КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-методическое пособие для преподавателей музыки
ХАКАССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО Шишлянникова Н.П., Мазай Л.Ю Народное творчество охватывает по содержанию и особенностям художественной формы произведения, созданные и исполняемые различными социальными слоями населения. Наряду с понятием «народное творчество» в научной литературе применяется также термин «фольклор», буквально понимаемый как «народная мудрость». Богат и своеобразен самобытный музыкальный фольклор хакасского народа. Одним из древних его жанров является героический эпос, воскрешающий события прошлого, жизнь и образы людей незапамятных времен. Носителем эпической традиции выступает эпический сказитель, имеющий свою социальную роль и статус. Многодневное исполнение героических сказаний требовало от исполнителя мастерства импровизации, владения словом и музыкальным инструментом. Большое значение в развитии духовной культуры хакасов имеют национальные музыкальные инструменты – чатхан, хомыс, ыых, тимiр хомыс и др. Богата и разнообразна в хакасском фольклоре песенная культура. Песней передают свои думы и чувства герои сказок, преданий, сказаний. Песня бытовала в народе и как отдельный жанр. Богатейшим кладезем мудрости, вобравшее в себя и культуру, накопленные знания предшествующих эпох хакасского народа являются героический эпос, горловое пение, народные песни (сарын, ыр, тахпах). Возникает вопрос: как вложить такое богатое музыкальное наследие в урок музыки в общеобразовательных школах? Ведь в современных условиях уроку музыки отводится всего один час в неделю. Конечно же, в этот короткий временной отрезок невозможно решить все задачи, которые ставит учитель музыки. Во многих школах предмет «Музыка» изучается лишь в начальной школе. Более того, многие учителя музыки внедряют национальную музыку в учебный процесс только в 3 классе, когда учащиеся знакомятся с музыкой своего и других народов. В практике процесс знакомства с хакасским музыкальным творчеством осуществляется во внеурочной деятельности, через разработку и внедрение в практику элективных курсов, на занятиях в детских фольклорных коллективах. Занятия хакасским музыкальным творчеством включены во многие образовательные программы школ Республики Хакасия. М.В. Ощенкова рассмотрела включение учителями Усть-Абаканского района национально-регионального компонента в содержание уроков и во внеурочные мероприятия. Для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9-11 классов М.В. Ощенковой разработан и введѐн в практику элективный курс «Национальные традиции». Для расширенного углубленного изучения каждой темы используется: литературный ряд (тексты песен, описание обряда, традиций); музыкальный репертуар (колыбельные, хороводные, обрядовые песни и т.д.); зрительный материал (использование репродукций с изображением национальных костюмов, национальных музыкальных инструментов, картин с зарисовками народных гуляний, видеоматериал). Содержание материала уроков делятся на два раздела: 1. «Народные традиции» и включает следующие темы: «Чти всегда следы прошлого», «Национальный календарь», «Сравнительный анализ праздников прошлого и современности», «Музыкальные народные традиции», «Семейные праздники»: 2. «Художественно-образная символика праздников». Торточаковой Е.Г., дочерью первого хакасского композитора Г. Челборакова, был разработан тематический план, включающий музыкальные произведения отца. В репертуар включены как песни, так и симфоническое и инструментальное творчество. Дресвянина А.В. раскрыла художественно-образное содержание произведений Т.Ф. Шалгиновой и охарактеризовала их интонационные особенности. Более того, в сотрудничестве с Анной Владимировной, был исследован уровень интонационного мышления младших школьников Аскизского района и разработаны уроки музыки по формированию их интонационного мышления в процессе знакомства с фортепианными произведениями Т. Шалгиновой. Совместно с Тюкпиековой В.И. нами был изучен уровень знаний сельских учителей музыке, жителей села и школьников Алтайского района об этнокультуре хакасского народа и их предложения по решению данной проблемы. С целью освоения хакасской культуры школьниками и сохранения музыкальных традиций хакасского народа, в 1999 году в Аршаново Тюкпиековой В.И. был создан детский фольклорный ансамбль «Санычах» («Колокольчик»). Через музыкальное творчество участники ансамбля раскрывают богатство хакасского языка. Более того, именно мелодии помогают освоению интонаций национального языка и появлению у детей интереса к хакасскому языку. Школьники очень воодушевляются, когда переодеваются в национальную одежду, что влияет на исполнение музыкальных произведений, особенно фольклорных. В национальной одежде они испытывают чувства гордости, более ответственно относятся к исполнению каждого произведения, внимательней прислушиваются к словам руководителя. На момент выступления на праздниках, обрядах у слушателей возникает ощущение, что дети духовно переселяются на много лет назад - в прошлое, чему способствуют обстановка, костюмы (только традиционные), реквизиты, музыка и т.д. Во многих театрализованных сценах школьники познают уклад, быт и образ жизни хакасского народа, например, через старинную колыбельную песню. В процессе постижения музыкальных образов, через разучивание поэтических текстов песен, участие коллектива в праздниках и обрядах, школьники обогащают свои знания об истории своего народа, обычаях, обрядах, традициях. Занятия хакасским музыкальным творчеством приобщают школьников к этнокультуре. Охарактеризованные исследовательские работы были осуществлены выпускниками кафедры музыки и музыкального образования Института искусств ХГУ им. Н.Ф.Катанова. Студенты специальности «Музыкальное образование» осознают, что обучение детей началам народной культуры опирается на ощущение ими жанровой специфики фольклора. В педагогической практике будущие учителя музыки довольно успешно проводят уроки музыки этнокультурного содержания. За последние годы защищены выпускные квалификационные работы, темы которых затрагивают вопросы знакомства школьников с фольклором многих народов, в т.ч. и проживающих в Хакасии и на сопредельных территориях (татар, чувашей, тувинцев и др.). Теретическую и практическую значимость для учителей музыки представляют выпускные квалификационные работы «Приобщение школьников к этнокультуре на занятиях хакасским музыкальным творчеством» Тюкпиековой В.. «Развитие интонационного мышления младших школьников в процессе знакомства с фортепианными произведениями Т. Шалгиновой» Дресвяниной А., «Освоение национальных музыкальных традиций как фактор воспитания культуры межнационального общения у подростков» М. Ощенковой, «Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе знакомства с музыкальными произведениями Г.И. Челборакова» Торточаковой Е., «Знакомство школьников с татарским музыкальным фольклором на уроках в условиях поликультурного образования» З. Фахрутдиновой, «Тувинский фольклор в экологическом воспитании младших школьников» М. Дууза, «Изучение хакасской музыки с подростками как одно из условий формирования познавательного интереса к национальной культуре» С. Асочаковой, «Музыкальные традиции хакасов как средство воспитания интернациональных чувств младших школьников на уроках музыки» И. Кудряшовой, «Проблема использования хакасской национальной музыки как средства формирования музыкальной культуры младших школьников» Д. Крупина, «Диалог культур как один из возможных подходов в изучение творчества хакасских и русских композиторов на уроках музыки в 5-7 классах общеобразовательной школы» О. Богатырѐвой и др. Заинтересованное отношение студентов к организации и проведению уроков музыки с национально-региональной тематикой демонстрирует учащимся наглядный пример уважения к национальной культуре и приводит к межэтническому диалогу, что актуально для полинациональной России в современных условиях. На базе ИИ ХГУ им. Н.Ф. Катанова проводятся межрегиональные научно-практические конференции, затрагивающие вопросы состояния музыкального образования в современных социокультурных условиях. В работах представлен опыт педагогов-музыкантов в профессиональной подготовке специалистов, учителей-практиков в образовательной области «Искусство». Нами было проведено анкетирование среди учителей музыки образовательных учреждений для выявления уровня знаний программ по музыкальному воспитанию с включением хакасской музыки; уровня понимания художественно-образного содержания произведений композиторов Хакасии. Большинство преподавателей знают сочинения зрелых композиторов, а о современной музыке недостаточно информированы. Из музыкального наследия композиторов Хакасии известны учителям песни как ведущий жанр. Инструментальную и симфоническую музыку выбрали немногие. Более того, не все педагоги включают в учебный процесс знакомство с современной хакасской музыкой по ряду причин: знание отдельных произведений, жанров, понимание музыкального образа и содержания не всех музыкальных сочинений. К тому же, преподаватели-инструменталисты (в большем случае пианисты), воспитываясь на образцах мировой классической музыки, не всегда адекватно оценивают роль музыки современных национальных композиторов, считая еѐ упрощѐнной и лишѐнной развѐрнутых форм. Большинство учителей музыки честно говорят о своѐм незнании программ по музыкальному воспитанию с включением хакасской музыки. В практике завершѐнных программ с включением хакасского музыкального наследия для учителей музыки не разработано. С учѐтом высказанных замечаний и пожеланий преподавателями Шишлянниковой Н.П., д.пед.н., профессором кафедры музыки и МО, и Мазай Л.Ю., к.культрологии, доцентом данной кафедры, было разработано и издано учебно-методическое пособие «Хакасское музыкальное творчество на уроках музыки в школе». Целью данного учебно-методического пособия являются разработка содержания и теоретико-методических основ его практической реализации в учебном процессе по освоению особенностей традиционной и современной хакасской музыкальной культуры на уроках музыки. В процессе работы над пособием учитывались этнокультурные особенности нашей республики, традиционно сложившийся тип мировоззрения хакасского этноса и проблема взаимоотношений разных культур в учебно-воспитательном процессе полиэтнической школы, поскольку культура любого народа не может жить в изоляции. Она «выделяет собственные токи» и вбирает в себя достижения других культур, в результате чего происходит непрерывный процесс взаимопроникновения традиций, языков, знаний, искусств, верований. Профессиональное музыкальное творчество композиторов Хакасии являет собой сплав народных традиций и современности, национального и интернационального. В связи с этим ключевыми принципами реализации содержания национально-регионального компонента общего музыкального образования являются: - включение национально-регионального компонента в федеральную составляющую музыкального образования на единых методологических подходах и принципах, в качестве ее органической части; ориентация на понимание школьниками механизмов развития культуры и возникновения культурного многообразия; - изучение национальной региональной составляющей музыкального образования с учетом традиционных мировоззренческих взглядов коренного населения Хакасии и в соответствии с возрастными особенностями обучающихся; - воспитание психологической готовности воспринимать этническое и культурное многообразие человеческого сообщества; - взаимосвязь в учебном процессе национально-регионального компонента музыкального образования с содержанием других образовательных областей; - целостный подход к освоению национальной культуры, который понимается как единство народного и профессионального искусства и творчества; взаимопроникновение музыкальных культур, традиций народного и профессионального искусства народов, населяющих территорию Республики Хакасия; опора на взаимодействие различных видов искусства и творчества в процессе освоения содержания национально-регионального компонента; - интеграция национального в общемировое. Опора на данные принципы позволяет обеспечить баланс интересов и ценностей личных, национальных и общечеловеческих. При этом отпадает необходимость идти по пути создания специальных программ или самостоятельных (на местном материале) историко-культурных разделов к типовым программам по музыке. Предлагаемый учебный этнокультурный материал можно изучать в любой программе по музыке, органично включая этот материал в ее структуру и не нарушая логики построения той или иной программы. При таком подходе изучение традиций музыкальной культуры коренного населения Хакасии происходит наряду с изучением традиций других народов России и мира. Данный подход имеет ряд преимуществ и реализует принцип интеграции национального в общемировое. Главное то, что федеральные программы по музыке остаются цельными, сохраняют свой художественно-педагогический смысл и, благодаря наполнению их материалом этнокультурного значения, становятся самобытными и неповторимыми, как и сама культура хакасского народа. Таким образом, структура национально-регионального компонента в области музыкального образования школьников определяется тематическим принципом построения той или иной федеральной программы по предмету «Музыка», а содержательное наполнение и занятия планируются в соответствии с его логикой. Педагог вправе располагать материал по своему усмотрению, как в форме образовательных модулей региональной учебной информации, так и путем еѐ равномерного распределения в течение учебного года, подчиняя основной теме, определенной федеральной программой. В данном учебно-методическом пособии приводятся примеры построения уроков по программе Д.Б. Кабалевского, апробированные в практике учителей музыки г. Абакана: Шишлянниковой Н.П. (в форме интегрированного образовательного модуля), Ворониной Л.В., Донгак И.А., Чунтоновой О.И. (путем равномерного распределения, подчиняя основной теме). Кроме того, авторы пособия предлагают тематику другого рода, обусловленную спецификой хакасской национальной культуры. При этом значительно расширяют материал, который может быть использован студентами во время прохождения педагогической практики, а затем и в самостоятельной педагогической деятельности. Это темы: «Народные считалки и игры», «Хакасские народные музыкальные инструменты», «Материнская любовь», «Живой язык природы в пространстве и во времени», «Стихии мира и священные места», «Мир шамана и Мир сказителя», «Венок традиций глазами молодых». Темы в предложенном варианте распределены по годам обучения с учетом возрастных особенностей и в соответствии с принципом доступности материала для восприятия и понимания. Также предлагаются три темы сквозного характера, которые ежегодно в каждом классе раскрываются на новом музыкальном материале. Это темы: «Мир дому твоему», «Я и моя земля», «Композиторы – наши современники». Для подготовки к урокам по каждой теме дается примерный перечень произведений композиторов Хакасии для слушания и исполнения, теоретический материал к темам, а также нотное приложение, что избавит учителя от поисков необходимой информации и репертуара из разрозненных источников. Предложенный национально-региональный материал будущий учитель музыки может использовать, логично встраивая в тему любой учебной программы, избранной им для работы. Авторы-составители данного пособия уверены, что успех в проведении этих уроков сопутствует тому педагогу, чье искреннее и заинтересованное отношение демонстрирует учащимся наглядный пример уважения к традициям и культуре коренного народа. Основным результатом и показателем результативности занятий по освоению музыкальной культуры коренного населения должны быть изменения в отношении к музыке хакасского народа у детей других национальностей – от нейтрального, индифферентного отношения, до интереса и потребности слушать, исполнять и в будущем распространять живое музыкальное наследие Хакасии.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |