КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы экономической науки
Основными методами (от греч. methodos — путь, способ исследования, теория, учение) экономической теории являются общенаучные дедуктивный и индуктивный методы (схема 3). Дедукция (от лат. deductio — выведение), или логический метод, предполагает рассуждение на основе априорных аксиом, гипотез, выведение с их помощью общих теорий и последующую проверку данных теорий на практике. Иногда дедукцию именуют гипотетическим, или гипотетико-дедуктивным методом. Истинность или ложность гипотезы можно проверить при помощи следующих приемов: • сведения тезиса, противоречащего гипотезе, к противоречию (так называемый сократический метод); • фальсификации — процедуры, устанавливающей противоречивость гипотезы при помощи эмпирической или теоретической проверки; • верификации — процедуры доказательства истинности гипотезы при помощи эксперимента. С дедукцией тесно связан аксиоматический метод: способ конструирования научной концепции в виде системы аксиом (постулатов), на основе которых по определенным правилам доказываются теоремы. Аксиоматический метод предполагает: • перечисление исходных данных (терминов, предложений); • осознание системы аксиом как суммы подразумеваемых дефиниций исходных данных; • постепенное введение остальных данных на основе определенных правил; • отделение процесса построения системы аксиом от процесса ее интерпретации. Индукция (от лат. inductio — наведение), или эмпирический (от греч. empeiria — опыт) метод, напротив, основанный на предварительном изучении фактов (например, на сборе статистической информации, наблюдении, эксперименте) с последующей формулировкой на их базе гипотез, теорий. Основные типы индукции: 1. Перечислительная (популярная) индукция — основана на построении индуктивной гипотезы: если А присуще некоторое свойство, то В, С и т. д. также имеет данное свойство. 2. Полная (совершенная) индукция: известно, что некоторое свойство присуще всем известным субъектам или объектам в некоторой цепи. 3. Неполная индукция: число звеньев в цепи неизвестно, а потому неизвестно присуще ли некоторое свойство всем звеньям. 4. Научная индукция — это вид неполной индукции, в рамках которой, кроме формального, дается содержательное обоснование наблюдаемой сходности свойств в анализируемой цепи. Научные рассуждения невозможны без абстракции (от лат. abstractio — отвлечение) — формы познания действительности, основанной на отвлечении от несущественных свойств предмета и акцентировании внимания на существенном. Процесс абстрагирования предполагает обобщение, классификацию исследуемых явлений по некоему критерию. Пример абстрактного высказывания: «Фирмы действуют на рынке с целью максимизации прибыли». Естественно, на рынке действует ряд фирм, не преследующих данную цель (например, некоторые некоммерческие организации), но для того, чтобы осознать закономерности поведения данных субъектов экономики в рамках рыночного хозяйства, нам необходимо определить их некоторое общее важное свойство. Процесс абстрагирования присущ всем без исключения людям, даже с достаточно примитивным мышлением, ибо без него человек погряз бы в невероятном количестве познаваемых фактов, не в силах классифицировать их по какому бы то ни было признаку. Основными типами абстракции являются:
• изолирующая абстракция — вычленение исследуемого явления из некоторой целостности;
• обобщающая абстракция — формулировка обобщенной картины явления;
• идеализация — замещение реально существующего эмпирического явления идеальным явлением, его схематизированной моделью. В результате процесса абстрагирования можно провести процесс классификации (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) объектов, т. е. разбить множество на подмножество на основе определенного критерия. Основные типы классификаций: • естественная (основана на существенных признаках объектов); • искусственная (основана на несущественных признаках); • вспомогательные классификации (например, предметный и именной указатель в книге, каталог в библиотеке).
Анализ представляет собой мысленное разделение предмета на составные части с целью пристрастного изучения. Синтез противоположен анализу — для него характерно соединение частей в единое целое.
Сравнение предполагает выявление общего и особенного в анализируемом явлении или объекте. Аналогия позволяет переносить в процессе анализа свойств одного явления на другие. В последнее столетие в экономических исследованиях очень активное применение нашли многие математические методы: графический метод; табличный метод; функциональный и корреляционный анализ; матричный анализ; предельный анализ; экономико-математическое моделирование; регулярно используются дифференциальное и интегральное исчисление, логарифмирование, теория графов, теория вероятностей, тригонометрия. Использование экспериментального метода в экономической науке затруднено, поскольку в хозяйственной практике трудно создать условия, необходимые для полноценного эксперимента, а именно искусственные, воспроизводимые условия. Тем не менее экономическое экспериментирование все же имеет место, особенно в рамках микроэкономики, поскольку на отдельном предприятии можно создать контролируемую ситуацию, необходимую для чистоты опыта. В данном случае можно подвергнуть экспериментальной проверке, например, новую систему оплаты труда, организационную структуру управления. Примером применения лабораторного эксперимента в микроэкономике может служить опыт, проведенный американскими исследователями на белых крысах1. Крысы были помещены в клетки с двумя рычажками, нажимая которые, они могли получать пиво и питательную смесь. Два участвовавших в эксперименте животных явно предпочли пиво. Затем условия были изменены: для того чтобы получить пенный напиток, крысы должны были нажимать на соответствующий рычаг большее, чем прежде, количество раз, при неизменном общем количестве нажатий (т. е. фактически увеличилась «цена» пива, а «доход» остался прежним). Грызуны повели себя как настоящие экономисты: они сократили потребление хмельной субстанции и сосредоточились на питательной смеси. Любопытным методом, достаточно часто используемым вэкономической теории, является контрафактическое утверждение — «мысленный эксперимент, опирающийся на условные предположения «что, если бы»1. Американский экономист Р. Фогель в работе «Железные дороги и рост американской экономики: эссе по эконометрической истории» (1964) даже провел фундаментальное исследование на тему: что было бы с транспортной системой Соединенных Штатов, если бы железные дороги не были бы изобретены? Вполне может быть использован в экономической науке диалектический метод, основанный на использовании законов: единства и борьбы противоположностей; отрицания отрицания; перехода количества в качество. Например, закон перехода из количества в качество можно проиллюстрировать следующим образом: медленное накопление количественных изменений в экономической системе (эволюция экономики) приводит к резкому переходу системы в новое качество (революционным изменениям в экономике). В микроэкономических исследованиях в последние годы активно применяются методы смежных дисциплин: • социологические методы опроса и анкетирования; • статистический анализ; • психологическое тестирование.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |