Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды рынка и его функции


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Современная экономика представляет собой синтез большого количества взаимодействующих рынков.

В зависимости от условий, в которых действуют субъекты хозяйственной жизни, выделяют:

* Свободный рынок - это рынок с большим количеством производителей однородной продукции, которые не в состоянии влиять на решения друг друга. В этом рынке нет ограничений в информации о спросе, предложении, ценах, качестве продукции и т.д. Здесь осуществляется свободное ценообразование, отсутствуют искусственные барьеры при вхождении на рынок того или иного товара и выхода с него.

* Монополизированный рынок - это рынок, для которого характерно незначительное количество производителей данного товара, товар дифференцирован, существует дефицит необходимой информации, затруднен доступ к ресурсам, согласовываются действия участников рыночных отношений.

* Регулированный рынок - это рынок, который контролируется и регулируется государством при помощи специальных мероприятий экономического или административного характера.

му.

 

Функции рынка:

1)Информативная - посредством колебания цен на товары и услуги рынок предоставляет участникам производства объективную информацию об общественно необходимых затратах производства и общественно необходимое качество и ассортимент этих товаров и услуг, которые вырабатываются.

В процессе внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции рынок, с одной стороны, постоянно выявляет средневзвешенные затраты производства и реализации определенного товара, а с другой - определяет конечный спрос на разнообразные альтернативные товары схожего назначения (телевизоры, автомобили и т.д.).

В этом случае рынок играет роль суперкомпьютера, который собирает и перерабатывает громадные массивы информации и выдает обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это дает возможность каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с условиями рынка, который изменяется, и своевременно принимать меры относительно снижения своих индивидуальных затрат, повышения качества продукции, смены её ассортимента.



2)Регулирующая функция - ориентируясь на рыночные цены и пытаясь получить максимальную прибыль, предприниматели направляют свои средства на выпуск тех товаров, которые пользуются спросом. В результате достигается соответствие между объемом производства и общественными потребностями, формируются необходимые экономические пропорции.

3)Функция санации - эта функция выполняется тогда, когда при помощи конкуренции «очищается» общественное производство от экономических слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, дает «зелёный свет» более эффективным. В этой своей функции рынок - объективный судья, который отбирает самых полезных для общества производителей, вследствие чего постоянно повышается средний уровень эффективности народного хозяйства. Рыночный механизм представляет собой огромное достижение человеческой цивилизации (такое же как кибернетика, математика, генная инженерия и т.д.).

Пределы действия рыночного механизма. Рынок - не всемогущ. Чего же не может рынок?

1)Рынок не в состоянии регулировать так называемые «внешние эффекты» экономической деятельности (это например, такие социальные последствия в условиях конкуренции, как безработица или загрязнение окружающей среды). Или другой пример: предприниматель вкладывает средства в качественное медицинское обслуживание своих работников. От этого выигрывает не только он и они, но и общество в целом. Или повышение профессионального уровня рабочей силы - социальный эффект будет позитивным. Но измерить этот эффект трудно. Рынок компенсировать эти затраты не может, такие затраты компенсирует государство.

2)Рыночный механизм не в состоянии учесть потребности обездоленных групп населения: безработных, нетрудоспособных и малообеспеченных. Их потребности не обеспечены деньгами и рынок их «не видит». Эти проблемы также должно решать государство.

3)Рынок не может обеспечить страну общественными благами, т.е. товарами и услугами коллективного пользования, в потреблении которых принимают участие все граждане без исключения (оборона, образование, управление, охрана правопорядка и т.д.)

4)Рынок не видит перспективы. Кривые спроса и предложения отображают текущие потребности общества. Такие же стратегические цели развития страны, как здоровье нации, достаточный уровень образования, культура, здоровая окружающая среда, структурная перестройка экономики под влиянием НТП и исчерпание природных ресурсов, остаются за пределами интересов субъектов рыночных отношений. Очень часто интересы предпринимателей и общества относительно этих вопросов прямо противоположны. Решение этих проблем должны взять на себя государственные и общественные институты.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закон спроса и предложения | II. Дисперсия

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.