КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Воспитание как социальное и педагогическое явление
Вопросы:
1. Теории возникновения воспитания. Есть ли воспитание в животном мире? Насильственная природа воспитания. 2. Особенности воспитания как основной категории педагогики в ее общекультурной, социальной трактовке как общей, вечной и конкретно-исторической категории. 3. Социальные функции образования и воспитания. 4. Цели и задачи воспитания
Вопрос 1 Теории возникновения воспитания. Педагогика возникла как наука значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает, — воспитание. Когда возникло воспитание? На этот сложный вопрос давно пытаются ответить ученые различных отраслей человеческого знания, и прежде всего философия, история, этнография, антропология. Теории возникновения воспитания определились в XIX в.: - эволюционная, социолого-антропологическая теория французского этнографа Шарля Летурно (1831—1904); - социолого-психологическая теория американского профессора педагогики Пауля Монро (1869—1947); - социолого-трудовая теория немецких политологов, основателей марксистской философии Карла Маркса (1818— 1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895); - духовно-культурологическая теория немецкого педагога Карла Шмидта (1819—1864). Воспитание возникло, по мнению всех авторов, тогда, когда человек стал Homo sapiens — существом разумным, что произошло 40 000 лет до н.э. Они единодушны в понимании воспитания как социального явления, присущего человеческому обществу, хотя оно берет свое начало в глубинных истоках биологического происхождения человека. Основной смысл суждений Летурно: «человечество, как оно есть,...есть результат слепого и бессвязного воспитания, которое дано было ему, с одной стороны, природой и, с другой стороны, социальным бытом». Монро в отличие от Летурно который инстинктивные действия животных отождествлял с воспитательной практикой первобытных людей, признавал, что решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению и заложенной в человеке от рождения способности к подражанию. Марксисты считали, что человека создал труд и именно с момента применения человеком примитивного орудия возникла в первобытном обществе такая новая социальная функция, как воспитание. К. Шмидт утверждает, что воспитание появилось, когда человек стал замечать и понимать необходимость в знаниях и умениях; именно в культуре воплотилась идея духовности, которая выступает как ведущий и всеобъемлющий фактор развития воспитания как составной части прогресса человечества. Каждая из этих четырех теорий по-своему объясняет возникновение воспитания, делая акценты на разных аспектах этого сложного социального явления и природе его возникновения. Часто возникает вопрос при рассуждении об истоках воспитания: есть ли воспитание у животных? Ответ на этот вопрос однозначный — нет. Почему? Потому, что воспитание выполняет социальную функцию, заключающуюся в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно-исторического опыта подрастающим поколениям, в овладении ими практическими трудовыми умениями и выработанным опытом отношений и поведения. Это сложный и противоречивый социально-исторический процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. В животном мире есть научение — овладение необходимыми знаниями и опытом прежде всего путем подражания, неосознанного усвоения и закрепления в постоянной жизненной практике. У человека тоже есть научение и в процессе учения, многие вещи человек усваивает в процессе овладения специально передаваемыми знаниями. Воспитание по своей природе насильственно; каждому воспитателю необходимо это понимать. Воспитание, как мы уже разобрались, возникло, когда накопленных знаний и опыта появилось столько, что в ходе естественного подражания их невозможно стало освоить. Надо было организовать специальную целенаправленную деятельность по их передаче. Но ребенку непонятно, зачем ему это надо знать, он не видит непосредственной жизненной необходимости получения знаний. В результате взрослые заставляют усваивать, а дети сопротивляются, так как не понимают, зачем это надо делать. Именно тогда в практике воспитания появляются наказания, вплоть до физических, которых нет у народов, находящихся на самой примитивной стадии развития, когда знаний мало и необходимость усвоения их очевидна сама по себе. К этому надо добавить отсутствие теории и методики воспитания и обучения, несовершенство всей организации процесса воспитания и обучения на протяжении тысячелетий. Да и сейчас нельзя сказать о том, что все вопросы технологии обучения и воспитания решены в пользу ребенка, даже в гуманистических образовательных концепциях. «Воспитание — неизбежный конфликт, ибо оно есть принуждение к тому, что нужно, вопреки тому, что хочется» (Б.Н. Алмазов). Процесс воспитания и образования личности в современной педагогике рассматривается как процесс, протекающий во времени и пространстве. Пространство педагогического процесса — пространство микросреды, с самым близким и непосредственно влияющим на ребенка характером воздействия и взаимодействия с ним, пространство мезо- и макросред. Различные уровни пространства, в котором развивается человек, тесно взаимосвязаны, нередко противоречивы по своему влиянию, например, плохое материальное положение семьи и стремление родителей дать ребенку полноценное образование в условиях, когда многие образовательные и культурные услуги становятся платными или очень дорогими и т.п. Время воспитания и образования человека, его социализации — все время его жизни. Оно неравномерно по составляющим его частям и благоприятности для тех или иных воспитательных воздействий (сензитивности). Речь идет не только о возрастных временных периодах развития человека, но и времени внутри них. Любой возраст неоднороден по особенностям развития ребенка в его начале, середине или конце. Воспитательное воздействие и взаимодействие в учебное время, во время внеклассной работы, во время каникул, в общении с родителями или воспитателями с психологической и педагогической точек зрения имеют свою специфику и результативность. Я.А. Коменский считал существенным в организации учебных занятий в хорошо организованной школе учет и времени года, и времени суток
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |