение профессиональной подготовки кадров; - финансирование научных исследований; - развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения; - субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию; - оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи; - финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях; - оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным некоммерческим учреждением. Основными задачами фонда являются: - финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования; - обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; - аккумулирование финансовых средств фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Они образуются за счет: - части страховых взносов хозяйствующих субъектов и других организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом; - ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; - добровольных взносов юридических и физических лиц; - доходов от использования временно свободных финансовых средств; - нормированного страхового запаса фонда; - поступлений из других источников. Временно свободные финансовые средства фонда размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса фонда направляются на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами фонда. Затраты на содержание фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели его бюджетом. Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются. Фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом. Состояние бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования при рассмотрении соответствующего проекта закона представлено в таблице 3. Таблица 3 Состояние бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования [3]
Управление фондом осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом — директором. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Финансовые средства и имущество всех фондов обязательного медицинского страхования находятся в федеральной собственности. Средства, направляемые гражданами и юридическими лицами на финансирование государственной, муниципальной систем здравоохранения, не облагаются налогами. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности. 4. Фонд социального страхования Фонд социального страхования РФ представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу. Фонд социального страхования РФ является бюджетным учреждением, имеющим региональные отделения. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. К имуществу фонда относится также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями. Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда. Состояние бюджета Федерального фонда социального страхования Российской Федерации при рассмотрении соответствующего проекта закона представлено в таблице 4. Таблица 4
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |