Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование в условиях инфляции




 

В период перехода к рыночным отношениям наиболее губительное влияние на экономику страны в целом и на положение предприятий, в частности, оказывают инфляция и непредсказуемый рост цен. Они вызывают неустойчивость производственных связей, взаимные не платежи, способствуют оттоку инвестиций из страны и реального сектора экономики, ведут к резкому снижению жизненного уровня населения. Осознание этого факта предпринимателями заставляет их учитывать его в своей деятельности. В этой связи перед менеджерами фирм встает задача постоянно анализировать рост затрат на будущее „по главным статьям: материальные затраты, заработная плата работников, транспортные издержки. Такой анализ необходим как в краткосрочном периоде, так и для долгосрочных проектов.

Для оценки инфляционного ожидания в ценовой политике фирма может использовать специальные показатели, применяемые в статистике:

сводный индекс потребительских цен на товары и услуги — основной показатель уровня инфляции в странах с рыночной экономикой, его рассчитывает и систематически публикует Госкомстат РФ; показатель учитывает совокупные изменения цен на продукты и услуги, а поэтому его особенно важно принимать во внимание всем предприятиям, работающим для рынка потребительских товаров и услуг;

индекс цен производителей промышленной продукции — рассчитывается Госкомстатом РФ ежемесячно и показывает изменение цен на продукцию промышленности по сравнению с декабрем предыдущего года или соответствующим периодом текущего года; имеет первостепенное значение для предприятий промышленности при оценке инфляции в сопоставлении с возможным изменением цен на собственную продукцию;

индекс тарифов на грузовые перевозки — показывает изменение этих тарифов, прошедшие на всех видах транспорта общего пользования.

В российскойэкономике значительные изменения приведенных выше индексов цен происходили в период с 1992 по 1994 гг. (табл. 15.3).

При заключении сделок, реализация которых занимает продолжительное время, имеет смысл распределить инфляционные риски между поставщиком товара и его потребителем посредством подписания различных по форме договоров2 (табл. 15.4).

Таблица 15.4 Распределение рисков по формам договоров

 

Распределение ценовых рисков Формы договоров
Риски полностью у поставщика Твердая цена Пересмотр цены при определенных условиях Скользящие цены
Риски полностью у покупателя. Фактическая цена на момент поставки Издержки плюс прибыль

 

Использование в договорах твердой цены не вызовет больших сложностей для производителя товара в том случае, если он сможет относительно точно определить свои будущие издержки. Тогда при заключении договоров с предприятиями — поставщиками сырья, материалов, оборудования для своего производства он будет исходить в своих расчетах из твердой цены и частично переложит инфляционные риски на своих контрагентов.

Форма договора, предполагающая пересмотр цены при наступлении определенных условий, заключается в окончательном установлении цены только при повторном проведении переговоров. Эта форма договора редко применяется и распространяется только на те случаи, когда в договоре сразу сложно определить цену, объем поставок и другие компоненты.

Наиболее часто в условиях инфляции используются скользящие цены. В этом случае на момент подписания договора устанавливается базисная цена, которая затем корректируется с учетом инфляции по заранее оговоренной сторонами формуле индексирования:

аг — удельный вес прибыли в цене;

та — индекс материальных затрат к специально оговоренному моменту времени;

гпд2 — индекс затрат на заработную плату к специально оговоренному моменту времени.

 

В этой формуле не подлежит индексации лишь доля прибыли производителя в цене, поэтому реальная прибыль снижается. И несмотря на все усилия продавца защитить ее от инфляции, на практике это редко удается сделать.

Договоры, оформленные на базе «фактической цены на момент поставки товара» и «издержки плюс прибыль» относят риск инфляционных потерь полностью на покупателя. Эти договоры не только не заинтересовывают фирмы-производители в снижении издержек производства, а напротив, заранее установленный процент прибыли к затратам поощряет их к увеличению затрат.

В условиях инфляции все предприятия, независимо от занимаемой ими ниши рынка, вынуждены изменять цены для сохранения необходимой прибыли. Однако реакция сбыта на изменение цен, как свидетельствует зарубежный опыт, будет разной у малых, средних и крупных фирм. У малых фирм недостаточно средств для проведения маркетинговых исследований, поэтому они интуитивно считают, что изменение цен в пределах 5% не повлияет на объем продажи. Средние и крупные фирмы в результате наблюдений за реакцией рынка выявили следующую закономерность: при снижении цены на 5% происходит незначительный рост объема продаж; при повышении цен на 5% сбыт продукции резко падает.

Оценки всех категорий производителей совпадают, когда речь идет об изменении цен на 10%: при снижении цен на 10% объем продаж увеличивается (однако не в той же пропорции), а при повышении цен на 10%— сбыт продукции снижается в больших размерах.

Все названные формы ценовой защиты фирмы от инфляции и оценки ценовых приспособлений широко используются в мировой практике предпринимательства, они должны быть изучены и российскими бизнесменами для предотвращения разрушительного воздействия инфляции на экономику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.