Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Туристические предприятия и их формы

Читайте также:
  1. E. регистрация совместного предприятия.
  2. II. ЗаработнаЯ плата: сущность и формы.
  3. III этап. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли.
  4. SWOT-анализ предприятия
  5. Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятия
  6. Анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия
  7. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  8. Анализ признаков банкротства (рейтинговая оценка ФС предприятия)
  9. Анализ типов финансовой устойчивости предприятия
  10. Анализ финансовой устойчивости и состояния источников формирования имущества предприятия (источники формирования находятся в пассиве)
  11. Антикризисное управление имуществом предприятия
  12. Антикризисное управление на стадии банкротства предприятия

В международной практике принято условное деление предприятий туристского бизнеса по характеру удовлетворения туристских потребностей на четыре группы:

1) предприятия посредничества и организации туризма (туроператоры и турагенты);

2) транспортные предприятия;

3) предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность туристов во время путешествия (размещения и общественного питания);

4) предприятия зрелищных услуг (проводящие досугово-развлекательные мероприятия).

Предприятия первой группы - продавцы туристских услуг, а предприятия второй, третьей и четвертой групп - исполнители.

Непосредственно организацией туристской деятельности в международной практике обычно занимаются специализированные оптовые и розничные торгово-посреднические структуры: туристские агентства, туроператорские фирмы и туристские корпорации, которые представлены в виде межотраслевых производственно-хозяйственных комплексов. Эти структуры занимаются деятельностью по формированию, продвижению и реализации конкретных туристских продуктов. Туристские фирмы, как правило, не осуществляют международные поездки, экскурсии и путешествия, а только организуют исполнение этих услуг, в реализации которых занята целая цепочка разнообразных партнеров по бизнесу.

Туристские агентства представляют собой розничные фирмы, которые вступают в непосредственный контакт с конечным потребителем. Они выступают промежуточным звеном между туристами-клиентами и рядом предприятий, обслуживающих их в период туристской поездки. Туроператорские фирмы — оптовые. Они в основном взаимодействуют с многочисленными туристскими агентствами и предприятиями туристской индустрии. В отдельных случаях обслуживают и конечных пользователей (обычно путем организации эксклюзивных туров по индивидуальным заявкам). Место туроператоров и турагентов на туристском рынке наглядно показано на рисунок 1.

Рисунок1. Место турагента и туроператора на туристском рынке.

Туристские корпорации объединяют в своем составе самые разнообразные фирмы и организации, которые в своей деятельности полностью или частично связаны с туристским бизнесом (от страховых контор и экскурсионных бюро до транспортных агентств, отелей и кемпингов). Корпорации, обслуживая потребности конечных пользователей туров, включают в свой состав туроператоров и турагентов. Они опираются, как правило, на широкую сеть самостоятельных рыночных субъектов - национальных туроператоров и турагентств.

В России нет еще такой узкой специализации в туризме, как в странах с развитой экономикой. Поэтому многие проблемы, которыми занимаются на Западе многочисленные партнеры туристских фирм, решаются здесь зачастую самими туроператорскими и турагентскими фирмами. В стадии становления в России находятся туристские корпорации (объединения туроператоров и турагентов на добровольной основе), туристские консорциумы (добровольные объединения нескольких турагентств, при которых за последними остаются финансовая и юридическая самостоятельность) и туристские кооперативы, когда на основе единого устава объединяются турфирмы для более эффективного осуществления совместной деятельности (например, при бронировании мест в средствах размещения и на транспорте).



М.А. Морозов выделяет ряд организационно-правовых форм юридических лиц (рисунок 2).

Рисунок 2. Организационно-правовые формы юридических лиц.

Одни из основных организационно-правовых форм в туристском бизнесе - туристская фирма и туристское предприятие. Главные факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы деятельности туристского предприятия схематично представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы туристского предприятия.

Фирма- самостоятельная предпринимательская единица с пра­вами юридического лица, которая в качестве собственника или титуль­ного владельца (арендатора, трастового управляющего, оператора и т. д.) разрабатывает и реализует стратегию распоряжения имуществом, нематериальными активами и доходами, используя организационно-плановые методы.

Предприятие- имущественный комплекс, включающий недви­жимость, движимое имущество, требования и долги, право на обо­значение и исключительные права на интеллектуальную собствен­ность. Выступает преимущественно как объект управления со стороны собственника (государства, местных органов власти, фир­мы) или владельца.

Признаки предприятия:

- определенная обособленность - имущественная и неимуще­ственная (обособленность от собственности учредителей предприя­тия);

- юридический статус, закрепленный за предприятием, опреде­ленные права и обязанности, позволяющие рассматривать его как субъект права и правовых отношений, и предполагающий его госу­дарственную регистрацию в соответствии с действующим в стране законодательством;

- название предприятия и его организационно-правовая форма, позволяющая судить об объеме и форме ответственности такого пред­приятия по обязательствам.

Поскольку в практике туристского бизнеса для обозначения ту­ристского предприятия используется слово «фирма», то в дальней­шем мы будем применять именно это название.

Таким образом, фир­ма - самостоятельный хозяйственный субъект, обладающий статусом юридического лица и обособленным имуществом. Туристская фир­ма — название достаточно условное. Дело в том, что обслуживанием туристов занимается огромное количество предприятий и организа­ций, причем зачастую они напрямую вовсе не связаны с туризмом. На­пример, автобусный парк и торговый центр на первый взгляд имеют далекие от туризма цели и функции. Однако они вполне могут вклю­читься в процесс обслуживания туристов: автобусный парк дает авто­бусы для перемещений, а торговый центр может предоставить специ­альные секции по обслуживанию различных категорий туристов.

Говоря о туристской фирме, имеют в виду, прежде всего, те фир­мы, основная деятельность которых - оказание туристских услуг, а все остальные виды деятельности побочные, дополнительные.

Итак, ту­ристская фирма- коммерческая организация, имеющая главной целью своей деятельности получение прибыли за счет оказания раз­личных видов туристских услуг.

Под туристским предприятиемпони­мается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юриди­ческого лица, осуществляющий формирование, продвижение и (или) реализацию услуг туристам, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его уставом.

Можно предложить следующую классификацию туристских фирм.

По виду собственности:государственная (федеральная собствен­ность и собственность субъектов Российской Федерации); муниципальная; частная; собственность общественных организаций; кооперативная; совместная (находится в собственности двух или более лиц, принадлежащая им на праве общей собственности).

По организационно-правовой форме:

полное товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом;

товарищество на вере (коммандитное товарищество), в котором наряду с полными товарищами, отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов;

общество с ограниченной ответственностью (ООО), уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов;

общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - участники несут дополнительную ответственность по обязательствам ОДО в кратном размере к стоимости вклада;

акционерное общество - уставный капитал разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций; бывает открытое АО (участники могут продавать свои акции без согласия других акционеров), закрытое АО (акции, распределяются только среди его учредителей или иного ограниченного круга лиц);

производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов;

государственное и муниципальное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество;

потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов;

общественная организация (объединение) - добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных потребностей.

Следует отметить, что в практике туристского бизнеса наиболее распространены ООО и ЗАО.

По целям:

- коммерческие фирмы, их основная цель - извлечение прибыли;

- некоммерческие - фирмы, которые не стремятся к получению прибыли, и прибыль не распределяется между участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, общественных и производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в том случае, если это служит достижению целей, ради которых они созданы.

По региону функционирования.В международном туризме между потребителями и исполнителями туристских услуг обычно стоят туристские фирмы-посредники. Их можно классифицировать: фирма страны потребителя туристских услуг; фирма страны исполнителя туристских услуг. Туристские фирмы, специализирующиеся на приеме иностранных туристов в своей стране, называются принимающими или рецептивными фирмами. Их главная особенность - тесные связи с предприятиями туристской индустрии своей страны, выступающими в качестве исполнителей туристских услуг для иностранных туристов, а также с иностранными туристскими фирмами, выполняющими роль поставщиков иностранных потребителей туристских услуг.

Туристские фирмы, специализирующиеся на организации туристских поездок граждан своей страны за границу, называют направляющими, или инициативными фирмами. Для них исключительно важны широкие возможности работы на рынке выездного туризма своей страны, т.е. привлечение из числа местных жителей потребителей туристских услуг за границей, и хорошие деловые связи с иностранными турфирмами, обеспечивающими исполнение этих услуг.

По виду туризма, туристского продукта и сегменту рынкатуристские фирмы можно подразделить на фирмы, занимающиеся рекреационным и лечебным, экскурсионным, деловым, этническим и ностальгическим, спортивным, приключенческим, молодежным и студенческим, семейным, индивидуальным, групповым, массовым туризмом, специфическими видами туризма и т.д.

По своему отношению к исполнителям и потребителям туристскихуслуг туристские фирмы подразделяются на туроператоров и турагентов. Это одно из основных делений туристских фирм.

Существенным элементом в становлении нового предприятия служит выбор его организационно-правовой формы. Последующие этапы создания фирмы определяются этими рамками. Последовательность создания турпредприятия схематично представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Этапы создания туристской фирмы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Туристические предприятия и их формы

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1542; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.67.122
Генерация страницы за: 0.009 сек.