КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, задачи и методы логопедии
Логопедия — наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии являются нарушения речи, а также обучение и воспитание лиц с расстройствами речевой функции. Логопедия изучает людей, страдающих нарушениями речи, — логопатов. Она рассматривает расстройства речи с позиции предупреждения и преодоления средствами специального организованного обучения и воспитания, таким образом, ее относят к специальной педагогике. По возрасту логопатов выделяют дошкольную, школьную и логопедию подростков и взрослых. Задачами логопедии являются: 1)изучение онтогенеза речевой функции при различных нарушениях; 2) определение распространенности, симптоматики и степени проявления нарушений речи; 3)выявление динамики спонтанного направленного развития детей с нарушениями речевой функции, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на ощущение различных видов функций, поведения; 4) нарушение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии; 5)выявление этиологии,.механизмов, структуры, симптоматики речевых расстройств; 6) разработка методов первичной диагностики речевых расстройств; 7) систематизация речевых расстройств; 8) разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых расстройств; 9) разработка вопросов организации логопедической помощи. Теоретический аспект логопедии — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно взаимосвязаны. Выделяют следующие связи логопедии с другими науками: межсистемные (с медико-биологическими и лингвистическими науками) и внутрисистемные (с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики, методами обучения родному языку и математике, с логопедической ритмикой, с общей и специальной психологией). Основными принципами логопедии являются: системность; комплексность; принцип развития; принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка; деятельностный подход; онтогенетический принцип; этиопатогенетический принцип; принцип учета симптоматики нарушения и его структуры; принцип обходного пути; общедидактические принципы (индивидуальный подход, научность, доступность и др.).
К методам логопедического исследования относят: · организационные: сравнительный, комплексный; · эмпирические: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, анкеты, беседа, интервью); · количественный и качественный анализ полученных данных; · интерпретационные – способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями; · логопедическое воздействие – это педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррекционного обучения и воспитания. Основными формами логопедического воздействия являются обучение, воспитание, перевоспитание. В ходе логопедического воздействия осуществляется коррекция и компенсация. Восстановительное обучение осуществляется при локальных нарушениях коры головного мозга и направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. Восстановление речи осуществляется при логопедическом воздействии на людей с афазией. В логопедической работе используются словесный, наглядный и практические методы обучения. Их выбор и использование определяются характером речевых нарушений, содержанием и целями и задачами коррекционно-педагогического воздействия и индивидуально-психологическими особенностями логопатов. Большое значение для развития речи имеет психофизиологическое здоровье ребенка, то есть состояние ВНД, высших психических процессов, а также соматическое состояние ребенка. Условиями нормального, своевременного и правильного речевого развития ребенка являются его психическое и соматическое здоровье, нормальные умственные способности, слух и зрение, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении, полноценное речевое окружение. М. Е. Хватцев выделил следующие причины речевого нарушения: · органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т. п.); · функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики); · социально-психологические причины.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |