КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тувинская культура на современном этапе
В 1980-1990-е годы молодое поколение скульпторов малых форм, среди которых К. Хунан, В. Салчак, С, Кочаа, В. Аракчаа, М. Монгуш и др., продолжают работу по сохранению камнерезных традиций, расширяя тематику сюжетов, усложняя композиционные формы (Хертек, 2006: 31). Одними из новых сюжетов становятся символы Республики Тыва: герб и обелиск «Центр Азии».
Помимо возрождения различных форм традиционного искусства стали возрождаться и традиционные праздники, например, Шагаа – встреча Нового года по лунному календарю. Впервые в постсоветское время праздник Шагаа был проведен в 1987 году научными сотрудниками ТНИИЯЛИ, работниками Тувинского музыкально-драматического театра им. В.Кок-оола, местного телевидения – ГТРК «Тыва». Это событие имело большой общественный резонанс. Ведь с конца 1930-х это был запрещенный праздник (Там же: 78).
В целом, на первом этапе возрождения национальной культуры в Туве в постсоветский период определились так сказать «движущие силы» данного процесса – творческая и научная интеллигенция, которая благодаря своей профессиональной деятельности стала его духовным лидером, обладавшим определенными знаниями народных традиций и активной гражданской позицией.
Одной из главных проблем этого периода было то, что инициативы эти часто шли вразрез с мнением власти. Например, после проведения праздника Шагаа в 1987 году, Тувинским обком партии выразил отрицательное отношение к данному факту. Инициаторов проведения Шагаа обвинили в национализме (Кужугет, 2006). Несмотря на это, постепенно в районах республики люди стали встречать Новый год по восточному календарю и эта традиция широко распространилась в обществе.
На втором этапе возрождения национальной культуры – в начале 1990-х годов, как мы уже говорили ранее, ряд культурных традиций получает признание политической власти и приобретает официальный статус. Так, уже в 1991 году праздник Шагаа получил статус государственного праздника республики, как и праздник животноводов Наадым.
В это же время статус государственного языка республики вместе с русским языком получает тувинский язык. Как правильно отмечает В. Ю. Сузукей, фундаментом развития национальной культуры любого народа является язык. Большинство тувинцев говорит на тувинском языке (Сузукей, 2007: 270).
Другим ярким примером легитимации народных традиций является тот факт, что группе мастеров: Э.Б. Байынды, Д.Х. Дойбухаа, Б.С. Дупур, К.М. Саая в 1992 году было присуждено звание «Лауреат Государственной премии Российской Федерации» за высокий вклад в развитие российского искусства и создание высокохудожественных произведений камнерезного искусства (Хертек, 2006: 32).
Признание на государственном уровне значимости возрождения национальной культуры способствовало активному научному осмыслению не только процесса как такового, но и интереса к культуре как к предмету исследования.
В 1992 году в Туве состоялся первый Международный симпозиум по горловому пению, собравший ученых и практиков со всего мира, в том числе из Франции, Японии, Канады, Голландии, Финляндии. С тех пор симпозиум созывается регулярно и сопровождается конкурсом исполнительского мастерства горловиков. Сегодня изучением традиционной музыкальной культуры тувинцев занимается Международный научный центр «Хоомей», преподавание хоомея осуществляется в школах, кружках, на факультативах учебных заведений республики (Бадыргы, 2006: 164).
Значение второго этапа в возрождении национальной культуры заключается, прежде всего, в социальных функциях. В условиях системного кризиса 1990-х годов, когда были низложены прежние идеологические ориентиры, когда общество всей страны погрузилось в анархию, традиции национальной культуры, выражающиеся в искусстве, в социальной жизни, стали выполнять важнейшую адаптационную функцию для людей в условиях социального хаоса.
Третий этап – современный, начавшийся с серединных 1990-ых годов. Идет активный процесс нового развития старых традиций: в искусстве работают мастера, коллективы, идет передача знаний, подрастают новые поколения мастеров; в области религии – функционируют различные организации шаманов, буддистов; в социальной сфере в целом присутствуют родовые объединения. Многие из этих движений поддерживаются властью республики, на проведение различного рода мероприятий и работ получают дополнительные средства из местного бюджета, в том числе в рамках официальных мероприятий единой тематики в течение года («Год хоомея», «Год игила»). В целом финансирования не так много, как хотелось бы участникам процесса, но есть легитимные основания для работы, есть поддержка от государства, есть возможности для получения внебюджетного финансирования, нет строгих идеологических ограничений, нет цензуры, – есть все основания для дальнейшего развития, а также для качественного изменения.
В том числе одним из важнейших качественных направлений в процессе возрождения национальной культуры можно назвать собственно научные исследования культуры Тувы. В тувиноведении стала активно развиваться культурология. Вышли в свет монографии: З. К. Кыргыс «Тувинское горловое пение» (Новосибирск, 2002), А. К. Кужугет «Духовная культура тувинцев: структура и трансформация» (Кемерово, 2006), В. Ю. Сузукей «Музыкальная культура Тувы в XX столетии» (Москва, 2007). Их авторы защитили три докторских диссертации в середине 2000-х годов. К ним присоединяются молодые кандидаты наук, исследующие культуру народов Тувы.
Но есть в самом процессе и много «внутренних» проблем. В. Ю. Сузукей отмечает, что, несмотря на некоторые успехи, касающиеся правда, больше зрелищных форм, в сфере культуры, в частности, искусства, постепенно теряются подлинные формы (Сузукей, 2007: 270). Например, необходимость адаптации вкусам современных потребителей, тенденция к коммерциализации, склонность к синтезу с другими культурами – ведут к выхолащиванию традиций исполнительства, мастерства. Традиционные формы начинают сливаться с формами массовой культуры. Это не может не тревожить исследователей, культурных деятелей, политиков.
Возможно, одним из путей сохранения традиционной культуры является не раз высказывавшиеся учеными-гуманитариями идеи о фиксировании или установлении некоторых стандартов (образцов) тех или иных элементов культуры, в частности материальной культуры: тувинской юрты, тувинского национального костюма, традиций проведения тувинской свадьбы, похоронного обряда и т.д. Это требует больших организационных усилий, как со стороны общества, так и со стороны власти.
В любом случае, очевидно, что процесс возрождения национальной культуры в Туве не просто активно развивается «количественно», но и имеет перспективы для «качественного» наполнения содержания. Об этом свидетельствуют тенденции основных этапов процесса в постсоветский период.
Список литературы:
Бадыргы, М. М. (2006) О проблемах преподавания хоомея./Культура Тувы: прошлое и настоящее: сборник материалов науч.-практ. конференции (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызылское училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И.В. Подик. Кемерово: КемГУКИ. Вып.1.
Иванова, Н. Г. (2006) Из истории развития сети культурно-просветительских учреждений в Туве./Культура Тувы: прошлое и настоящее: сборник материалов науч.-практ. Конференции (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызылское училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И.В. Подик. Кемерово: КЕмГУКИ.Вып.1.
Кужугет, А. К. (2006) Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Кемерово: КемГУКИ.
Оюн, Д. И. (2008) Открылся Год Хоомея // Тувинская правда. № 16. 14 февраля.
Саратовкина, А. Н., Черников, Ю. Г. (2006) Из истории развития хорового искусства в Туве./Культура Тувы: прошлое и настоящее: сборник материалов науч.-практ. конференции (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызылское училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И.В. Подик. Кемерово: КЕмГУКИ. Вып.1.
Сузукей, В. Ю. (2007) Музыкальная культура Тувы в XX столетии. М.: Издательский Дом «Композитор».
Хертек, А. С. (2006) От народного к профессиональному (традиции и преемственность) в изобразительном искусстве Республики Тува./Культура Тувы: прошлое и настоящее: сборник материалов науч.-практ. конференции (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызылское училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И.В. Подик. Кемерово: КЕмГУКИ. Вып.1.
Хертек, А. С. (2006) От народного к профессиональному (традиции и преемственность) в изобразительном искусстве Республики Тува./Культура Тувы: прошлое и настоящее: сборник материалов науч.-практ. конференции (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызылское училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И.В. Подик. Кемерово: КЕмГУКИ. Вып.1.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |