КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Медицинские аспекты психических заболеваний, наблюдающихся в ювенальном возрасте
Занятие 9.Основы ювенальной медицины. Занятие 8.Предупреждение и меры борьбы с преступностью среди несовершеннолетних. Занятие 7. Особенности расследования преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних лиц. План: 1.Основные приемы расследования преступлений несовершеннолетних. 2.Особенности проведения допроса, очной ставки, предъявления для опознания и других следственных действий с участием несовершеннолетних.
1.Кроме указанных в статье 117 УПК РК обстоятельств, по делам о преступлениях несовершеннолетнего дополнительное подлежит установлению: -условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, -степень интеллектуального, волевого и психического развития, особенности характера и темперамента, потребности и интересы, -влияние на несовершеннолетнего взрослых лиц и других несовершеннолетних. Согласно п. 2 ч.1 ст.71 и ч.2 ст.486 участие защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно на всех стадиях судопроизводства, начиная с момента задержания либо ареста несовершеннолетнего, либо с момента первого допроса в качестве подозреваемого или обвиняемого. Использование задержания и заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего только лишь как исключение, когда невозможно ограничиться иными мерами пресечения, в том числе, отдачей несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, администрации воспитательных учреждений. Согласно ст. 484 УПК РК, вызов лица, не достигшего возраста 16 лет, на допрос к следователю или в суд производится через его родителей или других законных представителей, при их отсутствии- через органы опеки и попечительства. Иной порядок допускается лишь в случае, если это вызвано обстоятельствами дела. Если в ходе расследования преступления небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний обвиняемый совершил преступление впервые и его исправление может быть достигнуто без применения наказания, то прокурор, следователь или дознаватель вправе вынести постановление о прекращении уголовного дела и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия. Одной из главных задач, стоящих перед следователем и оперативным работником на первоначальном этапе расследования, то есть сразу после возбуждения уголовного дела, является определение круга лиц, причастных к совершению преступления, сбор и закрепление доказательств, установление потерпевших и свидетелей, установление факта о наличии взрослых подстрекателей или организаторов. Оценка и использование взаимной информации способствуют установлению действительной роли взрослых соучастников преступлений. При расследовании обстоятельств, связанных с условиями семейного воспитания несовершеннолетних преступников, необходимо выяснить сведения о родителях, сестрах, братьях и других лиц, проживающих с подростком, их характеристики. Следователь должен убедиться в отсутствии отрицательного влияния с их стороны на несовершеннолетнего. Особое внимание следует уделить выявлению фактов судимости родителей и других членов семьи. При расследовании уголовного дела в отношении несовершеннолетнего или группы несовершеннолетних следователь устанавливает возможных соучастников преступлений; выявляет лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, изучает личность подростка, окружающую среду, выявляет причины и условия, способствующие совершению преступления. Выяснение этих вопросов следователем без помощи работников инспекции по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов представляется малоперспективным. Непосредственное наблюдение за поведением подростков, которые склонны к совершению преступлений и могут попасть под негативное влияние взрослых преступников, организация и проведение с ними предупредительной работы относятся к обязанностям инспекции по делам несовершеннолетних. Следователю необходимо проявлять внимание к дальнейшей судьбе подростка, совершившего преступление в группе совместно со взрослым, что способствует повышению качества проводимой с ним воспитательной работы и вместе с тем способствует предупреждению новых преступлений с его стороны, повышению эффективности деятельности тех государственных органов и общественных организаций, которые специально призваны заниматься его исправлением и перевоспитанием. Уголовно-процессуальный закон обязывает органы дознания, следователя, прокурора и суд в процессе расследования и судебного разбирательства выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, и принимать меры по их устранению. Обязанности следователя в этом направлении определяются задачами уголовного судопроизводства и ст. 64 УПК РК. На практике выработаны различные формы профилактической деятельности следователя. Одной из основных является внесение руководителям предприятий, учреждений и организации представлений о принятии мер для устранения выявленных расследованием причин и условий, способствующих совершению преступлений. Эта форма профилактической деятельности следователя успешно применяется и по делам несовершеннолетних. Вместе с тем практика выполнения следователями МВД требований ст. 64 УПК РК в начальный период работы по делам несовершеннолетних показала, что в этой работе имеются существенные недостатки, в целом снижающие качество и эффективность профилактической работы по делам рассматриваемой категории. Так, изучение свыше 200 представлений по делам о преступлениях несовершеннолетних, полученных из всех областей республики, показало, что одним из распространенных недостатков является то, что следователи в своих представлениях лишь сообщают о преступлении, совершенном несовершеннолетним, и не указывают на конкретные причины и условия, способствующие преступлению.
2. Среди уголовных дел, рассматриваемых следователями органов внутренних дел, значительную часть составляют дела о преступлениях несовершеннолетних. При выявлении причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, важное значение имеет изучение следователем условий жизни и воспитания подростка, его личности, ближайшего бытового окружения, особенностей поведения. Часть 4 статьи 481 УПК РК обязывает следователя при производстве предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних, помимо иных обстоятельств, устанавливать влияние на несовершеннолетнего взрослых лиц и других несовершеннолетних. Следователям важно помнить, что о преступлении несовершеннолетнего по каждому делу обязательна проверка версии о том, не имело ли место подстрекательство или иная форма вовлечения в преступную деятельность. Разоблачение взрослых подстрекателей имеет принципиальное значение как для пресечения их преступной деятельности, так и для выявления действительной роли подростка в совершении преступления. На практике выявление подстрекателей сопряжено с определенными трудностями, так как подростки зачастую предпочитают не рассказывать о подстрекателях и иных взрослых соучастниках преступления. Это объясняется обычно ложным чувством товарищества, страхом, а иногда и родственными связями между несовершеннолетними и подстрекателями. Данное обстоятельство важно учитывать следователям при допросе подростков, совершивших правонарушения. Для выявления подстрекателей и лиц, вовлекающих несовершеннолетнего в совершение преступлений, необходимо тщательно проанализировать способ совершения преступления, изучить круг друзей, знакомых и родственников несовершеннолетнего преступника, выявить среди них лиц, ранее судимых, то есть тех лиц, которые могут отрицательно воздействовать на подростка и склонить его к совершению преступления. Справедливо отмечается, что «причины объединения в преступные группы следует искать в ранних стадиях образования группы, во время которых индивиды знакомятся друг с другом, взаимно обогащаясь опытом паразитического образа жизни, способствуя формированию антиобщественных стереотипов поведения и аморальных интересов». При осмотре места происшествия в случаях, когда установлено или предполагается участие в совершении преступления несовершеннолетних, необходимо обращать внимание на признаки, объективно указывающие на участие в преступлении подростков. При подготовке допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего необходимо решить вопрос относительно места производства данного следственного действия. Соответственно, детей младшего возраста целесообразно допрашивать по месту жительства, в привычной для них обстановке. Несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет лучше допрашивать в служебном кабинете следователя, поскольку официальная обстановка места допроса оказывает на них положительное влияние. Участие в допросе несовершеннолетних потерпевших или свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и в возрасте от 14 до 18 лет, обязательно в присутствии педагога, который благодаря своим специальным познаниям в области педагогики может оказать следователю помощь в получении от подростка правдивых показаний. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участие адвоката обязательно, продолжительность допроса не должна превышать 4 часов. Следует иметь в виду, что с морально-этических позиций было бы неверно задавать вопросы, связанные с компрометацией его родителей или других близких ему людей, с выяснением их аморального образа жизни и пр. Об этом с обвиняемым можно вести речь только в тех случаях, когда он сам об этом заговорит, т.е. инициатива дачи показаний о неблаговидной роли родителей в совершении преступлений должны принадлежать допрашиваемому. При расследовании преступлений несовершеннолетних могут быть назначены различные судебные экспертизы, необходимость проведения которых обусловлена характером совершенного преступления, в том числе специфические экспертизы: судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и судебно-психологическая.
Литература: 1. Гаврилин Ю.В., Шуруханов Н.Г. Криминалистика: методика расследования отдельных видов преступлений. М., 2004 г. 2. Гилинский И.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль: Курс лекций. СПб, 2002 г. 3. Кудрявцев В.Н. Генезис преступности. М., 1998 г. 4. Порубов Н.И. Особенности допроса несовершеннолетних. Минск, 1978 г. 5. Нарикбаев М.С. Правовая охрана детства в Республике Казахстан. Алматы, 1996 г. 6. Бегалиев К.А. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних. Алматы, 1995 г.
План: 1.Предупреждение преступности среди несовершеннолетних. 2.Виды предупреждения и противодействия преступности среди несовершеннолетних. 3.Социальная реабилитация несовершеннолетних осужденных лиц. 1.Среди различных субъектов профилактики, осуществляющих борьбу с преступностью несовершеннолетних, особое место занимают органы внутренних дел. Профилактика преступлений несовершеннолетних представляет собой одно из важнейших направлений деятельности органов внутренних дел. Ее можно обозначить как совокупность предупредительных мероприятий, осуществляемых государственными органами, учреждениями, общественными организациями, направленных на выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений с их стороны, и разработку мер воздействия на определенные криминогенные факторы и отдельных лиц. В современных условиях в системе МВД все службы и подразделения осуществляют в той или иной мере профилактику преступлений несовершеннолетних. Так, аппараты криминальной полиции наряду с основными функциями, направленными на раскрытие и пресечение преступлений, обеспечивают предупреждение преступлений несовершеннолетних. Также предупреждением преступлений со стороны несовершеннолетних занимаются подразделения охраны общественного порядка, паспортной службы, ГАИ, приемники-распределители для несовершеннолетних, воспитательные колонии для несовершеннолетних и др. Существенная роль в профилактике преступности среди несовершеннолетних принадлежит следственному аппарату МВД инспекциям по делам несовершеннолетних1, участковому инспектору полиции. Следственная профилактика в отношении несовершеннолетних имеет и определенные особенности, вытекающие из их повышенной склонности к групповому общению и групповым правонарушениям. Как известно, расследование преступлений несовершеннолетних отнесено к компетенции следователей МВД, что преследует цель не только сконцентрировать в рамках одного ведомства усилия по раскрытию и расследованию совершаемых правонарушений, но и всемерно активизировать работу по их предупреждению. Успешное решение этой важной государственной задачи во многом зависит от того, насколько следователи органов внутренних дел овладели методикой осуществления профилактических мероприятий, от четкого взаимодействия всех служб органов внутренних дел. Одной из основных причин преступлений несовершеннолетних является пьянство. Однако при расследовании дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в состоянии опьянения, следователями не всегда выявляются обстоятельства, связанные с употреблением спиртных напитков подростками, а также роль взрослых лиц, вовлекающих их в пьянство. Важно отметить, что при проведении нашего исследования не было установлено ни одного случая осуждения виновных за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, в служебной зависимости от которого находится подросток. Встречаются случаи, когда отдельные следователи не проводят глубокого анализа первичных материалов, возбуждают уголовные дела за малозначительные правонарушения или когда по характеру совершенного деяния и с учетом личности виновного подросток вполне может быть исправлен без применения мер уголовного наказания. В соответствии с указаниями МВД РК со следователями горрайорганов внутренних дел, специализирующимися на расследовании дел несовершеннолетних, сотрудникам криминальной полиции и инспекцией по делам несовершеннолетних на занятиях в системе служебной подготовки организовано изучение методики и тактики раскрытия и расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность. На места направляются обзоры дел с указанием ошибок, допускаемых при расследовании данной категории преступлений, методические рекомендации, указания по их устранению. В системе органов внутренних дел систематически проводятся мероприятия по дальнейшему совершенствованию системы взаимодействия следователя с инспекциями по делам несовершеннолетних, и общественностью по выявлению и устранению причин, способствующих совершению преступлений.
2.Задача успешной борьбы с преступлениями несовершеннолетних зависит от тесного взаимодействия следственного аппарата с другими службами органов внутренних дел в течение всего следствия, при постоянном взаимном обмене информацией между следователями и работниками оперативно-розыскных и иных служб, инспекциями по делам несовершеннолетних Под взаимодействием следователя и органа дознания при расследовании преступления следует понимать их согласованную деятельность, направленную на быстрое раскрытие преступления и полное его расследование. Изучение представлений подтверждает вывод о том, что одной из причин совершения преступлений несовершеннолетними является подстрекательство со стороны взрослых лиц. Так, из ряда представлений видно, что подросток совершил преступление или в группе со взрослыми, или при создании взрослым таких условий, когда подросток уже был "подготовлен" к совершению преступления (пьянство родителей, оскорбление или унижение подростка взрослыми родственниками, продажа наркотических веществ несовершеннолетнему более старшими лицами и т.п.). Однако следователи в представлениях не указывают в полном объеме обстоятельства, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними, что затрудняет как можно более полное устранение их причин и условий руководителями предприятий, организаций и учреждений. Глубокое и всестороннее изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя, условий его жизни и воспитания, выявление взрослых организаторов и подстрекателей преступлений необходимы не только для выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, но и для принятия правильного решения, от которого в значительной степени зависит его дальнейшая судьба. Только располагая полными и достоверными сведениями о подростке, следователь в состоянии решить вопрос о направлении дела в суд или применении мер воспитательного характера. Несомненно, полное выявление причин и условий, порождающих преступления несовершеннолетних, своевременное внесение обоснованных конкретных представлений об их устранении, действенный контроль за реализацией внесенных предложений способствуют успешному решению задач по предупреждению преступности несовершеннолетних. Вместе с тем в борьбе с безнадзорностью и предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних ведущая роль отведена инспекциям по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическую деятельность. Инспекции по делам несовершеннолетних, выполняя задачи по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, защите прав, интересов и свобод последних от преступных посягательств, осуществляют мероприятия: - по организации профилактической работы с несовершеннолетними, совершающими антиобщественные поступки и преступления, с родителями или лицами, их заменяющими, злостно не выполняющими обязанности по воспитанию детей или своим поведением отрицательно влияющими на воспитание последних; - по подготовке предложений в соответствующие государственные органы и общественные организации по вопросам совершенствования воспитательной работы и ранней профилактики; улучшения использования в процессе профилактики возможностей общественных формирований, студенчества, ветеранов войны, труда, оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям в трудовом и бытовом устройстве и т.д.; - по взаимодействию с воспитательными колониями, специальными учебными заведениями закрытого типа, подразделениями органов внутренних дел, суда и прокуратуры по вопросам предупреждения групповой и повторной преступности; - информируют местные государственные органы, общественные организации, администрацию по месту учебы или работы несовершеннолетних, а также по месту работы родителей или лиц, их заменяющих, о правонарушениях несовершеннолетних причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений; - систематически выступают перед населением, в учебных заведениях, трудовых коллективах, в печати, по радио, телевидению по вопросам предупреждения правонарушений преступлений среди несовершеннолетних. Инспекции активно участвуют в проведении воспитательной работы с несовершеннолетними и принимают все необходимые меры к пресечению правонарушений и иных антиобщественных поступков с их стороны. Усилия работников инспекций по делам несовершеннолетних и общественности направлены также и на организацию повседневной работы с детьми из неблагополучных семей, состоящих на специальном учете. Участковые инспектора по делам несовершеннолетних выявляют неблагополучные семьи в процессе осуществления индивидуальных профилактических мероприятий с лицами, состоящими на учете в участковых пунктах полиции. Практика показывает, что работа, проводимая ими совместно с общественностью, отличается в целом достаточной эффективностью. Как известно, своевременное выявление неблагополучных семей и подростков, попавших в неблагополучную бытовую среду, необходимо для предупреждения отклоняющегося от норм права и морали поведения несовершеннолетних. Очевидные дефекты семейного воспитания являются в большинстве случаев первопричиной антисоциальной направленности личности несовершеннолетнего; их быстрое устранение - существенный элемент ранней профилактики Профилактическая работа с подростками, состоящими на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, не дает возможности окончательно сформироваться их негативным привычкам и наклонностям, способствует отрыву от вредного и нежелательного влияния взрослых антиобщественных элементов. Одна из действенных мер предупреждения преступлений несовершеннолетних - это своевременный вызов в органы внутренних дел родителей подростков, когда о последних есть сведения, что они связаны с лицами, действия которых носят антисоциальную направленность. При этом до сведения родителей (или лиц их заменяющих) доводятся все известные факты участия подростков в аморальных поступках, совершенных совместно с другими лицами, даются пояснения, к каким тяжелым последствиям это может привести. Эффективным условием нейтрализации отрицательного влияния отдельных лиц на подростков являются и сами встречи с несовершеннолетними, умело психологически организованные беседы с ними. В предупреждении преступлений подростков важное значение приобретают активные меры ранней профилактики, призванные сыграть предупредительное воздействие на самом начальном этапе проявления антиобщественного поведения. Активная роль в осуществлении ранней профилактики отведена сотрудникам инспекций по делам несовершеннолетних. Инспекции по делам несовершеннолетних, согласно Указу «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», наряду с решением других задач выявляют родителей и лиц, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанностей по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений.
3.Следует подчеркнуть, что ранняя профилактика рассматривается как одно из центральных и исходных направлен борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. Однако проблема ранней профилактики правонарушений как одна из центральных проблем криминологии еще недостаточно разработана. Ранняя профилактика несовершеннолетних состоит из многих направлений, но не вызывает сомнения исключительная (изначальная) связь ее с семейным воспитанием. Практика убедительно показывает, что одна из основных причин, толкающая подростка на путь безнадзорности и правонарушений, - ненормальная обстановка в семье, нездоровые отношения между родителями, безответственный подход к выполнению родительского долга. Следовательно, применение активных мер ранней профилактики в отношении подростков, склонных к совершению преступления, имеет важное значение в предупреждении преступления. При этом центральной фигурой в организации работы по своевременному выявлению несовершеннолетних правонарушителей призван стать участковый инспектор по делам несовершеннолетних, которому отводится основная роль в профилактической деятельности в жилых микрорайонах, трудовых коллективах и учебных заведениях. Следует отметить, что одним из наиболее сложных направлений деятельности органов внутренних дел является борьба с рецидивной преступностью. В течение последних лет, как подтверждает практика, уровень рецидивной преступности продолжает оставаться высоким, именно рецидивистами совершается значительное число тяжких преступлений. Особенностью преступной деятельности рецидивистов является повышенное стремление к общению с морально неустойчивыми несовершеннолетними, которые используются как специфические (покладистые) помощники в реализации преступного умысла. Социально-нравственная деградация и деформация личности рецидивистов включает, таким образом, и их пристрастие к целенаправленному вовлечению несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность. Что же касается рецидивной преступности несовершеннолетних, то она во многом определяется ближайшей микросредой и во многом обусловлена общением со взрослыми рецидивистами. Практика показывает, что наибольший удельный вес повторно привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних составляют лица, совершившие корыстно-насильственные преступления. Несовершеннолетние совершают повторно правонарушения в основном по мотивам корыстного характера, ввиду склонности определенной части ранее отбывших наказание несовершеннолетних к паразитическому образу жизни, а также вследствие их пренебрежительного отношения к существующему общественному порядку. Наше выборочное исследование в одной из колоний в Казахстане показало, что 50-60% рецидивистов начинали свою преступную «карьеру» в несовершеннолетнем возрасте, а в ходе проведенных бесед с несовершеннолетними, содержащимися в одной из воспитательных колоний Республики Казахстан, выяснилось, что многие из них после отбытия наказания за первое преступление, оказавшись без должного надзора, тянулись к компаниям более взрослых ребят (18-20 лет). Более того, свыше половины несовершеннолетних осужденных ответили, что им было скучно в кругу своих сверстников, поскольку считали себя более опытными, повидавшими жизнь людьми. Несмотря на то, что за последние годы инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел значительно активизировали работу по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, в их деятельности встречается и ряд существенных недостатков. Это прежде всего случаи преждевременного снятия с учета как исправившихся отдельных подростков-правонарушителей, а также недостаточная организация индивидуальной работы с подростками, состоящими на профилактическом учете. Требует совершенствования и процесс обмена взаимной информацией между организациями, где трудятся родители подростков, и сотрудниками ИДН. На практике, как правило, он происходит односторонне. Так, сотрудники инспекции направляют на предприятия, где работают родители, оказывающие отрицательное влияние на детей, информацию об их разлагающем поведении в быту. Однако в каждом втором-третьем случае ответной информации и принятых мерах инспекция не получает. Это отрицательно сказывается на организации работы по пресечению негативного влияния взрослых на подростков. Таким образом, исходя из необходимости повышения эффективности борьбы с рассматриваемыми преступлениями, представляется очевидным, что органы внутренних дел должны играть главную роль в предупреждении преступлений несовершеннолетних. Это вытекает хотя бы из того, что главное направление в решении рассматриваемого вопроса состоит именно в профилактике преступлений. В частности, нельзя не отметить важности патрульно-постовой службы органов внутренних дел. Практика показывает, что значительное количество преступлений подростков совершается в вечернее и ночное время. Наряды патрульно-постовой службы, осуществляющие охрану общественного порядка в вечернее время, имеют широкие возможности для пресечения совместного употребления спиртных напитков взрослыми и подростками, азартных игр (особенно путем усиления контроля за местами отдыха, негодными для жилья зданиями, подвалами и сараями). Безусловно, преступность несовершеннолетних имеет особенности, проявляющиеся в ее уровне и тенденциях, причинах и мотивации. Соответственно имеется и специфика организации борьбы с ней. Эти особенности в конечном счете обусловливаются личностными качествами несовершеннолетних и их статусом в обществе. Так, например, при учете возраста и других особенностей подростов ценен опыт тех государств, которые создают специальные службы для проведения комплексного обследования несовершеннолетних, совершающих административные правонарушения. Такие службы, как правило, состоят в штате судов, либо тесно взаимодействуют с судьями (Австралия, Великобритания, Канада, Германия, Италия, Испания, Швейцария). Во многих государствах существует упрощенный порядок рассмотрения подобной категории дел с участием несовершеннолетних. Тем самым несовершеннолетнему правонарушителю дастся возможность избежать официальных ритуалов разбирательства и оценить этот гуманный жест государственных органов. Действующее законодательство государств, имеющих специализированные суды по делам несовершеннолетних, дифференцируют проступки в зависимости от степени общественной ости, однако допускается что правовые нормы могут бы п. заменены социальными программами, которые учитывают характер правонарушений и содержат меры по воспитанию подростка. Во избежание криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее ущерба его развитию или вреда другим, ООН ориентирует государства на осуществление прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних. В юридической литературе выделяют следующие уровни предупреждения преступности: - уровень социальной блокады - изучение причин и предотвращение реализации преступных намерений; - уровень социальной адаптации личности - изучение причин и предотвращение возникновения преступных намерений; - общественный уровень - изучение причин и предотвращение формирования безнравственных личностей. Теоретические рекомендации специалистов зачастую имеют ограниченную методическую сферу применения. С их помощью можно понять природу мотивации криминального поведения и даже описать системные признаки предупреждения и пресечения правонарушений. Однако каждый уровень блокады и пресечения нуждается в полноценном правовом регулировании, организационном, социальном обеспечении. Кроме того, специалисты поддерживают наличие не только официальной структуры - социальной среды осужденных. Микросреда осужденных порождает свои атрибуты, ритуалы, законы неформального общения. Наиболее значимыми из них являются землячество (43,9%), общность взглядов и ценностей (35,7%), влияние других осужденных (35,3%), профессиональные интересы (26,2%), возраст (12,6%), срок наказания (9,1%). Подобный социальный портрет данной среды объясняется традиционными аргументами: наличием «корпоративных» и силовых способов разрешения. Необходимо делать соответствующую поправку на социальную стратификацию общества со всеми вытекающими отсюда последствиями. Процесс социализации личности несовершеннолетних требует не только уточнения правового воспитания, но и создания сети специализированных учреждений, способных при оказании реальной помощи подросткам использовать потенциал не только права, но и социально-психологического воздействия. Эффективное предупреждение преступлений несовершеннолетних во взаимодействии с уголовно-правовыми мерами воздействия на лиц, их совершающих, является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения, борьбы с негативными влияниями на формирование ценностных ориентации и поведения членов общества, вступающих в самостоятельную жизнь.
Литература:
План:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |