Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция. Как показывает практика, чистая монополия и уж тем более совершенная конкуренция являются больше исключениями из нее




 

Как показывает практика, чистая монополия и уж тем более совершенная конкуренция являются больше исключениями из нее, чем правилом. Современной рыночной системе хозяйствования больше свойственна монополистическая конкуренция. Она представляет собой наиболее распространенный тип конкуренции.

Монополистическая конкуренция – это конкуренция между монополиями в пределах одной отрасли, национального хозяйства или в масштабах мирового рынка, ей присущи черты как монополии, так и конкуренции.

К важнейшим чертам, отличающим монополистическую конкуренцию от других видов, относятся:

- контроль относительно небольшой доли рынка за счет производства дифференцированного товара;

- осуществление ограниченного контроля над рыночными ценами, выпускаемых фирмой товаров;

- доступ сравнительно свободного входа и выхода в отрасли на рынок любому производителю;

- наличие неценовой конкуренции между монополистическими конкурентами;

- наличие значительного числа свободных производителей делает невозможным тайный сговор о повышении цен и ограничении объема производства;

- определение каждой фирмой, вне зависимости от других собственной стратегии действий;

- доступная информация об условиях функционирования рынка каждому участнику рынка.

В условиях монополистической конкуренции определенный вид продукции может быть произведен многими предприятиями. Но в отличие от совершенной конкуренции имеет место дифференциация продукта, т.е. товары, производимые различными предприятиями, отличаются друг от друга некоторыми качественными характеристиками. Каждый продавец обладает монополией на свой вариант товара. К отличиям однотипных товаров можно отнести более высокое качество аналогичного продукта, дополнительный послепродажный сервис, благоприятные условия продажи (например, кредит), скидки постоянным покупателям и т.д.

Обладание определенными преимуществами выделяет владельца дифференцированного товара из общей массы продавцов и делает его монополистом, способным влиять на цену. Это отличает монополистическую конкуренцию от других видов конкуренций. Поскольку производитель, не являющийся монополистом, поставляет на рынок сравнительно небольшой объем продаж, то фирм, обладающих дифференцированным продуктом, достаточно много. Каждая из них устанавливает ограниченный (неполный, частичный) контроль над рыночной ценой.

Вход в монополистически конкурентную отрасль сравнительно несложен, но дифференциация продукции создает определенные барьеры входа и выхода в отрасль, т.к. фирма-конкурент должна суметь произвести новый конкурентоспособный вид продукции и переманить на свою сторону покупателей других фирм. Эти действия потребуют дополнительных затрат как на производство, так на рекламу и сбыт. Следовательно, монополистическая конкуренции требует от фирм прироста капиталовложений на выделение своей продукции из общей массы подобных товаров и формирования у покупателей привычки и приверженности к ее торговой марке. Отсюда очевидно, что участники монополистической конкуренции вступают друг с другом не только в ценовую конкуренцию, но и неценовую, которая выражается в конкуренции технических характеристик, качества товаров и услуг и другим условиям продажи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.