Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенная конкуренция и монополия




Естественная монополия

Совершенная конкуренция и монополия

Лекция 7

СОВЕРШЕННАЯ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

План:

 

3. Монополистическая конкуренция

 

 

Совершенная (свободная, идеальная) конкуренция возникает между неограниченным количеством продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой, обладающих равными правами и возможностями. Причем каждый из них производит и покупает лишь очень незначительную часть общего выпуска продукции (рис. 1).

 
 

O
Главной особенностью данного вида конкуренции является то, что ни один из участников рынка не может воздействовать на розничную рыночную цену, т.к. влияние каждого из них на рынок незначительно. Невысокая степень влияния объясняется несущественной долей объема продукции, поставляемой данным производителем на рынок.

Не менее важной особенностью совершенного рынка является свободный вход и выход на рынок как производителей, так и покупателей.

Условием максимизации прибыли предприятия, работающего в условиях совершенной конкуренции, будет равенство МС = Р. Оно получается из следующего уравнения. Возьмем производную прибыли и производную объема производства и приравняем их к нулю, получим выражение:

 

, или МС = Р.

Предположим, что на рынке установилась цена равная Р1, в соответствии с ней предприятие будет производить объем продукции в размере Q1, при котором предельные затраты равны цене. Средняя прибыль в расчете на единицу продукции равна разности между ценой и средними затратами, т.е. равна длине отрезка KL (см.рис.1). Суммарная прибыль предприятия равна площади заштрихованного прямоугольника.

Если же рыночная цена возрастает до Р2, предприятию будет выгодно увеличить объем производства до Q2. И, наоборот, если рыночная цена будет сокращаться, то предприятие будет вынуждено сокращать производство. Так может продолжаться пока цена не достигнет значения Р3. Если цена на данный вид продукции установится меньше, чем Р3, то она не станет покрывать средних затрат, а общая выручка становится ниже общих затрат, предприятие будет вынуждено закрыться.

Таким образом, кривая предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции при нормальных ценах совпадает с кривой предельных затрат, а если на производимую продукцию устанавливается цена меньше средних затрат, кривая предложения совпадает с вертикальной осью.

Совершенная конкуренции – исторически первый и наиболее простой тип рынка. Он явился той почвой, на которой между равноправными субъектами рынка зародилось соперничество, приведшее в последствии к их расслоению, выделению наиболее крупных и агрессивных участников. Они стали стремиться подчинить своему контролю определенные сегменты рынка, что неизбежно вело к возникновению монополии, т.е. несовершенной конкуренции.

Современному рынку более свойственна несовершенная конкуренция. Общие признаки несовершенной конкуренции состоят в том, что отдельные компании имеют возможность ставить барьеры входа и выхода в отрасль с помощью контроля над ценами на производимую продукцию, торможением свободного перелива капитала из отрасли в отрасль. Тем самым они не допускают дополнительных производителей в свою сферу деятельности. С помощью этих же мер достигается сравнительное преимущество, которое состоит в том, что монополиям удается за счет своего положения получать разного рода преимущества относительно других производителей. Так, с одной стороны, появляется возможность устанавливать монопольно низкие цены на сырье и материалы, т.к. фирмы, которые их производят, ограничены в выборе покупателя. Это сказывается на издержках, фирмы-монополисты имеют относительно более низкие издержки, чем другие производители, которые рискнут развернуть производство в данной отрасли. С другой стороны, отсутствие конкуренции и контроль над ценами позволяет устанавливать монопольно высокую цену, получая дополнительную прибыль.

Одним словом, не выполняется ни одно из условий свободной конкуренции. Несовершенная конкуренция чаще всего предстает в виде монополии, монополистической и олигополистической конкуренции.

а)
Одним из главных отличий монополии от совершенной конкуренции является способность воздействовать на цену продукции, при этом цена зависит от объема производимой продукции монополистом.

б)
На рис. 2, а кривая спроса на продукцию монополии одновременно является кривой рыночного спроса и линией цен, т.к. монополия является единственным производителем данного

вида продукции. График предстает как прямая, имеющая отрицательный наклон, т.к. отражает обратную зависимость количества продаваемой продукции и цены.

Если монополист производит Q1, то цена устанавливается на Р1, а величину суммарного дохода будет отражать прямоугольник ОР1LQ1. Если по оси абсцисс выбирать различные значения объема производства, то в зависимости от его величины будет меняться и величина цены. Их совместное действие будет оказывать влияние на величину прямоугольника, иллюстрирующего суммарный доход, изменения величины которого, представлено на рис.2, б. С увеличением объема продукции площадь прямоугольника растет, а вместе с ним растет и доход. Достигнув максимума, величина прямоугольника и, следовательно, дохода начинают теми же темпами уменьшаться. Все движение в целом образует параболическую кривую общего дохода TR.

Очевидно, что объем производства оказывает на доход двойственное влияние. С одной стороны, его рост ведет к увеличению объема продаж, а с другой – вынуждает монополию понижать цены.

В основе проявления этих зависимостей лежит тот факт, что коэффициент ценовой эластичности спроса изменяется от бесконечности у оси ординат до нуля у оси абсцисс. Между двумя этими крайними точками посредине прямой находится точка, коэффициент эластичности которой равен 1. Сообразно изменению величины эластичности спроса от одной крайней точки до другой, изменяется и общий доход, так за снижением цены на участке эластичного спроса следует его возрастание. Оно продолжается до точки, в которой эластичность равна единице и где общий доход достигает своего максимума. За ней начинается неэластичный спрос, который ведет к сокращению величины общего дохода.

Дать исчерпывающую правильную оценку изменениям в доходе можно только с помощью анализа изменений предельного дохода MR, который выражается формулой

MR = DTR /DQ или D(P·Q) /D Q.

 

Поскольку в этой формуле Q стремится к нулю, т.е. Q ® 0, то данную формулу можно представит как дифференциальное уравнение

 

MR = dTR / dQ = d(P·Q) / dQ.

 

После проведения дифференцирования величины общего дохода получим, что

MR = P + Q · dP / dQ.

 

Выражение Q · dP / dQ – величина отрицательная, т.к. кривая спроса имеет отрицательный наклон. Сложение положительной величины P и данного отрицательного выражения даст величину меньшую, чем P. В силу этого предельный доход MR < P, а отражающая его кривая будет находиться ниже кривой спроса и цены. Но обе кривые будут исходить из одной и той же точки, т.к. их величины при производстве первых единиц продукции практически одинаковы. Кривая предельного дохода пересекает отрезок ОН в точке К (рис. 8.2, б) и делит его строго пополам, потому что эта точка соответствует единичной эластичности и в ней MR = 0. Ниже этой точки MR < 0, что означает сокращение общего дохода при увеличении объема производства. На деле это выглядит так. При росте выпуска продукции после этой точки монополист получает от каждой дополнительной единицы все меньший прирост величины общего дохода.

Таким образом, рис. 2 показывает, что монополия не может устанавливать беспредельно высокую цену и сокращать производство, т.к. покупатели откажутся приобретать столь дорогой продукт. К тому же на рынке из-за небольшого объема производства может возникнуть дефицит данного вида продукта, который неизбежно будет стимулировать приток в данную отрасль новых товаропроизводителей. Поэтому монополия не может бесконечно повышать цену и снижать производство. При такой политике она очень рискует потерять монопольное положение. Учитывая эти факторы, монополия будет искать наиболее выгодное сочетание цены и объема на участке, где MR > 0,

стремясь приблизится к точке максимума, когда MR = 0, в которой она установит максимальную цену и объем (рис. 3).

Как установлено выше, MR меньше цены (MR < P). Известно, что фирма в условиях совершенной конкуренции максимизирует свою прибыль, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Это условие верно и для монополии. Поэтому максимизация прибыли монополии будет происходить при условии MR = MC и MR < P. Это означает, что монополия ориентируется на цены, превышающие предельные издержки.

Если монополия устанавливает объем производства Q1, то ему соответствует цена Р1. Именно такую цену покупатели согласны заплатить за данный объем продаж. На рис. 3 этой цене соответствует точка L, лежащая на прямой рыночного спроса. Кривая предельных издержек MC пересекает кривую предельного дохода MR в точке N. Отрезок Q1L равен цене Р1, которая включает в себя издержки и прибыль. Графически их нетрудно отразить, проведя прямую от Q1 до пересечения с кривой средних издержек АС, получим току К. Отрезок Q1К представляет собой средние издержки на единицу продукции, а отрезок КL будет отражать среднюю прибыль, получаемую монополией в расчете на одно изделие.

Общая прибыль монополии будет равняться произведению средней прибыли на одно изделие (КL) на общий объем производства (КR), которая на рис. 3 предстает как площадь прямоугольника P1LКR.

Если бы данная фирма работала в условиях совершенной конкуренции, то она исходила бы из условия, что MC = P. В таком случае она выбрала бы объем производства Q2 и цену Р2. Из графика видно, что P2 < P1, Q2 > Q1. Таким образом, монополия в погоне за прибылью выбирает меньший объем производства, чем в условиях совершенной конкуренции и устанавливает на него более высокую цену.

Если монополия выпустит дополнительную единицу продукции сверх объема Q1, то покупатели готовы заплатить за нее цену, равную примерно Р1, которая графически может быть представлена как отрезок Q1L, а дополнительные издержки на нее составят Q1N. Тогда выигрыш монополии от увеличения объема производства за счет общества будет равняться длине отрезка NL. При каждой дополнительной единице выпуска продукции до объема Q2 цена постепенно будет снижаться, а издержки увеличиваться. Объем Q2 – предельный объем, до которого монополия может согласиться увеличивать производство. Чистый ущерб, наносимый монополией обществу, будет измеряться площадью фигуры NLE, а также прямоугольником P1LMP2..

До сих пор предполагалось, что фирама-монополист назначает на товар одну и ту же цену для всех покупателей. Однако во многих случаях фирмы продают товар разным покупателям по разным ценам. Данная практика получила название ценовой дискриминации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.