Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цена и ценовая политика фирмы




Домашнее задание: конспект лекций. Высказывание о воспитании.

Вопрос 4: Цели и задачи воспитания

Вопрос 3 Современные подходы к воспитанию

Вопрос 2. Особенности и функции воспитания

 

Воспитание как основная категория педагогики в ее обще­культурной, социальной трактовке есть общая, вечная и конк­ретно-историческая категория.

Общий характер воспитания заключается в том, что с момен­та своего появления оно присуще любому обществу на любом этапе его цивилизационного развития вне зависимости от вре­мени, географического места и характера исторического разви­тия. Воспитание вечно постольку, поскольку вечно человеческое общество: если оно исчезнет — не будет и воспитания.

Конкретно-исторический характер воспитания проявляется в том, что цели, задачи, содержание, методы, средства, система образовательных учреждений являются совершенно конкрет­ными для определенной страны, государства, и при этом даже в одном государстве оно меняется в процессе исторического развития и всегда соответствует определенному этапу его суще­ствования и становления, отвечая на запросы именно этого пе­риода. Это легко проиллюстрировать на примере развития вос­питания в любом государстве в его исторической ретроспективе.

Таким образом, воспитание играет очень большую роль в жизни любого государства, любого общества. В последние годы мы это видим очень отчетливо. Живя во времена серьезных со­циальных перемен, когда на достаточно продолжительный пе­риод проблемы воспитания и образования подрастающего по­коления как бы ушли на второй план, мы видим результаты этого: беспризорность, безнадзорность, безнравственность среди под­растающего поколения приобрели устрашающие масштабы. Страна без детей и их целенаправленного качественного вос­питания и образования — страна без будущего.

Рассмотрим социальные функции образования и воспитания в современном обществе.

Гуманистическая функция проявляется практически во всех сферах общественного сознания. От того, какое место в обще­ственном сознании отведено человеку и детству как социальным ценностям, зависит цель, содержание, методы и средства, суть го­сударственного подхода к воспитанию и образованию. НА. Бер­дяев писал о том, что судьба человека, которая лежит в основе истории, предполагает сверхисторическую цель, сверхистори­ческий процесс, сверхисторическое разрешение судьбы истории в ином, вечном времени. Иными словами, отбор содержания пе­редаваемой культуры, гуманизирующего сознание подраста­ющего поколения, гуманность формируемых в процессе воспи­тания и обучения отношений человека к самому себе и другим людям залог гуманизации всех сфер жизни человека.

Культурологическая функция вытекает из самого определения воспитания как способа передачи культуры и ее ценностей от по­коления к поколению. Именно благодаря воспитанию и образова­нию накопленные культурные ценности сохраняются, передают­ся, обогащаются и пополняются. Образование и воспитание—путь вхождения человека в мир науки и культуры. «Образование тес­нейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в ко­нечном итоге специфический человеческий способ преобразова­ния природных задатков и возможностей» (Г. Гадамер).

Функция духовного воспроизводства проявляется в том, что происходит накопление и развитие интеллектуального и духов­но-нравственного потенциала страны во всех типах и видах учеб­но-воспитательных и образовательных заведений. Образование и воспитание обеспечивают формирование мировоззрения че­ловека, его ценностных ориентации и моральных принципов.

Профессионально-экономическая функция обеспечивает подрастающее и взрослое поколения возможностью получения определенной профессии и переквалификации в связи с изме­нениями на рынке труда, решения вопросов личного благосо­стояния и участия в развитии экономики всей страны. От уров­ня образованности и грамотности населения во многом зависит то, насколько каждый человек может освоить современные ин­формационные и иные технологии, что напрямую определяет уровень развития экономики страны, ее мирового престижа как сильной и надежной в экономическом смысле державы.

Очень актуальна в настоящее время подготовка подраста­ющего поколения к семейной жизни. Если дети растут без уста­новки на брак, рождение детей и их воспитание, у них не фор­мируется ответственность перед последующими поколениями, разрушаются многие социальные нормы и ценности. Издревле в России у подрастающего поколения формировалась установ­ка на семью, святость брака, рождение детей. Это закреплялось в сознании от поколения к поколению. Современной молодежью эти ценности зачастую воспринимаются как архаизм.

 

 

Воспитание как педагогическое явление определяется следующим образом:

«Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека»

Воспитание как педагогическое явление — многозначное по­нятие.

Воспитание понимается в значении воспитательного процес­са, собственно воспитания, чтобы отделить воспитательную дея­тельность от обучения и других воздействий; как направления воспитательной работы (нравственное, экологическое, граж­данское, патриотическое), как оценка уровня культуры че­ловека (он получил хорошее воспитание).

В мировую педагогику вводится и еще одно понятие — поли­культурное воспитание. Оно предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этничес­ких меньшинств и решает следующие задачи:

-адаптация человека к ценностям многонациональных куль­тур;

-обучение взаимодействию между людьми с разными тра­дициями;

-ориентация на диалог культур;

-формирование понимания равноценности культур разных народов и наций.

Разработка понятия воспитания привела к выделению и ха­рактеристике типов, видов и моделей воспитания. Выделяют два типа воспитания.

Первый тип воспитания основан на естественном разделе­нии труда и соответствует социокультурной сущности первобыт­ной эпохи.

Второй тип воспитания возник в результате общественного разделения труда, имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп. Он представлен в ми­ровой культуре специфическими вариантами: восточным и за­падным воспитанием.

Восточному типу воспитания свойственны жесткие требова­ния выполнения традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной свободы личности, ее самостоятельности и не­зависимости мышления.

Западный тип воспитания имеет ценностно-рациональный характер обучения и образования, ориентируется на развитие У личности воли и разума, утверждение в человеке индивиду­ального и творческого начал.

Виды воспитания классифицируются по воспитательным це­лям и путям их достижения.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное) вос­питание, воспитание по месту жительства, в детских и юноше­ских организациях; в специализированных детских учреждени­ях (школах-интернатах, детских домах).

По стилю отношений между воспитателем и воспитанником воспитание бывает авторитарное, демократическое, либераль­ное.

Модели воспитания выделяют по философской концепции, определяющей принципы и особенности воспитания.

Идеалистическая — создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы полноценного развития (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И. Песталоцци).

Прагматическая — обучение воспитанников решению реаль­ных жизненных проблем и достижению успеха в жизни, переда­ча только полезных в жизни знаний, практико-ориентированных, направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника.

Социетарная — основана на системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными (религиозная, коммунистическая, нацио­налистическая модель).

Гуманистическая модель воспитания организуется на осно­ве взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особен­ностей воспитанника, принятия его таким, какой он есть, созда­ния атмосферы доверия, поддержки и защиты (Э. Фромм, К. Ясперс, К. Роджерс, А. Маслоу).

Технократическая модель воспитания основана на жестком управлении и контроле воспитанника, технологичной органи­зации воспитательного процесса, его воспроизводимости и по­лучении желаемого результата прежде всего в поведении в раз­личных социальных ситуациях. Воспитание понимается как формирование системы поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений (Б. Скиннер).

В настоящее время достаточно четко определились несколь­ко подходов к воспитанию, прежде всего на теоретико-методо­логическом уровне.

Формирующий подход (А.И. Кочетов, Б.Т. Лихачёв, Г.Н. Фи­лонов и др.) — это традиционная концепция в отечественной пе­дагогике, когда формирование понимается как процесс целена­правленного воспитательного воздействия на ребенка. Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: показать образец — объяс­нить — упражнять. Практика воспитания организует систему же­лаемых качеств личности в форме «Законов школы», «Правил для учащихся», «Кодекса чести».

Синергетический подход к воспитанию (В.А. Игнатова, СВ. Кульневич, Н.М. Таланчук, С.С. Шевелёва и др.) опирается на теорию самоорганизации сложных систем. В условиях неоп­ределенности будущего, нестабильности настоящего и других проявлений хаоса и неопределенности воспитание не может быть подчинено целенаправленному управлению. Тем более что и само воспитание представляет собой область неопределенности.

В процессе воспитания трудно четко дифференцировать, что в воспитаннике изменилось под воздействием воспитателя или в процессе взаимодействия с ним, а что под влиянием каких-то иных факторов. Синергетический подход ставит педагога в усло­вия нелинейного осмысления процесса воспитания, признания открытости воспитательной системы, организующего значения случайностей (флуктуации). Такой подход допускает скачкооб­разное изменение личности, если даже кратковременное педа­гогическое взаимодействие окажется вблизи точек бифуркации (ветвления, выбора), которые определяют главные тенденции изменения личности и возникают в области ценностей личности ребенка и его нравственных установок. Об этом в свое время пи­сал К.Д. Ушинский: «...в неисчерпаемо богатой природе человека бывают и такие явления, когда сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление одним ударом истребляют и уничтожают закоренелые привычки, как бы сти­рая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую, под новым знаменем». На этой же идее стро­ится метод «взрыва», разработанный А.С. Макаренко.

Антропологический подход (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, В.Б. Куликов, Г.М. Коджаспирова, Л.М. Лузина и др.) исхо­дит из понимания ребенка как паритетного субъекта педагоги­ческого взаимодействия. В области антропологического подхода к воспитанию много было сделано К.Д. Ушинским, философа­ми-экзистенциалистами (О.Ф. Больновидр.). Воспитательная си­стема, выстроенная на антропологических основах, отвечает ряду условий:

- открытая постановка гуманистических целей как нрав­ственных добродетелей: терпимости, доверия, человечно­сти;

- специальное внимание к здоровью воспитанников, воспи­тание у них здорового образа жизни и безопасного пове­дения;

- постоянная педагогическая диагностика, направленная на выявление природных задатков и способностей воспитан­ников;

- организация воспитательного процесса с учетом специфи­ки ведущих видов деятельности в определенном возрасте, сензитивных предпосылок психического развития;

- обеспечение самоопределения личности каждого воспи­танника в процессе преодоления трудностей, проявления инициативы и ответственности;

- природосообразные, ненасильственные методы воспита­ния.

В основе культурологического подхода (О.С. Газман, А.В. Ива­нов, Н.Б. Крылова и др.) лежит прежде всего гуманистическая психология. Сторонники этого подхода полностью отрицают воспитание как специально организованный процесс. Дети вос­питываются в процессе взаимодействия со взрослыми, с миром, осваивая культуру, нормы и ценности. За ребенком остается пра­во самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, са­мостоятельно решать свои проблемы. Воспитатель в такой систе­ме выступает как фасилитатор, демонстрируя понимание ребен­ка, принятие его, одобрение, доверие, открытый личностный интерес к нему.

Воспитание в системе аксиологического подхода (В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург) строится как процесс освоения ценно­стей, их интериоризация и включает несколько этапов:

- предъявление ценности в реальных условиях воспитания;

- первичное оценивание, обеспечение эмоционально поло­жительного отношения к данной ценности;

- выявление смысла ценности и ее значения;

- принятие осознанной ценности;

- включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников;

- закрепление ценностного отношения в деятельности и по­ведении воспитанников.

В основе герменевтического подхода (А.Ф. Закирова, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько, И.И. Сулима и др.) лежит философ­ская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений, построенная на идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля. Гер­меневтическая воспитательная практика строится как работа с пе­реживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантази­ями. В воспитании большое место занимает детское творчество: стихи, песни, эссе, дневники, письма, автобиографические запи­си. Воспитатель также вспоминает свое детство, рефлектирует, проживает воспоминания детства. Он в такой системе сотрудни­чает с ребенком, а не руководит им. Воспитание на такой основе должно научить ребенка понимать окружающих людей и себя.

Существует психотерапевтический подход (В.М. Букатов, Н.П. Капустин, В.П. Кащенко, Л.Д. Лебедева, Т.А. Стефановская и др.). В воспитании стали все чаще прибегать к методам психо­терапии, которая в свое время позаимствовала их из педагоги­ки. В обновленном виде и с новыми названиями эти методы вы­зывают эффект новизны. К ним относят всевозможные терапии: арттерапия в многообразии своих проявлений (музыкотерапия, танцевальная терапия, психодрама и др.), библиотерапия, цве-тотерапия, песочная терапия и т.д.

Таким образом, воспитание представляет собой сложное и многоаспектное социальное явление, место и значение кото­рого в структуре ценностей той или иной цивилизации трудно переоценить.

 

Цель воспитания как социального явления — теоретиче­ское обобщение и выражение потребностей общества в оп­ределенном типе личности, идеальных требований к ее сущ­ности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.

Цель воспитания задается обществом, государством или от­дельными социальными группами, как, например, в частном об­разовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитатель­ных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл. К.Д. Ушинский писал: «Что сказали бы об архитекто­ре, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы ска­зать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно опреде­лить вам цели своей воспитательной деятельности»[1]. Цель вос­питания — это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет направление, содержание, формы и методы воспитания.

На определение государством социального заказа воспита­тельно-образовательной системе большое влияние в современ­ном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, в том числе и Россия, которые подписались под Между­народной Декларацией прав ребенка (20 ноября 1959 г.) и под Конвенцией ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и за­дачах воспитания и образования детей.

В Принципе 10 Декларации написано: «Он (ребенок. — Г.К.) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны по­свящаться служению на пользу других людей». В Принципе 7 определены общие цели образования: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурно­му развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равен­ства возможностей, развить свои способности и личное сужде­ние, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». В статье 29 Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:

«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено:

а) на развитие личности, талантов, умственных и физических
способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами, а так-же лицами из числа коренного населения;

д) воспитание уважения к окружающей природе».
Приоритетами современного воспитания и педагогики во всем цивилизованном мире считаются следующие.

ЧЕЛОВЕК — воспитание в духе уважения прав человека; гу­манная педагогика, педагогика мира и ненасилия. МИР — вос­питание в духе разоружения и миролюбия. СОТРУДНИЧЕ­СТВО — воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем. ПРИРОДА — экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля — об­щий дом человечества.

Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба и его Президент до 1984 г., уже в те годы отмечал, что необходима смена приори­тетов в системе социально-педагогических ценностей: «От кон­цепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыра­жение и полное раскрытие возможностей и способностей чело­веческой личности», добавим, гармоническое развитие, которое предполагает прежде всего определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой человек, и имеющимися у него внутренними резервами для их достижения, и возможно­стями, которые ему может предоставить государство и общество.

Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической си­туации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции воплощался в гармонии телесных и духовных сил; в Древ­нем Риме акцент смещается к задаче практической подготовки воспитанников; в Средние века — рыцаря, ремесленника, рели­гиозного служителя. И так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т.е. постоян­ное ее изменение в соответствии с новыми историческими ус­ловиями. «Образованность определяет человека, который сфор­мирован конкретно-историческим идеалом», — писал К. Ясперс.

На цель воспитания влияют уровень экономического разви­тия общества, темпы научно-технического и социального разви­тия, степень развития педагогической теории и практики, воз­можности учебно-воспитательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возмож­ности развития детей.

Выделяют три уровня целеполагания в воспитании: 1) идеал воспитания; 2) воспитательные устремления и задачи воспита­ния; 3) цель и смысл жизни человека.

Идеал воспитания — образ конечного результата воспита­тельной деятельности всего общества. Это тот социальный за­каз, воспитательный идеал, который формируется в обществе. Так, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3260-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании) в п. 1 и 2 ст. 14 записано: «1. Со­держание образования является одним из факторов экономи­ческого и социального прогресса общества и должно быть ори­ентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступе­ни обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенство­вание этого общества;

формирование духовно-нравственной личности;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала обще­ства».

В пункте 2 ст. 9 данного Закона говорится, что «основные об­щеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, На создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ». Уровень воспитательных устремлений и задач воспитания — образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений, т.е. реализация соци­альною заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. На этом уровне идеальный социальный заказ, бе­зусловно, трансформируется, так как он уточняется и коррек­тируется в документах различных ступеней руководства об­разованием, в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива дошкольного учреждения, сред­ней школы, высшей школы и др., в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями. Каж­дый педагог и воспитатель в этой цепочке реализует общий социальный заказ в формировании нужной обществу личнос­ти, но вкладывает в это дело свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспита­тельных и образовательных технологий, моделей и получае­мых результатов. Уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации с позиций гуманистической парадигмы педа­гогического взаимодействия — более значимый для каждой кон­кретной личности. Обществу нужна определенная личность, но

личность растущего человека не есть средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание таких качеств, возможностей и собственных устремлений, что игнорировать их нельзя. На протяжении тысячелетий на первом месте стояли цели первого уровня и достижение их через решение задач на втором уровне.

Гуманистическая, личностно ориентированная педагогика на

протяжении всего периода своего существования пытается сде­лать целью процесса организованного взаимодействия — ребен­ка. Человек, его возможности, его понимание смысла собствен­ной жизни, своего появления и существования на этом свете — вот что должно волновать все социальные науки и педагогику как прикладную философию.

Человек — мера всех вещей, ради человека существует сама образовательно-воспитательная система и каждый конкретный воспитатель, учитель и педагог, ради человека и полноценности раскрытия его потенциала и полноты жизни существует само общество и государство.

Обществу нужны не только физически, но и социально здо­ровые личности, что и должно обеспечивать достижение целей всех уровней. С социальной точки зрения, здоровье понимает­ся как возможность организма биологически, психически и со­циально адаптироваться к изменениям окружающей среды, вза­имодействуя с ней свободно. Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоро­вья населения определено, что здоровье — ведущий системооб­разующий фактор национальной безопасности. Здоровье как эк­вивалент и выражение свободы деятельности человека является общественным богатством. Социальное здоровье есть динами­ческая совокупность свойств и качеств личности, обеспечиваю­щая гармонию между потребностями человека и общества, яв­ляющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Это состояние, про­цесс, результат, при котором биопсихические и социальные воз­можности личности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активи­зации в ней, следуя нравственным социальным нормам. Меха­низмами формирования социального здоровья являются соци­альная адаптация, социализация и инкультурация (внесение в сознание личности ценностей определенной культуры), соци­альное развитие и социальное воспитание (Е.Н. Приступа).

При утверждении личностно ориентированного подхода в пе­дагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспита­ния, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую парадигму, ориентиро­ванную на ценности, имеющие отношение к человеческой приро­де и способам осознания индивидом собственного опыта.

Цель воспитания в современных условиях — влияние на раз­витие потребностей и способностей личности к саморазвитию, что достигается в случае, если в процессе воспитания у воспи­танников формируются потребности и способности к самопоз­нанию, интерес к своему Я, своим отношениям и возможностям; самоопределению, разумным жизненным выборам деятельно­сти, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития; потребности и способности к самореализации (самоактуализа­ции); личностной регуляции своего психического и физическо­го состояния, притязаний и самооценки;

потребности и способ­ности в совместном развитии, развитии себя через развитие других (С.Д. Поляков).

Наличие этого уровня целей воспитания прежде всего значимо для самой личности. Ф.М. Достоевский считал, что человек, поте­рявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе.

Целеполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической дея­тельности.

 

Вопросы и задания:

1. Когда и почему возникло воспитание?

2. Докажите, что у животных нет такого явления, как воспитание.

3. Чем научение отличается от воспитания?

4. Дайте характеристику особенностям категории «воспитание» в ее социальной и общекультурной трактовке.

5. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие основные функции воспитания и образования.

6. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные подходы к вос­питанию, определившиеся в современной педагогике.

7. Что такое цель воспитания как социального явления?

8. Чем она определяется и задается? Почему?

9. Какие международные документы влияют на определение обще­государственного воспитательного идеала в современном мире и в чем это влияние проявляется?

10. Что такое диалектика цели воспитания?

11. Какие три уровня целеполагания выделяют в воспитании? По­пробуйте своими словами объяснить каждый из них. Приведите конкретный пример цели каждого уровня.

12. Что такое социальное здоровье личности? На каком уровне це­лей надо его формировать? Аргументируйте свой ответ.

 

 

 

· Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь. (Д.Дидро)

· Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. (Р.Эмерсон)

· Гораздо легче стать отцом, чем оставаться им. (В. Ключевский)

· Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. (К.Ушинский)

 


[1] Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 8. М., 1950. С. 17—18.

 

Цены в рыночной экономике определяют объем и структуру производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы, наконец, уровень жизни общества.

Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных в своем бизнесе целей. Важная роль ценового механизма для предприятия бесспорна. Практика, между тем, показывает, что ни одна компания, независимо от прочности ее позиций на рынке, не может себе позволить устанавливать цены без анализа возможных последствий различных вариантов такого решения. И несмотря на то, что широкое распространение имеют и неценовые формы конкуренции, цена является существенным элементом конкурентной политики и оказывает значительное влияние на рыночное положение и доходы предпринимателя.

Отсюда настоятельной необходимостью для успешной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики становится использование хорошо проработанной и научно обоснованной ценовой политики.

Однако подавляющее большинство руководителей российских предприятий еще не обладают достаточными знаниями и опытом в области разработки ценовой политики. Поэтому при установлении цены они, как правило, ориентируются на затраты на производство, реализацию продукции и получение некоторой прибыли. Ряд предпринимателей принимает за ориентир цены на аналогичную продукцию, установившиеся на рынке. Есть и такие, которые, не вникая в суть проблемы, стараются продать товар как можно дороже.

Работая в условиях рынка, нельзя забывать о том, что цена и ценовая политика для предприятия — главный элемент маркетинга. Именно поэтому разработке ценовой политики должно уделяться мое пристальное внимание со стороны руководства фирмы, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно сказывается на динамике продаж и рентабельности.

Ценовая политика предприятия — понятие многоплановое. Фирма не просто устанавливает ту или иную цену, она создает свою систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции и учитывающую различия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей, для разных географических регионов, специфику в уровнях спроса, сезонность потребления товара и многие другие факторы. Кроме того, следует помнить о том, что деятельность фирмы осуществляется в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения. Иногда фирма сама проявляет инициативу изменения цен, но чаще просто реагирует на действия конкурентов.

Наиболее распространенной ошибкой ценообразования является излишняя ориентация на издержки, что не позволяет предприятию адаптироваться к изменению рыночных условий и требований различных сегментов рынка.

Для грамотного использования всех преимуществ рыночного ценообразования в предпринимательской деятельности необходимо изучить сущность ценовой политики, последовательность этапов ее разработки, условия и преимущества их применения.

Ценовая политика фирмы представляет собой совокупность мероприятий и инструментов для достижения интересов фирмы на рынке.

Установление цен на продукцию фирмы в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает у покупателя ассоциацию с низким качеством товара, высокая — исключает возможность приобретения товара многими покупателями.

В этих условиях необходимо правильно сформулировать ценовую политику фирмы, помня о взаимосвязях (рис. 15.1)1.

Разработка ценовой политики включает несколько последовательных этапов:

• выработку стратегических целей ценообразования;

• анализ ценообразующих факторов (определение спроса, анализ предложения и цен конкурентов и др.);

• выбор метода ценообразования;

• принятие решения об уровне цены.

Каждый шаг установления цены сопряжен с определенными проблемами и сложностями, о которых вдумчивый предприниматель должен знать заранее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.951 сек.