Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортное хозяйство

Материально-техническое снабжение предприятия

Основной задачей службы материально-технического снабжения является своевременное и бесперебойное обеспечение предприятия сырьем и материалами, комплектующими и сопутствующими изде­лиями, разнообразными средствами производства при использовании эффективной и рациональной схемы их закупки. Служба (отдел) материально-технического снабжения представ­ляет собой организационно-структурное подразделение предприятия, в обязанности которого входят поставка на предприятие основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, инструментов и технологической оснастки, оборудования, станков, аппаратов и агрегатов.

Характерными видами деятельности служб материально-техни­ческого снабжения являются: классификация и индексация матери­алов, нормирование расходов и запасов материалов, определение по­требности предприятия в материалах, организация складского хозяй­ства и системы обеспечения цехов средствами производства.

Нормирование расхода материалов

Под нормой расхода материала следует понимать достаточное и необходимое его количество для изготовления единицы продукции. Иными словами, норма расхода материала — это определенная мера затрат, которая отражает сложившуюся ситуацию в производстве продукции, а дает ориентир, придает целенаправленный характер в совершенствовании производства, техники, технологии, вида, фасона выпускаемой продукции.

Нормирование запасов материалов

Особое внимание в практике нормирования расхода материалов можно быть обращено на нормирование их запаса.

Величина запаса должна обеспечивать предприятию устойчивую, лабильную работу в течение определенного времени и при этом не называть ощутимого воздействия на оборачиваемость вложенных в них оборотных средств.

Под нормой запаса материалов понимается их минимальное количество, необходимое для обеспечения текущей потребности про­изводства при установленной схеме завоза материалов, режиме их расходования и запуска в производство.

Запасы материалов можно представить в текущем и страховом за­пасе.

Переменной частью всего запаса материалов на предприятии является текущий запас, который изменяется от максимального размера в момент завоза материалов почти до нуля, когда вся партия будет израсходована и на очереди новая поставка. Величина текущего за­паса зависит от двух показателей: среднесуточного расхода материа­лов и периодичности завоза материалов.

Страховой запас выполняет иную задачу. Он предназначен для поддержания производственного ритма в заданных параметрах в слу­чае перебоев в поставке материалов или при увеличении объема вы­пускаемой продукции. Страховой запас зависит от двух величин: среднесуточного расхода материалов и длительности восстановления текущего запаса.

Таким образом, материально-техническое снабжение, выполняя функции обеспечения предприятия производственными ресурсами, способствует не только рациональной организации технологических процессов, но и экономному, рачительному ведению хозяйства.

Организация складского хозяйства

Склады материально-технического снабжения, подчиняясь соот­ветствующему отделу этой службы, входят в общую систему завод­ского складского хозяйства.

Сущность складского обслуживания сводится к приемке, хране­нию, учету, подготовке к отпуску и передаче материалов цехам-по­требителям.

Подготовка к приемке материалов на складе включает определе­ние места складирования груза, осуществление приемо-сортировочных операций, обеспечение наличия контрольных и весоизмеритель­ных приборов и приспособлений.

Поступающие материалы подвергаются так называемому входному контролю, в ходе которого выявляется соответствие сопроводитель­ным документам по массе, объему, количеству, а также характерис­тикам, установленным техническими условиями, стандартами, образ­цами и нашедшим отражение в договоре на поставку. Результаты входного контроля заносят в акт приема материалов, а в случае не­выполнения договорных условий, обнаружения порчи, недостачи, нарушения целостности упаковки, отсутствия пломб составляется акт претензий с предъявлением транспортным организациям или по­ставщикам.

Принятый материал необходимо подготовить к передаче в цехи или хранению. Подготовка к хранению осуществляется путем сорти­ровки, маркировки с последующим затариванием.

Учет материалов ведется на специальных карточках учета с при­менением компьютера с указанием максимального и страхового за­пасов, а также движения каждого вида хранимых материалов.

С целью обеспечения сохранности материалов на складах систе­матически проводится инвентаризация путем подсчета, обмера, взве­шивания с последующей сверкой полученных данных с учетными, а в случае отклонений составляется акт с указанием причины и винов­ных лиц.

Материалы отпускаются со складов на основе лимитно-заборных карт, которые оформляются в соответствии с принятой схемой учета.

В деле организации материально-технического снабжения пред­приятия немаловажную роль играют так называемые лимиты, кото­рые -представляют собой своеобразную норму расхода сырья, мате­риала, необходимую и достаточную для производства качественной продукции. Лимиты на все виды сырья и материалов, потребляемые на предприятии, составляют соответствующие технические службы предприятия совместно с отделом главного технолога и представите­лями органов материально-технического снабжения. Лимит всегда устанавливается с учетом величины производствен­ной программы предприятия и технического состояния производства. Разработанные лимиты находят отражение в сводной ведомости в со­ответствии с номенклатурой потребляемых материалов и утвержда­ются руководством предприятия. В силу сказанного этот документ приобретает статус распоряжения, обязательного к исполнению всеми производственными службами.

На основе лимитов и норм расхода сырья и материалов на пред­приятии организуется система обеспечения цехов и подразделений материально-техническими ресурсами.

Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Виды транспорта

По своему назначению транспортные средства могут быть под разделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально-технических складов, складов готовой продукции с предприятиями-поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Межцеховой транспорт выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

Внутрицеховой транспорт перемещает грузы в цехе в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, материалов комплектующих деталей и узлов не только от склада к рабочим местам, но и между рабочими местами, а также контрольными постами

На предприятиях находят применение различные виды транспортных средств, начиная с железнодорожного, автомобильного подъемно-транспортного и кончая конвейерами разнообразной вида, типа и назначения. Структура транспортного хозяйства зависит от многих факторов, основными из которых являются следующие: объем внутризавод­ских и внешних перевозок, тип производства, масса и габариты из­готавливаемой продукции, уровень кооперированных связей. Эти факторы влияют на состав подразделений службы транспортного хо­зяйства предприятия. Если, например, в ходе производства возникает необходимость частого использования в качестве внепроизводственного транспорта железнодорожных или автомобильных средств, то следует отдельно сформировать соответствующие цехи, кроме того, целесообразно создать цехи или участки безрельсового транспорта и электротранспорта с соответствующей ремонтной базой, техничес­ким обслуживанием и заправкой.

К транспортным средствам непрерывного действия относятся кон­вейеры, которые нашли широкое распространение на предприятиях, относящихся к массовому и крупносерийному производству. Транс­портное хозяйство подчинено главному инженеру, и кроме вышена­званных цехов в него входят диспетчерское бюро и группа учета.

Грузооборот и грузопоток

В организационном отношении работа транспортного хозяйства строится на использовании таких понятий, как грузооборот и грузо­поток.

Грузооборот представляет собой общее количество грузов, пере­мещаемых на территории завода, цеха, склада в единицу времени в течение учетного периода. Грузооборот складывается из отдельных грузовых потоков. Грузовым потоком называется количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунк­тами.

Величина грузовых потоков зависит от организационно-произ­водственного типа производства и может быть рассчитана в условиях постоянной номенклатуры и объемов производства аналитическим методом на основе норм расхода материалов и величины производ­ственной программы. В условиях быстро и часто изменяющейся но­менклатуры и объема производства можно применить метод специ­ального обследования и накопления статистической информации о грузопотоках с последующей их обработкой или путем выбора типо­вого представителя перемещаемых грузов и расчета на его основе по­казателя грузопотока. В конечном итоге, какой бы из названных ме­тодов ни был применен, данные о грузопотоке и грузообороте должны служить для определения необходимого количества транспортных

средств и достижения их постоянной загрузки. О рациональности функционирования транспортного хозяйства можно судить на основе равномерного грузооборота. Этой же цели служат шахматная таблица грузооборота и схема грузопотоков.

Шахматная таблица грузооборота строится в разрезе отдельных цехов, складов, а затем делается сводная таблица по предприятию в целом на основе данных о поступившей массе грузов и вывезенной с учетом отходов, потерь, порчи и т.д. В свою очередь, шахматная таб­лица с учетом пространственной планировки предприятия является исходным материалом для составления схемы грузопотоков.

Анализ грузопотоков и грузооборота за учетный период дает ос­нование для совершенствования организации транспортного хозяй­ства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возврат­ных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация ремонтного хозяйства | Система сбыта продукции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.