Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпочтения потребителей и их измерение




Б) эффект сноба.Мнение отдельного потребителя противоположно мнению большинства (например, на пляж приходит в смокинге).

Отклонения от рационального потребительского выбора: нефункциональный спрос.

Существуют ситуации, когда закон спроса не выполняется, т.е. наблюдаются отклонения от рационального потребительского выбора..

А) эффект присоединения к большинству. Мнение потребителя совпадает с мнением большинства покупателей (например, мода).

В) эффект Веблена (Торстейн Веблен - основатель американского институционализма, автор «Теории праздного класса»). Товары приобретаются нередко не по назначению, а чтобы произвести впечатление: мобильник с бриллиантами; одежда и украшения для собак и т.д.)

Г) - парадокс Гиффена отражает ситуацию, когдарост спроса на товар происходит в условиях повышения цены на него. Этот эффект был впервые открыт английским экономистом Робертом.Гиффеном в середине ХIХ века для таких товаров, как хлеб и картофель. В период кризиса, несмотря на повышение цен, спрос на эти товары со стороны бедного населения заметно возрастал. Увеличивая потребление этих продуктов, которые затем получили название «товары Гиффена», бедные слои населения отказывались от более дорогостоящих продуктов (например, мяса).

При снижении цены на хлеб и картофель потребление их вновь сокращалось, и в рацион вводились другие продукты. Обратите внимание: кривая спроса на товары Гиффена имеет положительный характер.

 

3.Теория предельной полезности.

Теория предельной полезности лежит в основе теории потребительского поведения. Она была разработана представителями австрийской школы Карлом Менгером, Фридрихом Визером, Евгением Бём-Баверком во второй половине ХIХ века. Основные положения теории заключатся в следующем:

· Разграничение общей и предельной полезности. Общая полезность (TU) - это сумма полезностей всех потребляемых единиц товара. Функция общей полезности имеет следующий вид: TU= F (Q), где Q - количество потребляемого товара. Предельная полезность (МU) - это приращение общей полезности при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

· МU =_ d_ _TU ___

d Q

Графическое изображение общей и предельной полезности представлено на рис. 1.

 

Рис. 1. Общая и предельная полезность.

 

· Количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов, а цена определяется не общей а предельной полезностью. Это положение позволило объяснить так называемый парадокс воды и алмаза, сформулированный А.Смитом.Вода жизненно необходима человеку и должна иметь максимальную полезность, а алмазы - минимальную. Соответственно, цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы - минимальны. Однако величина запасов воды и алмазов различна. Обшая полезность воды велика, а предельная - мала. У алмазов общая полезность мала, а предельная велика.

· З акон убывания предельной полезности (первый закон Госсена). С ростом потребления одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) предельная полезность потребления последующих единиц блага уменьшается. Например: в жаркий день вы с большим удовольствием съедается первый стаканчик мороженого. Именно он приносит наибольшее удовлетворение. Остальные представляют все меньший интерес, т.е. имеют убывающую предельную полезность.

· Второй закон Госсена отражает максимизацию полезности для потребителя. Она достигается при следующем условии:

МU а = МUв = МUс

Ра Рв Рс

МU – предельные полезности соответствующих товаров, а Р – цены этих товаров.

 

Наряду с теорией предельной полезности существует и ординалистская (порядковая) теория, основывающаяся на измерении предпочтений потребителей. В этой теории предполагается, что предельная полезность неизмерима, а потребитель может лишь ранжировать свои предпочтения. Для анализа используются кривые безразличия и бюджетные линии. Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Общая их полезность для потребителя остается неизменной. Чем выше расположена кривая безразличия, тем предпочтительнее для потребителя наборы благ, которые она представляет. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, никогда не пересекаются..


На рис.4.1(а) показана кривая безразличия (U). По осям откладывается количество блага Х и блага Y, между которыми делает выбор потребитель.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис.4.1б). Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь 1 кривую.
Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.
На кривой безразличия зона замещения обозначена отрезком RS (рис.4.2а). Взаимная замена благ Х и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне отрезка замена исключается. Два блага выступают как независимые друг от друга.

Предельная норма замещения (MRS) – количество, на которое потребление одного из 2-х благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.
Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) показывает возможные комбинации благ, которые он может приобрести при заданном уровне своих доходов и существующих ценах.
Наклон бюджетной линии равен относительной цене благ.
Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую от покупки двух различных благ при имеющемся бюджете. Это фиксируется в касательной точке бюджетной линии - наиболее высокой точке из всех достижимых кривой безразличия. Эта точка, показывающая наибольшее возможное удовлетворение потребителя, является точкой потребительского равновесия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.