Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. №2063-III




Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. №996-ХІV с изменениями и дополнениями

Закон Украины «Об аудиторской деятельности» от 22.04.1993 г. №3125- ХІІ

Закон Украины «О государственной статистике» от 17.09.1992 г. №2614-ХІІ с изменениями и дополненями

Статья 8. Предоставление статистических данных

Все юридческие лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, структурные единицы, перечисленные в статье 2 данного закона, предоставляют данные, необходимые для проведенеия государственных статистических расчетов, бемплатно, если иное не предусмотрено законодательством Украины.

Статистические данные должны быть достоверными и предоставляться в полном объеме в установленные сроки по определенным адресам.

Порядок предоставления статитстических данных определяется в формах государственной отчетности, утвержденных органами гос.статистики.

Статья 8. Публичная бухгалтерская отчетность.

Публичная бухгалтерская отчетность складывается из аудиторского заключения, Баланса, Отчета о финансовых результатах, прочей отчетности в пределах данных, которые не составляют коммерческой тайны и определены законодательством для предоставления пользователям и публикации.

Статья 11. Общие требования к финансовой отчетности

На основании данных бухгалтерского учета предприятия должны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер предприятия.

Финансовая отчетность предприятия (кроме бюджетных организаций, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных таковыми в соответствии с действующим законодательством) включает Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о движении денежных средств, Отчет о собственном капитале и примечания к отчетности.

Статья 11. Упрощенная система налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства

Для субъектов малого предпринимательства в порядке, установленном законодательством Украины, может использоваться упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие составление и предоставление финансовой отчетности:

«Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» Указ президента Украины от 03.07.98 г. №727/98 в новой редакции от 28.06.1999 г. №746/99 (с 1 января 2011 года до внесения изменений в раздел XIV Налогового кодекса Украины в части налогообложения субъектов малого предпринимательства этот Указ применяется с учетом отдельных особенностей, изложенных в пункте 1 подраздела 8 раздела XX Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года N 2755-VI);

«Порядок предоставления финансовой отчетности» Постановление КМУ от 28.02.2000 г. №419;

«Перечень видов деятельности, по которым составляется сводная финансовая отчетность» Приказ Минфина Украины от 24.02.2000 г. №37;

«Положение о документальном обеспечении запасов в бухгалтерском учете» Приказ Минфина Украины от 24.05.1995 г. №88;

«Положение об упрощенной форме бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства» Приказ Минфина Украины от 30.09.1998 г. №196;

«План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций» и Инструкция об их использовании Приказ Минфина от 30.11.1999 г. №291;

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 1 «Общие требования к финансовой отчетности»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 30.03.99 г. № 87;

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 2 «Баланс»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 30.03.99 г. № 87

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 3 «Отчет о финансовых результатах»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 30.03.99 г. № 87

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 4 «Отчет о движении денежных средств»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 30.03.99 г. № 87

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 5 «Отчет о собственном капитале»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 30.03.99 г. № 87

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 28.05.99 г. № 137

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 7 «Основные средства»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 8 «Нематериальные активы»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 18.10.99 г. № 242

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 9 «Запасы»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 10 «Дебиторская задолженность»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 08.10.99 г. № 237

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 11 «Обязательства»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 31.01.2000 г. № 20

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 12 «Финансовые инвестиции»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 26.04.2000 г. № 87

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 13 «Финансовые инструменты»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 30.11.2001 г. № 559

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 14 «Аренда»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 28.07.2000 г. № 181

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 15 «Доход»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 16 «Расходы»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 17 «Налог на прибыль»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 28.12.2000 г. № 353

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 18 «Строительные контракты»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 28.04.2001 г. № 205

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 19 «Объединение предприятий»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 7.07.99 г. № 163

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 20 «Консолидированная финансовая отчетность»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 30.07.99 г. № 176

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 21 «Влияние изменения валютных курсов»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 10.08.2000 г. № 193

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 22 «Влияние инфляции»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 28.02.2002 г. № 147

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 23 «Раскрытие информации относительно связанных сторон»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 18.06.2001 г. № 303

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 24 «»Прибыль на акцию»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 16.07.2001 г. № 344

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 25.02.2000 г. № 39.

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 26 «Выплаты работникам»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 28.10.2003 г. № 601

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 27 «Прекращаемая деятельность»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 7.11.2003 г. № 617

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 28 «Уменьшение полезности активов»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 24.12.2004 г. № 817

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 29 «Финансовая отчетность по сегментам»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 19.05.2005 г. № 412

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 30 «Биологические активы»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 18.11.2005 г. № 790

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 31 «Финансовые расходы»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 28.04.2006 г. № 415

Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 32 «Инвестиционная недвижимость»: Утв. приказом Министерства финансов Украины от 02.07.2007 г. № 779

 

Вопрос 3. Концептуальная основа МСФО (IFRS)

В процессе исторического развития возникали и постепенно усовершенствовались национальные системы бухучета. В каждой стране местные положения регулируют в большей или меньшей мере содержание финансовых отчетов. Такие местные регулирующие положения включают стандарты бухучета, которые принимаются регулирующими органами или профессиональными бухгалтерскими организациями в каждой стране. В США такими стандартами являются Общепринятые принципы учета (General Accepted Accounting Principles – GAAP), в Великобритании – Закон о компаниях, в странах ЕС – директивы, во Франции – нормы.

Почему возникли МСФО? В послевоенные годы в странах Западной Европы и США активизировались экономические и политические процессы. Эти процессы характеризировались быстрыми темпами экономического роста. Наряду с возрождением национальных экономик постепенно стали набирать силу интеграционные процессы на межгосударственном уровне практически во всех областях общественной жизни.

Причины экономической интеграции:

- усиление процессов кооперации и специализации на межгосударственном уровне;

- усиление эмиграционных процессов на межгосударственном уровне, что было обусловлено разными темпами развития, которые сопровождались высокими темпами инфляции, сокращением рабочих мест и высоким уровнем безработицы;

- развитие внешней торговли и снижение торговых барьеров;

- развитие национальных рынков капиталов и усиление движения свободного движения капиталов из одной страны в другую;

- создание международных транснациональных компаний.

Создание международных стандартов является результатом интеграционных процессов. В свою очередь, интеграционные процессы в странах Западной Европы объективно требовали пересмотра как законодательства этих стран, так и систем учета, отчетности и статистики. После создания Евросоюза значительно активизировались процессы унификации и стандартизации законодательств и систем учета, отчетности и статистики европейских стран.

Стандарт – комплекс документально оформленных правил ведения учета. Каждое из этих правил определяет терминологию, методы, способы, суть учета при отражении того или иного явления.

Под бухгалтерским стандартом понимают стандартные требования к методам и процедурам ведения бухгалтерского учета: начисление амортизации, оценка запасов, начисление налогов, учет курсовых разниц и т.д.

Стандарты учета разделяются на 3вида:

Национальные - нормативы по бух.учету, разрабатываемые каждой страной самостоятельно для внутреннего использования;

Региональные – стандарты, действующие в определенных странах определенного региона;

Международные – это стандарты, которые разрабатываются Комитетом по международным стандартам бух.учета (КМСБУ-IASB) и рекомендуются к использованию.

Разные виды стандартизации финансовой отчетности отражены на рис.

Рисунок – Виды стандартов учета.

 

В силу различных экономических и социальных факторов финансовая отчетность разных стран имеет свои особенности и отличия. Процесс экономической интеграции в мировом масштабе, интернационализация экономики, бизнеса привели к необходимости интернационализации и стандартизации учета, который является языком бизнеса.

Вопросами стандартизации бухучета занимает несколько международных организаций. Среди них прежде всего необходимо назвать Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (КМСБУ) (IASC – International Accounting Standards Committee), созданный в 1973 г. В Лондоне организациями профессиональных бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Японии, ФРГ, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. Это полностью независимый орган, который занимается разработкой МСБУ.

С 2000 г. был принят новый стандарт, согласно которому индивидуальное членство было отменено, а Комитет был переименован в Совет по МСБУ (IASB – International Accounting Standards Board). Членами СМСБУ являются профессиональные бухгалтерские организации, являющиеся членами Международной Федерации Бухгалтеров (МФБ). СМСБУ насчитывает 14 членов, каждый из которых имеет право голоса. СМСБУ финансируется профессиональными бухгалтерскими организациями, входящими в состав его правления, МФБ, а также за счет взносов от мультинациональных компаний, финансовых учреждений, бухгалтерских фирм и т.д.

Основными задачами СМСБУ является решение всех технических вопросов, включая принятие новых МСФО, уже принятых МСБУ и толкование стандартов Постоянного комитета толкования, проекты для обсуждения и принятия новых толкований.

Особенностью МСБУ является то, что в них часто предусматривается 2 подхода к отражению одних и тех же операций. При этом один подход является базовым, а другой – альтернативным. Предприятие имеет право выбрать основной или альтернативный подход, который определяется его учетной политикой.

Для понимания и практического использования стандартов важное значение имеет Концептуальная основа (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) составления и представления финансовых отчетов. Она содержит изложение основных теоретических принципов, на которых основывается финансовая отчетность общего назначения. Целью разработки Концептуальной основы является необходимость формирования общих аспектов относительно разработки и пересмотра международных стандартов, для уменьшения количества разных учетных трактовок.

Концептуальная основа:

- определяет принципы, которые являются основой при подготовке финансовой отчетности для внешних пользователей;

- лежит в основе при разработке новых международных стандартов;

- помогает бухгалтерам, руководителям и аудиторам при оценке соответствия финансовой отчетности требованиям международных стандартов, а также при решении вопросов, которые не спецификуют международные стандарты;

- способствуют гармонизации учетной политики.

Концептуальная основа полезна для разных заинтересованных сторон:

1) для тех, кто составляет финансовую отчетность – как при использовании МСФО, так и при решении вопросов, которые еще недостаточно раскрыты в МСФО;

2) для аудиторов – при формировании заключения относительного того, соответствуют ли отчеты требованиям МСФО;

3) для пользователей финансовых отчетов – при толковании информации, которая содержится в финансовой отчетности.

Концептуальная основа не входит в состав МСФО. В Концептуальной основе ничто не отменяет МСФО. В случае возникновения противоречий между Концептуальной основой и отдельным стандартом приоритетными являются требования МСБУ. Однако при разработке будущих МСФО или пересмотре существующих стандартов СМСБУ руководствуется Концептуальной основой, поэтому спорные вопросы возникают достаточно редко.

С целью оперативного реагирования на проблемы практического использования стандартов СМСБУ издает толкования соответствующих положений действующих стандартов и Концептуальной основы.

Концептуальная основа охватывает ряд важных вопросов финансовой отчетности общего назначения (General Purpose Financial Statement), а именно:

• Цель составления финансовой отчетности;

• Базовые допущения;

• Качественная характеристика информации финансовой отчетности;

• Элементы финансовой отчетности;

• Критерии признания элементов финансовой отчетности;

• Виды оценок элементов финансовой отчетности;

• Концепции капитала и обеспечения капитала.

Целью финансовой отчетности общего назначения (objective of financial statements) является предоставление информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и изменению в финансовом состоянии предприятия и предприятия, которая является полезной для широкого круга пользователей при принятии ними экономических решений.

Финансовая отчетность является структурированным финансовым отражением финансового состояния организации и операций которые им осуществляются. Финансовые отчеты также демонстрируют результаты того, как руководства предприятия распоряжается доверенными ему ресурсами.

Основные допущения, используемые при составлении финансовых отчетов, представлены на рис.

Рисунок –

 

Качественные характеристики информации рассмотрим в вопросе 4.

В соответствии с концептуальной основой МСФО выделяют 5 элементов финансовой отчетности:

1) активы (assets);

2) обязательства (liabilities);

3) собственный капитал (equity capital);

4) доходы (income);

5) расходы (expenses).

Первые 3 элемента связаны с отражением информации в балансе, а другие – характеризуют результаты хозяйственной деятельности.

Критерии признания элементов финансовой отчетности – это процесс описания, оценки и включения в финансовую отчетность определенной статьи при выполнении определенных условий:

1) существует вероятность увеличения или уменьшения будущих экономических выгод, связанных со статьей;

2) стоимость или себестоимость статьи можно достоверно оценить или определить.

Оценка представляет собой процесс определения денежной величины, по которой элемент должен отражаться в финансовой отчетности. Концептуальная основа определяет несколько видов оценок, которые могут отражаться в финансовой отчетности:

1) Первоначальная стоимость (historical value);

2) Текущая стоимость (current value);

3) Реализационная стоимость (realizable (settlement) value);

4) Чистая стоимость реализации (net realizable value);

5) Справедливая стоимость (fair value).

Выбор базы оценки и концепции сохранения капитала определяет учетную модель, которая используется для составления финансовой отчетности. Концепция капитала является основой для концепции сохранения капитала. Существует 2 концепции: финансовая и физическая.

Финансовая концепция капитала Физическая концепция капитала
В соответствии с данной концепцией, капитал является синонимом чистых активов или собственного капитала предприятия. Финансовая концепция капитала принимается большинством предприятий при составлении своих финансовых отчетов Согласно физической концепции капитал рассматривается как производственная мощность предприятия, которая основывается, например, на выпущенных единицах в день
Сохранение финансового капитала Сохранение физического капитала
Прибыль является увеличение суммы чистых активов за период (без операций с участниками) Прибыль является увеличением физической производственной мощности за период (без операций с участниками)

 

Основной разницей между 2 концепциями сохранения капитала является подход к оценке влияния изменения цены активов и обязательств предприятия. Т.е. предприятие поддерживает свой капитал, если в конце периода оно имело столько же капитала, сколько и на начало периода. Любая сумма больше или ниже суммы, необходимой для сохранения капитала на начало периода, является прибылью.

Финансовая отчетность должна полностью обеспечивать информационные потрбности пользователей относительно (см. выше).

Взаимосвязь системы бухгалтерского учета и пользователей информации представлена на схеме 3.

Согласно Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (статья 1) и ПСБУ№1 «Общие требования к финансовой отчетности», пользователи отчетности – это физически и юридические лица, которым требуется информация о деятельности предприятия для принятия решений.

Законом украины «Об аудиторской деятельности» (статья 9) определено, что пользователями бухгалтерской отчетности могут уполномоченные на основе законов украины представители органов государственной власти, Юл и ФЛ, заинтересованные в последствиях хозяйственной деятельности субъектов, в том числе собственники, учредители, хозяйствующего субъекта, кредиторы, инвесторы и прочие лица, которые в соответсвии с дуйствующим законодательством имеют право на получение информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

 

Схема 3 – Последовательность формирования отчетной информации для пользователей

 

Классификация пользователей отчетности представлена на схеме 4.

Схема 4 – Пользователи финансовой отчетности предприятия

 

Рассмотрим информационные потребности отдельных групп внешних пользователей:

Внешние пользователи – это те ЮЛ или ФЛ, которые имеют определенные финансовые интересы и заинтересованы в информации о предприятии.

Учредители, участники (инвесторы) – это лица, которые внесли свій капитал при создании предприятия, они обеспокоены риском, присущим инвестициям и доходом от данных инвестиций; акционеры заинтересованы в информации, позволяющей им оценить способность предприятия выплачивать дивиденды.

Органам, к сфере управления которых относится предприятие, требуется информация о реализации главной цели создания предприятия и его места среди аналогичных субъектов хоязйствования.

Органы государственного контроля и регулирования заинтересованы в информации с целью определения налоговой политики и использования информации как основы статистических данных о национальном доходе и формирования макроэкономических показателей.

Бакновским и кредитным учреждениям требуется информация о финансовом положении предприятия, эффективность его деятельности для оценки рисков при предоставлении кредита и уверенности в том, что займы и процентны по ним будут своевременно в полном объеме возвращены, т.е. и нужна информация о кредитоспособности заемщика.

Поставщики и прочие кредиторы заинтересованы в полной информации, позволяющей им определить, в полном объеме и своевременно ли будет погашаться хзадолженность, т.е. степень платежеспособности предприятия.

Клиенты и покупатели проявляют интерес к информации о непрерывности деятельности предприятия, особенно в случаях если они зависят от предприятия или имеют с ним долгосрочные соглашения на получение необходимых товаров и услуг.

Общественность на основании показателей финансовой отчетности оценивает взнос предприятия в местную экономику, возможность обеспечения занятости населения.

Внешним аудиторам необходима информация для подтверждения ее реальности и соответствия ПСБУ.

Конкуренты благодаря информации финансовой отчетности осуществляют поиск слабых сторон в деятельности предприятия с целью подрыва его репутации на рынке товаров и услуг.

Внутренние пользователи - это руководители, управленческий персонал и работники предприятия.

Руководители предприятия и прочий управленческий персонал заинтересованы в информации для определения стратегии и тактики бизнеса, главных направлений развития предприятия, нивелирования слабых и усиления сильных сторон в его деятельности и осуществления эффективного контроля.

Работники предприятия заинтересованы в информации относительно стабильности и прибыльности предприятия. Работники также заинтересованы в информации, позволяющей им оценить способность предприятия обеспечивать оплату труда, занятость в будущем и пенсию.

Профсоюзы заинтересованы в получении информации о соблюдении предприятие законодательства о труде с целью защиты работников.

Работники бухгалтерии, финансисты, экономисты используют данные финансовой отчетности за предыдущие периоды для заполнения отдельных показателей отчетности за отчетный период, а также осуществляют анализ показателей отчетности для подготовки Примечаний к отчетности и ее опубликования.

 

Вопрос 4. Принципы подготовки финансовой информации и качественные характеристики финансовой отчетности

 

Финансовая отчетность предприятия является основным источником информации о его имуществе и финансовом положении, необходимой для принятия управленческих решений. Поэтому отчетность должна соответствовать определенным качественным характеристикам, представленным на схеме 5.

Государственное регламентирование финансовой отчетности заключается в том, что для всех отраслей экономики и предприятий устанавливаются единые показатели и единые формы отчетности. Это необходимо для показателей отчетности отдельных предприятиях в пределах отраслей экономики по общему классификатору народного хозяйства Госкомстата Украины.

Формы финансовой отчетности и порядок их заполнения для разных субъектов хозяйствования устанавливаются следующими государственными органами:

Для предприятий (кроме банков) – Минфином Украины с согласованием с госкомстатистики Украины;

Для банков – НБУ с согласованием с госкомстатистики Украины;

Для бюджетных организаций, органов государственного казначейства Украины с исполнением бюджетов всех уровней - государственным казначейством Украины.

Предприятия также предоставляют органам Государственного казначейства (по ассигнованиям из государственного бюджета) и финансовым органам (по ассигнованиям из местных бюджетов) отчет об использовании бюджетных ассигнований.

Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности в Украине, кроме субъектов малого предпринимательства) обязаны подавать государственную годовую и квартальную отчетность, состоящую из типовых форм (см. таблицу 1).

Финансовая отчетность, составлена исходя из данных допущений должная удовлетворять качественным характеристикам информации. Остановимся на них более конкретно.

Доходчивость отчетности расчитана на однозначное толкование ее пользователями при условии, что обладают достаточными знанями и заинтересованы в восприятии этой информации.

Целесообразность информации является одним из главных требований. Отчетная информация считается целесообразной (полезной), если она способна повлиять на стоимостную оценку или на решения, принимаемые в текущий момент или в будущем, подтвердить или скорректировать оценки, сделанные в прошлом.

Существенность. Информация является существнной, если ее пропуск или неправильный рачет могут повлиять на решения пользователей. В свою очередь, включение в отчетность несущественной информации может ухудшить ее доходчивость.

Возможность использования для прогнозирования. Информация, представленная в финансовых отчетах, должная не только отражать результаты прошлой деятельности, а и быть полезной для прогнозирования будущих прибылей, дивидендов и т.д.

Оценка результатов. Информация, которая может повлиять на суждения относительно результатов деятельности предприятия при проведении их оценки.

Достоверность информации обеспечивается тем, что в бухгалтерском учете все записи осуществляются на основании необходимым образом оформленных документов, а перед составлением годовой отчетности проводится инвентаризация имущества, денежных средств и расчетов. Достоверность информации может подтверждаться аудиторским заключением.

Полнота отчетности – это необходимость и обязательность заполнения всех реквизитов и показателей форм отчетности. В случаях незаполнения отдельных строк (граф) из-за отсутствия активов, пассивов или операций в данной статье (графе, строке) – ставится прочерк.

Нейтральность предусматривает, что информация может быть объективной. Информация не является нейтральной, если с помощью методов оценки или формы представления ее можно повлиять на принятие решений.

Осмотрительность обусловлена неопределенностью определенных событий (например, получение сомнительной задолженности, срок эксплуатации основных средств). В связи с этим при оценке представленной в отчетах информации необходимо избегать завышения активов и доходов или занижения расходов и обязательств предприятия.

Превалирование сущности над формой означает, что операции и события могут учитываться и представляться в отчетности в соответствии с их экономической сущностью, а не только исходя из юридической формы.

Своевременность предоставления отчетности необходима для принятия правильных управленческих решений.

Методологическое единство расчетов показателей отчетности регламентируется государством и обязательна для всех предприятий, независимо от видов их деятельности и форм собственности. Так методы оценки активов остаются постоянными в течение финансового года, что обеспечивает сравнимость показателей отчетности всех отраслей народного хозяйства.

Сопоставимость показателей отчетности обеспечивается единой методологией планирования, учета хозяйственной деятельности и отчетности. Отчетность должна быть сопоставимой с показателями предыдущих отчетных периодов, лет, поскольку без этого невозможно обобщение.

Простота и ясность отчетности заключается в создании таких форм отчетов, которые не содержали бы чрезмерной информации и были бы понятными работникам предприятий, акционерам, инвесторам.

Непрерывность заключается в том, что сохраняются одни и те же формы и структура отчетности на протяжении периода деятельности предприятия.

Схема 5 – Основные требования к финансовой отчетности предприятия в Украине

Рациональность отчетности предусматривает разумный, минимальный объем необходимых отчетных показателей для управления.

Экономичность отчетности заключается в том, чтобы затраты труда и средств на составление отчетности были бы минимальными, при одновременной оперативности ее составления и своевременности предоставления.

Действенность отчетности предусматривает необходимость проведения научного экономического анализа отчетных данных, выявления недостатков в деятельности предприятия, а также внутренних резервов производства.

Таким образом, информация, представленная в финансовых отчетах, должна быть доходчивой и рассчитана на однозначное толкование ее пользователями при условии, что они имеют достаточные знания и заинтересованы в восприятии этой информации.

 

Таблица 1 – Состав годовой и квартальной финансовой отчетности

Наименование форм финансовой отчетности Период предоставления
За квартал За год
Баланс (форма №1) + +
Отчет о финансовых результатах (форма №2) + +
Отчет о движении денежных средств (форма №3) - +
Отчет о собственном капитале (форма №4) - +
Примечания к финансовой отчетности (форма №5) - +
Информация по сегментам (форма №6) – приложение к форме №5 - +

 

Субъекты малого предпринимательства и представительства иностранных СХД предоставляют годовой и квартальный отчет по упрощенной форме, состоящий из баланса (форма №1-М) и Отчета о финансовых результатах (форма №2-М).

Субъекты микропредпринимательства – это СПД и ЮЛ с учетной численностью персонала до 10 человек и годовым оборотом не более 2 млн. евро.

Субъекты малого предпринимательства – это субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность за отчетный год не превышает 50 человек и объем годового дохода от 2 до 10 млн. евро.

Не относятся к СМП доверительные общества, страховые компании, банки, ломбарды, другие финансовые учреждения, СПД, занимающиеся игорным бизнесом, обменом иностранной валюты, производители и импортеры подакцизных товаров, а также те, доля вкладов в уставный капитал которых ЮЛ, не являющихся СМП, превышает 25%.

Для того чтобы финансовая отчетность была понятной пользователям, она должна содержать данные о:

-предприятии;

- дате отчетности и отчетном периоде;

- валюте отчетности и единице ее измерения;

- соответствующей информации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года;

- учетной политике предприятия и ее изменениях;

- консолидации финансовых отчетов;

- прекращении (ликвидации) отдельных видов деятельности;

- ограничении по владению активами;

- участии в совместных предприятиях;

- выявленных ошибках прошлых лет и связанных с ними корректировках;

- переоценке статей финансовых отчетов;

- другой информации, раскрытие которой предусмотрено соответствующими ПСБУ.

Информация о предприятии, которая подлежит раскрытию в финансовой отчетности, включает:

- название, организационно-правовую форму и местонахождение предприятия (страну, где зарегистрировано предприятие, адрес его офиса);

- краткое описание основной деятельности предприятия;

- название органа управления, в ведении которого находится предприятие, или название его материнской (холдинговой) компании;

- среднее количество работников предприятия в течение отчетного периода;

- дату утверждения отчетности и орган управления предприятием, утвердившей ее.

Каждый финансовый отчет должен содержать дату, по состоянию на которую приведены его показатели или период, который он охватывает. Если период, за который составлен финансовый отчет, отличается от отчетного периода, предусмотренного ПСБУ№1, то причины и последствия этого должны быть раскрыты в примечаниях к финансовой отчетности.

В финансовой отчетности должна быть указана валюта, в которой отражены элементы отчетности, и единица ее измерения.

Если валюта отличается от валюты, в которой ведется бухгалтерский учет, то предприятие должно раскрывать причины этого и методы, использованные для перевода финансовых отчетов из одной валюты в другую.

В соответствии с ПСБУ №1 принцип бухгалтерского учета – это правило, которым следует пользоваться при измерении, оценке и регистрации хозяйственных операций и при отражении их результатов в финансовой отчетности.

Принципы, которыми необходимо пользоваться при составлении финансовой отчетности представлены на схеме 6.

Принцип осмотрительности – согласно которому методы оценки, применяемые в бухгалтерском учете, должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия.

В соответствии с принципом осмотрительности лица, составляющие финансовые отчеты и ведущие бухгалтерский учет, должны учитывать неопределенность, которая сопровождает много событий и обстоятельств таки как погашение сомнительной задолженности, вероятный срок полезного использования машин и оборудования и количество возможных претензий по гарантиям. Так, например, потери от недостачи и порчи ценностей списываются на расходы непосредственно после их установления, а сумма компенсации этих потерь виновным лицом определяется только тогда, когда у предприятия существуют достаточные основания считать, что сумма будет возвращена (решение суда, согласие работника).

Схема 6 – Основные принципы составления финансовой отчетности

Принцип полного освещения – согласно которому финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций и событий, которая может повлиять на решения, принимаемые на ее основе.

Только выполнение всех принципов позволяет получить необходимые данные для полного освещения финансового состояния предприятия.

Принцип автономности предприятия – согласно которому каждое предприятие рассматривается как ЮЛ, обособленное от собственников. Поэтому личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия.

Принцип последовательности – предусматривает постоянное (из года в год) применение предприятием избранной учетной политики. Изменение учетной политики должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности.

Принцип непрерывности деятельности – предусматривает оценку активов и обязательств предприятия, исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться в дальнейшем. Пример: при нормальном функционировании предприятия основные средства отражаются в балансе по исторической (фактической) себестоимости, а при ликвидации предприятия они должны быть оценены по рыночной стоимости. Функциональное назначение принципа непрерывности состоит в отражении организационного момента оценки отдельных статей финансовых отчетов на определенную дату. Доминирующая роль принадлежит справедливой стоимости, по которой оцениваются активы и обязательства при расчетах оценки исходя из требований соответствующих ПСБУ. При составлении санационного или ликвидационного баланса активы оцениваются АО возможной реализации или по ликвидационной стоимости, поскольку принцип непрерывности в таких случаях перестает действовать.

Принцип начисления и соответствия доходов и расходов – по которому для определения финансового результата отчетного периода следует сопоставить доходы отчетного периода с расходами, осуществленными для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в учете и отчетности в момент их возникновения, независимо от времени поступления и уплаты денег.

Финансовые отчеты, составленные в соответствии с принципом начисления и соответствия доходов и затрат, информируют пользователей не только о прошлых операциях, которые содержали выплату или получение денежных средств, но и при обязательства уплатить денежные средства в будущем и о ресурсах, представленных денежными средствами, которые будут получены в будущем.

Принцип превалирования сущности над формой – по которому операции должны учитываться в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы.

Принцип исторической (фактической) себестоимости – определяет приоритет оценки активов, исходя из затрат на их производство и приобретение.

Принцип единого денежного измерителя – предусматривает измерение и обобщение операций предприятия в его финансовой отчетности в единой денежной единице.

Принцип периодичности – предполагает распределение деятельности предприятия на определенные периоды времени в целях составления финансовой отчетности.

 

Сравнение принципов в соответствии с МСФО и ПСБУ

МСФО ПСБУ
Концептуальная основа подготовки и представления финансовой отчетности ПСБУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»
Понятность Доходчивость
Целесообразность Целесообразность
- существенность -
Достоверность Достоверность
- правдивое представление -
- превалирование сущности над формой Превалирование сущности над формой
-нейтральность  
- осмотрительность Осмотрительность
-полнота Полнота освещения
Сопоставимость Сравнимость
  Последовательность
  Автономность
  Историческая себестоимость
  Единый денежный измеритель
  Периодичность

 

Вопрос 5. Выбор учетной политики предприятия и подготовка учетных данных для составления финансовой отчетности

 

Учетная политика является инструментом, который способствует созданию гармонизированной финансовой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств СХД. Обеспечение унифицированных подходов к формированию публичной информации относительно финансовых показателей деятельности осуществляется посредством определенных на законодательном уровне принципов, методов и процедур, составляющих основу учетной политики.

В соответствии со ст.1 Закона Украины о бухучете Учетная политика – это совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и предоставления финансовой отчетности.

Предприятие должно освещать избранную учетную политику путем описания:

1) принципов оценки статей отчетности;

2) методов учета относительно отдельных статей отчетности.

Учетная политика базируется на правах предприятия, которое самостоятельно:

- определяет свою учетную политику;

- организует формы бухгалтерской работы, исходя из типа предприятия и конкретных условий его хозяйствования;

- определяет форму и технологию обработки учетной информации бухгалтерского учета, основываясь на действующих общих и отраслевых формах;

- определяет метод оценки запасов с соблюдением единых методологических основ, установленных действующим законодательством;

- разрабатывает систему внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля за осуществлением хозяйственных операций;

- определяет права руководителей на подпись документов и их обязанности.

Вопросы установления учетной политики относятся к компетенции собственника (собственников) предприятия, органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, органа, уполномоченного управлять корпоративными правами государства.

Международная практика внедрения учетной политики возникла вследствие необходимости централизованного регулирования публичной финансовой отчетности таким образом, чтобы отдельные статьи финансовых отчетов соответствовали требованиям каждого МСБУ и Постоянного комитета по толкованию.

Юридическое регулирование учетной политики и ее содержание для потребностей финансовой отчетности на национальном уровне определены Законом Украины «О бухучете и…», ПСБУ №1 «Общие требования к финансовой отчетности», ПСБУ №6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», письмом Министерства финансов Украины «Об учетной политике».

Наряду с жестким регулированием определения, признания и оценки отдельных статей финансовой отчетности как МСФО, так и национальные нормативные акты допускают выбор альтернативных вариантов оценки активов и обязательств, определение границы существенности, других качественных признаков, которые влияют на величину отдельных статей отчетности предприятия. Этот выбор методов признания и оценки статей финансовой отчетности осуществляется на основе субъективных суждений управленческого менеджмента, который обеспечивается практическом опытом и учетом конкретных условий выполнения стратегии.

Каждое предприятие самостоятельно определяет свою учетную политику, которая должна соблюдаться из года в год.

Учетная политика определяется на основе ПСБУ и других нормативно-правовых актов по бухучету и финансовой отчетности. Распорядительный документ об учетной политике предприятия должен определить применение:

- методов оценки выбытия запасов;

- периодичности определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;

- порядка учета (идентифицировано или в общем) и распределения ТЗР;

- отдельного субсчета учета ТЗР;

- методов амортизации необоротных активов;

- стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных активов;

- класса 8 и/или 9 плана счетов;

- периодичности (периода) зачисления сумм дооценки необоротных активов в нераспределенную прибыль;

- метода исчисления резерва сомнительных долгов;

- перечня создаваемых обеспечений предстоящих расходов и платежей;

- порядка оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг;

- сегментов, приоритетного вида сегмента, основ ценообразования во внутрихозяйственных расчетах;

- перечня и состава переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения;

- перечня и состава статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);

- порядка определения степени завершенности работ по строительному контракту;

- даты определения приобретенных в результате систематических операций финансовых активов;

- базы распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала;

- порога существенности в отношении отдельных объектов учета;

- переоценки необоротных активов;

- периодичности отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств;

- отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия.

На основе принципа последовательности учетная политика предприятия должна предусматривать постоянное (из года в год) применение принятой стабильной учетной политики. Учетная политика может изменяться только, если изменяются на предприятии уставные требования, если изменяются требования органа, осуществляющего функции по государственному регулированию методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, или если изменения учетной политики обеспечат более достоверное отражение событий (хозяйственных операций) в бухгалтерском учете или финансовой отчетности.

Одновременно не считается изменением учетной политики установление ее для:

- событий или операций, которые отличаются по содержанию от произошедших ранее событий или операций;

- событий или операций, которые не происходили ранее.

Распорядительный документ об учетной политике может быть принят как базисный на время деятельности предприятия, в который при необходимости вносятся изменения с определенного времени.

Если предприятие изменило учетную политику то в соответствии с ПСБУ№6 необходимо отразить влияние изменений на прошлые события и операции предыдущих периодов в отчетности путем:

- корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало года;

- повторного предоставления сравнительной информации по предыдущим отчетным периодам.

Учетная политика предприятия и ее изменения раскрываются в примечаниях к годовой финансовой отчетности в описательной форме или приложением копии распорядительного документа об установлении и изменении учетной политики.

При установлении учетной политики целесообразно остановиться на следующих моментах:

1. Определение границы существенности.

Согласно ПСБУ №1 существенная информация – это та, отсутствие которой может повлиять на решения пользователей финансовой отчетности. Она определяется соответствующими ПСБУ и руководством предприятия.

Порог существенности – абсолютная или относительная величина, являющаяся количественным признаком существенности учетной информации.

Субъектами определения существенности учетной информации являются органы, уполномоченные на регулирование вопросов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, и собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами (руководство предприятия).

Объектами применения существенности являются:

- деятельность предприятия в целом;

- отдельные хозяйственные операции и объекты учета;

-статьи финансовой отчетности.

Порог существенности для применения упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности определяется законодательством.

Для определения существенности отдельных объектов учета, относящихся к активам, обязательствам и собственному капиталу предприятия, за ориентировочный порог существенности принимается величина в 5 процентов итога соответственно всех активов, всех обязательств и собственного капитала.

Для определения существенности отдельных видов доходов и расходов ориентировочным порогом существенности рекомендуется величина, равная 2 % чистой прибыли (убытка) предприятия.

Порогом существенности в целях отражения переоценки или уменьшения полезности объектов учета может приниматься величина, равная 1% чистой прибыли (убытка) предприятия, или величина, равная 10%-ному отклонению остаточной стоимости объектов учета от их справедливой стоимости.

Для неприбыльных организаций порогом существенности отдельных видов доходов, расходов и отражения переоценки или уменьшения полезности объектов учета рекомендуется величина, составляющая 0,5% от суммы поступлений на осуществление уставной деятельности.

Порогом существенности для определения аренды финансовой срок аренды принимается по величине, составляющей 75% срока полезного использования объекта аренды.

Для раскрытия информации о сегментах порогом существенности для определения отчетного сегмента принимается величина 10% соответственно чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) либо финансовых результатов сегмента или активов всех сегментов предприятия.

Для определения подобных активов разница между справедливой стоимостью объектов обмена не должна превышать 10%.

Для других хозяйственных операций и объектов учета порог существенности целесообразно определять в пределах 1-10% с учетом объемов деятельности предприятия, характера влияния объекта учета на решение пользователей и других качественных факторов, которые могут повлиять на определение порога существенности.

Применение существенности для приведения статей в финансовой отчетности осуществляется в случае, если формы финансовой отчетности не установлены ПСБУ или другими нормативно-правовыми актами.

Каждую существенную статью следует приводить в финансовой отчетности отдельно, а несущественные статьи объединять со статьями, подобными по характеру или функциям. Существенность статьи определяется ее величиной и характером, которые рассматриваются вместе. Отдельные, одинаковые по характеру объекты бухучета целесообразно объединять в одну статью, даже если величина каждого вида объектов существенна.

Статьи, имеющие существенную величину и отличающиеся по характеру или функциям, следует представлять отдельно. В частности, нельзя объединять следующие статьи финансовой отчетности:

- монетарные и немонетарные;

- текущие и нетекущие;

- операционные и неоперационные;

- процентные и непроцентные.

Статья, не являющаяся существенной для отдельного представления ее в финансовом отчете, может быть достаточно существенной для отдельного раскрытия ее в примечаниях к финансовой отчетности.

При определении существенности отдельных статей за порог существенности может приниматься доля соответствующей статьи в базовом показателе. В качестве базового показателя рекомендуется использовать:

- для статей баланса – сумму собственного капитала и итог соответствующего класса активов или обязательств;

- для статей отчета о финансовых результатах – сумму прибыли (убытка) от операционной деятельности или сумму дохода или расходов за отчетный период;

- для статей отчета о движении денежных средств – чистое движение денежных средств (поступление или расход) соответственно от операционной, инвестиционной или финансовой деятельности за отчетный период.

Отчетным периодом составления финансовой отчетности является календарный год. Баланс предприятия составляется на конец последнего дня отчетного периода, т.е. на 31.12.

Промежуточная (месячная, квартальная отчетность) отчетность, которая охватывает определенный период, составляется нарастающим итогом с начала отчетного года, т.е. на 31.03, 30.06, 30.09, 31.12. Отчетный период вновь созданного предприятия может быть меньше 12 месяцев, но не больше 15 месяцев. Отчетным периодом для предприятия, которое ликвидируется, является период с начала года до момента ликвидации.

 

Вопрос 6. Порядок представления, рассмотрения и опубликования финансовой отчетности предприятия

Годовая отчетность - не позднее 9 февраля года, следующего за отчетным.

Квартальная отчетность – не позднее 25 дня месяца, следующего за отчетным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.256 сек.