Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекционный материал

Государственный бюджет. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на:

· расходы на политические цели:

- расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.,

- расходы на содержание аппарата управления государством

· расходы на экономические цели:

- расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики,

- расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

· расходы на социальные цели:

- расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий)

- расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

· государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

· трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);

· выплаты процентов по государственным облигациям (т.е. обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

· налоги (включая взносы на социальное страхование)

· прибыль государственных предприятий

· сеньораж (доход от эмиссии денег)

· доходы от приватизации

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета (d). В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы. В этом случае сальдо бюджета положительное (d> 0), что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам. В этом случае сальдо бюджета равно нулю (d=0), и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы. Это означает, что сальдо бюджета отрицательное (d < 0) и имеет место дефицит государственного бюджета.

Концепции государственного бюджета. Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:

1) идея ежегодно сбалансированного бюджета;

2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея «функциональных финансов»).

· Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

· Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета.

· Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:

1) за счет эмиссии денег;

2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

· Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что Центральный банк увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами.

Достоинства такого способа финансирования:

1) рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска

2) это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда Центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Недостатки: главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования

· Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа:

1) он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;

2) это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки такого способа финансирования:

1) по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, два американских экономиста Томас Сарджент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем. Саржент и Уоллес доказали таким образом, что:

2) долговое финансирование дефицита государственного бюджета является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде оно может обусловить достаточно высокую инфляцию.

Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

3) существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Экономический смысл «эффекта вытеснения» заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

· Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга.

В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

1) возможность получения крупных сумм;

2) неинфляционный характер.

Недостатки:

1) необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

2) невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;

3) необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

4) при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

В результате второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

Государственный долг, его виды и последствия. Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2011 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга:

· внутренний, который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций);

· внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций.

Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

Наличие значительного государственного долга:

- снижает эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплату долга;

- перераспределяет доход от частного сектора к государственному;

- обусловливает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

- может привести к валютному кризису;

- может обусловить высокую инфляцию в будущем;

- возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния.

 

3. Налоги. Налоговая система и ее принципы. Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирмопределенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

· определение правил ведения экономической деятельности - «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

· поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

· производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

· социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.д.);

· борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая политика и др.).

Средствами для оплаты расходов государства, в первую очередь, выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя:

· субъект налогообложения (кто должен платить налог);

· объект налогообложения (что облагается налогом);

· налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Т = BT × t

Принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 году. По мнению Смита, налоговая система должна быть:

· справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);

· понятной (налогоплательщика должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);

· удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику);

· недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные.

· Прямой налог - это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.) Поэтому к прямым налогам относятся:

- подоходный налог;

- налог на прибыль;

- налог на наследство;

- налог на имущество;

- налог с владельцев транспортных средств и др.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

· Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся:

- налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России);

- налог с оборота;

- налог с продаж;

- акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха);

- таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог и 3) регрессивный налог.

· При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода.

Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.

Пропорциональный налог

Доход Налоговая ставка Сумма налога
$100 10% $10
$200 10% $20
$300 10% $30

Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами являются также косвенные налоги.

· При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.

Прогрессивный налог

Доход Налоговая ставка Сумма налога
$100 10% $10
$200 12% $24
$300 15% $45

Примером прогрессивного налога служит подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли способствует повышению эффективности производства.

· При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

Доход Налоговая ставка Сумма налога
$100 15% $15
$200 12% $24
$300 10% $30

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается - прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 рублей, то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0.1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0.05%.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние, как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Воздействие налогов на совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса:

- потребительские расходы

- инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса.

И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос.

2. Воздействие налогов на совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства.

5. Бюджетно-налоговая политика (фискальная). Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, представляет собой разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т.е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Ее целью является:

1) стабильный экономический рост;

2) полная занятость (отсутствие циклической безработицы);

3) стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

- государственные закупки;

- налоги;

- трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Воздействие налогов на совокупное предложение уже было рассмотрено в теме «Налоги». Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.

Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно – через изменение потребительских расходов.

Мультипликативный эффект имеют и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т.е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов, означает изменение располагаемого дохода).

Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному и выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

· Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 4 (а)), направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

- увеличение государственных закупок;

- снижение налогов;

- увеличение трансфертов.

Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения.

· Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

- сокращение государственных закупок;

- увеличение налогов;

- сокращение трансфертов.

Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную автоматическую.

· Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

· Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

- подоходные налоги (включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций)

(заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог)

- косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость)

- пособия по безработице

- пособия по бедности

(В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам).

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т.е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

 

5. Деньги и их функции. Деньги представляют собой финансовый актив, который служит для совершения сделок - для покупки товаров и услуг. (Другое определение: деньги – это законное платежное средство, которое служит для совершения сделок.).

Активом называется все, что обладает ценностью. Активы делятся на реальные и финансовые.

Реальные активы – это вещественные (материальные) ценности: оборудование, здания, мебель, бытовая техника и т.п.

Финансовые активы – это ценности, представленные ценными бумагами. Финансовые активы делятся на денежные финансовыеактивы (деньги) и неденежные финансовыеактивы (ценные бумаги – акции и облигации). Ценность неденежных финансовых активов заключается в том, что они приносят доход: акции – в виде дивиденда, а облигации – в виде процента. Ценность денег заключается в их высокой ликвидности, т.е. способности обмениваться на товары и услуги.

Ликвидность – это способность актива быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, или превращаться в принятое в экономике платежное средство. Свойством ликвидности обладают все активы (и реальные, и финансовые), однако у разных активов степень ликвидности разная. Наименьшей ликвидностью обладают реальные активы, поскольку их продать сложнее, чем, например, ценные бумаги. Что касается финансовых активов, то наибольшей ликвидностью обладают денежные финансовые активы, поскольку в рыночной экономике только деньги могут обслуживать сделки и являются универсальным законным платежным средством. Нельзя купить хлеб в булочной, отдав взамен акцию или облигацию. Свойством абсолютной ликвидности обладают наличные деньги.

Сущность денег лучше всего проявляется через выполняемые ими функции. Деньги выполняют четыре функции: 1) средства обращения, 2) единицы счета, 3) средства платежа, 4) запаса ценности.

1. В качестве средства обращения деньги являются посредником в обмене товаров, в совершении сделок. Все покупается и продается за деньги. Альтернативой денежному обмену выступает бартер - обмен товара не на деньги, а на другой товар. Однако бартер связан со значительными издержками. Деньги - величайшее изобретение человечества. Появление денег в качестве посредника в обмене сняло проблему двойного совпадения желаний и ликвидировало издержки обмена. Любой товар можно продать за деньги, и на полученную сумму купить любой другой товар. Это свойство быстро и без издержек обмениваться на любой товар или услугу (свойство ликвидности) определяет ценность денег и делает функцию денег как средства обращения наиболее важной.

2. Функция единицы счета означает, что деньги являются измерителем ценности всех товаров и услуг. Как масса измеряется в килограммах, расстояние – в метрах, а объем жидкости – в литрах, так ценность (стоимость) измеряется в определенном количестве денег. Пока не появились деньги, стоимость каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров, производимых в экономике. Причем, человеку, желающему купить чужой товар или продать свой товар, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько стоит хлеб в сапогах, коровах, топорах, столах и т.д. При денежном обмене такая необходимость исчезает. Достаточно знать лишь, на какое количество денег может быть обменен каждый товар. Ценность товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Таким образом, в качестве единицы счета деньги используются людьми для установления цен товаров и услуг.

Для того, чтобы деньги выполняли функцию единицы счета, они не обязательно должны иметься в наличии. Достаточно мысленно приравнять стоимость товара или услуги к определенной сумме денег.

3. Функция средства платежа проявляется при использовании денег для оплаты отложенных во времени платежей (уплате налогов, выплате долгов, получении доходов). Отличие этой функции от функции средства обращения заключается в том, что использование денег в качестве посредника в обмене предполагает одновременное движение товаров и денег, а при выполнении функции средства платежа:

- либо движение товаров и движение денег по времени не совпадают, например, при коммерческом кредите, который представляет собой кредит под товары (по принципу «утром – стулья, вечером - деньги»);

- либо нет движения товаров, а есть только движение денег, например, при банковском кредите, выплате заработной платы, получении трансфертов и т.д.

Функцию средства платежа деньги могут выполнять, поскольку они сохраняют свою ценность во времени. А это есть четвертая функция денег.

4. Деньги представляют собой запас ценности, так как деньги являются финансовым активом, обладающим ценностью. Эта ценность, как уже отмечалось, состоит в их ликвидности, в их покупательной способности, в том, что на них в любой момент можно купить любой товар, услугу или ценную бумагу. В неинфляционной экономике ценность денег сохраняется и не меняется во времени и используется людьми для переноса покупательной способности из настоящего в будущее. На одну и ту же сумму денег можно купить одно и то же количество товаров и через год, и через 5 лет. Поэтому деньги могут использоваться как средство сохранения ценности, т.е. как средство накопления. В условиях инфляции деньги теряют свою ценность, их покупательная способность уменьшается.

Вся сумма активов (реальных – недвижимости, произведений искусства, антиквариата и др., и финансовых – акций, облигаций, денег), которыми обладает человек, составляет его богатство, и деньги являются лишь частью этого богатства.

Наиболее важной является первая функция денег – функция средства обращения, поскольку она отличает денежные финансовые активы от неденежных. Однако все функции денег взаимосвязаны и взаимообусловлены. Деньги используются для совершения сделок, поскольку они служат единицей счета и измеряют ценность всех товаров, что возможно, так как деньги сами обладают ценностью, являясь финансовым активом, а поскольку они сохраняют cвою ценность во времени, то могут использовать как средство платежа (меры отложенных платежей).

Виды денег. Основными видами денег являются товарные и символические деньги. Деньги возникли из потребностей товарного обмена, по мере развития и усложнения которого появилась необходимость выделения товара, выполняющего функцию всеобщего эквивалента, измеряющего ценность всех других товаров. В разных странах эту роль выполняли разные товары: соль, скот, чай, пушнина, кожа (достаточно вспомнить, что первыми деньгами в России были кусочки кожи), благородные металлы, ценные ракушки - каури и даже свиные хвостики, сушеные шкурки бананов и собачьи зубы. Так появились товарные деньги.

Отличительной чертой товарных денег является то, что их ценность как денег и ценность как товаров одинаковы. Товарные деньги обладают внутренней ценностью. Товарные деньги могут появиться и в современных условиях, когда по каким-то причинам обычные деньги не используются или не могут быть использованы. Такими причинами могут быть либо изоляция от внешнего мира (так, в тюрьмах деньгами выступают сигареты), либо высокая инфляция и гиперинфляция, которые разрушают денежный механизм, заменяя его бартером (например, в годы Гражданской войны деньгами были соль, спички и керосин, а в 1993-94 годах в России бартер составлял более половины обменных операций).

По мере развития обмена роль денег закрепилась за одним товаром – благородными металлами (золотом и серебром). Этому способствовали их физические и химические свойства, такие как: 1) портативность (в небольшом весе заключена большая ценность – в отличие, например, от соли); 2) транспортабельность (удобство перевозок – в отличие от чая); 3) делимость (разделение слитка золота на две части не приводит к потере ценности – в отличие от скота); 4) однородность и сравнимость (два слитка золота одинакового веса имеют одинаковую ценность – в отличие от пушнины); 5) узнаваемость (золото и серебро легко отличить от других металлов); 6) относительная редкость (что обеспечивает благородным металлам достаточно большую ценность); 7) износостойкость (благородные металлы не подвергаются коррозии и не теряют своей ценности с течением времени – в отличие от мехов, кожи, ракушек).

Бумажные деньги и разменные монеты – это символические деньги. Особенность символических денег состоит в том, что их ценность как товаров не совпадает (гораздо ниже) с их ценностью как денег. Символические деньги не обладают внутренней ценностью. Для того, чтобы бумажные деньги и разменные монеты стали законным платежным средством, они должны быть декретными деньгами – деньгами, узаконенными государством и утвержденными в качестве всеобщего платежного средства.

К символическим деньгам помимо декретных денег относятся также кредитные деньги, которые называются «IOY- money» (I owe you-money, что в переводе означает: «Я должен вам деньги») и представляют собой долговое обязательство. Различают три формы кредитных денег: 1) вексель, 2) банкнота, 3) чек.

· Вексель - это долговое обязательство (долговая расписка) одного экономического агента (частного лица) выплатить другому экономическому агенту определенную сумму, взятую взаймы, в определенный срок и с определенным вознаграждением (процентом). Вексель, как правило, дается под коммерческий кредит, когда один человек приобретает товары у другого, обещая расплатиться через определенный период времени. Человек, получивший вексель и не получивший деньги, может передать его третьему лицу, поставив на векселе передаточную надпись – индоссамент. Так появляется вексельное обращение.

· Банкнота – это вексель (долговое обязательство) банка. До начала ХХ века правом выпуска бумажных денег в обращение (эмиссии денег) обладали коммерческие банки и казначейство. Деньги поэтому представляли собой долговые обязательства коммерческих банков (банкноты или, как они назывались в России банковские билеты) и долговые обязательства государства (декретные бумажные деньги, которые свободно по первому требованию обменивались на полноценные золотые деньги). В современных условиях поскольку правом выпускать в обращение банкноты обладает только Центральный банк, наличные деньги являются обязательствами Центрального банка. Эти обязательства теперь заключаются в том, что государство своей властью делает их законным платежным средством, обязательным к приему в обмен на товары и услуги.

· Чек – это распоряжение владельца банковского вклада выдать определенную сумму с этого вклада ему самому или другому лицу.

Кредитные карточки не являются деньгами, поскольку представляет собой не средство обращения или платежа, а способ отсрочки платежа и выступают формой краткосрочного банковского кредита.

Дебетные карточки (которые почему-то в России носят название кредитных карточек) также не относятся к деньгам, поскольку предполагают возможность снимать деньги с банковского счета в пределах суммы, ранее на него положенной, и поэтому эти деньги уже включены в качестве компонента денежной массы в общую сумму средств на банковских счетах.

В соответствии с тем, что исторически выполняло роль денег, выделяют три денежные системы: 1) металлическую, выступавшую в начале в виде биметаллизма, когда в качестве денег использовались золото и серебро, но с увеличением добычи и удешевлением серебра – в виде монометаллизма, когда в качестве денег стало использоваться только золото; 2) банкнотную, основанную на обращении разменных на золотые монеты обязательств банков (банкнот); 3) бумажно-денежную, при которой обращаются неполноценные – бумажные – деньги, не обладающие внутренней стоимостью и являющиеся лишь знаками, символами стоимости.

Денежные агрегаты. Количество обращающихся в экономике денег называется денежной массой и представляет собой величину предложения денег. Величина предложения денег измеряется с помощью денежных агрегатов. В разных странах количество денежных агрегатов разное, что обусловлено, прежде всего, национальными особенностями и значимостью различных видов депозитов. Однако во всех странах система денежных агрегатов строится по одинаковым принципам: каждый следующий агрегат включает в себя предыдущий. Рассмотрим систему денежных агрегатов США, которая состоит из четырех агрегатов: М1, М2, М3 и L.

Денежный агрегат М1 включает наличные деньги (в некоторых странах, например, в Великобритании и в России, наличные деньги выделяют в отдельный агрегат – М0) и средства на текущих счетах, которые представляет собой либо чековые депозиты, либо депозиты до востребования.

М1 = наличность + чековые вклады (или депозиты до востребования) + дорожные чеки

Денежный агрегат М2 включает денежный агрегат М1 и средства на сберегательных счетах, а также мелкие (до $100 000) срочные вклады.

М2 = М1 + сберегательные вклады + мелкие срочные вклады

Денежный агрегат М3 включает денежный агрегат М2 и средства на крупных (свыше $100 000) срочных счетах.

М3 = М2 + крупные срочные вклады

Денежный агрегат L включает денежный агрегат М3 и краткосрочные государственные ценные бумаги (в основном казначейские векселя)

L = М3 + краткосрочные государственные ценные бумаги

Ликвидность денежных агрегатов увеличивается снизу вверх (от L до М0), а доходность – сверху вниз (от М0 до L).

Под деньгами обычно понимают денежный агрегат М1, который обладает наивысшей ликвидностью и самой низкой доходностью.

Поэтому необходимо отличать деление компонентов денежных агрегатов на:

· наличные и безналичные деньги. К наличным деньгам относятся банкноты и монеты, находящиеся в обращении, т.е. вне банковской системы. Это обязательства Центрального банка. Все остальные компоненты денежных агрегатов (т.е. находящиеся в банковской системе) представляют собой безналичные деньги. Это долговые обязательства коммерческих банков;

· деньги и «почти-деньги». Деньгами является только денежный агрегат М1 включающий наличные деньгиC, являющиеся обязательствами Центрального банка, и средства на текущих счетах коммерческих банков – D, являющиеся обязательствами этих банков:

М = С + D

Если средства со сберегательных счетов можно легко переводить на текущие счета (как в США), то показатель D будет включать и сберегательные депозиты.

Средства, включаемые в денежные агрегаты М2, М3 и L сверх тех, которые входят в денежный агрегат М1, а именно средства на нечековых сберегательных счетах, средства на срочных счетах и краткосрочные государственные ценные бумаги – это «почти-деньги», поскольку они могут быть превращены в деньги: можно а) либо снять средства со сберегательных или срочных счетов и превратить их в наличность, б) либо перевести средства с этих счетов на текущий счет, в) либо продать государственные ценные бумаги.

Уравнение количественной теории денег. Эмиссия денег и ее последствия. Количество денег в обращении (вне банковской системы) определяется с помощью уже знакомого уравнения количественной теории денег:

MV = PY,

где M – количество денег в обращении, V – скорость обращения денег, под которой понимается количество оборотов, которое делает в среднем за год одна денежная единица (1 доллар, 1 фунт, 1 рубль), P - общий уровень цен (дефлятор ВВП), Y – реальный ВВП. Произведение PY – это номинальный ВВП. Уравнение показывает, что с учетом того, что каждая денежная единица в год делает определенное число оборотов, количество денег в обращении должно соответствовать величине ВВП в текущих ценах (т.е. номинального ВВП). Это означает, что каждый год в экономике денег должно быть столько, чтобы можно было оплатить стоимость произведенного ВВП в ценах этого года. Не случайно это уравнение также называется уравнением обмена или уравнением Фишера ( американский экономист Ирвинг Фишер предложил математическую формулу для определения количества денег в обращении).

Величина денежной массы может меняться достаточно часто. Ее регулирует Центральный банк, который обладает монопольным правом эмиссии денег. Эмиссия денег – это выпуск в обращение дополнительных денег. Увеличение предложения денег служит фактором стимулирования совокупного спроса, важным инструментом стабилизационной (антициклической) политики.

6. Банковская система. Банки являются финансовыми посредниками,поскольку, с одной стороны, они принимают вклады (депозиты), привлекая деньги сберегателей, т.е. аккумулируют временно свободные денежные средства, а с другой, предоставляют эти средства под определенный процент нуждающимся в них экономическим агентам, т.е. выдают кредиты. Таким образом, банки – это посредники в кредите. Поэтому банковская система является частью кредитной системы. Кредитная система состоит из банковских и небанковских (специализированных) кредитных учреждений. К небанковским кредитным учреждениям относятся: фонды (инвестиционные, пенсионные и др.); страховые компании; ссудо-сберегательные ассоциации; кредитные союзы; ломбарды и т.п., т.е. все организации, выполняющие функций посредников в кредите.

Однако главными финансовыми посредниками выступают коммерческие банки. Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень – это центральный банк. Второй уровень – это система коммерческих банков.

Центральный банк – это главный банк страны. В США он называется ФРС (Федеральная Резервная Система – Federal Reserve System), в Великобритании – это Банк Англии (Bank of England), в Германии – Bundesbank, в России – Центральный банк России.

Центральный банк выполняет следующие функции, являясь:

· эмиссионным центром страны - обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги Центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в центральном банке);

· банкиром правительства – он обслуживает финансовые операции правительства, осуществляет посредничество в платежах казначейства и кредитование правительства. Казначейство хранит свободные денежные ресурсы в центральном банке в виде депозитов, а, в свою очередь, центральный банк отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы;

· банком банков - коммерческие банки являются клиентами центрального банка, который хранит их обязательные резервы, что позволяет центральному банку контролировать и координировать их внутреннюю и зарубежную деятельность, выступает кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения коммерческих банков, предоставляя им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг;

· межбанковским расчетным центром;

· хранителем золотовалютных резервов страны - обслуживает международные финансовые операции страны и контролирует состояние платежного баланса, выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках).

· Центральный банк определяет и осуществляет кредитно-денежную (монетарную) политику.

Коммерческие банки и их операции. Банковские резервы. Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Различают: универсальные коммерческие банки и специализированные коммерческие банки.

Банки могут специализироваться, например: 1) по целям: инвестиционные (кредитующие инвестиционные проекты), инновационные (выдающие кредиты под развитие научно-технического прогресса), ипотечные (под залог недвижимости); 2) по отраслям: строительный, сельскохозяйственный, внешнеэкономический; 3) по клиентам: обслуживающие только фирмы, обслуживающие только население и др.

Коммерческие банки являются частными организациями, которые имеют законное право привлекать свободные денежные средства и выдавать кредиты с целью получения прибыли. Поэтому коммерческие банков выполняют два основных вида операции: пассивные - по привлечению депозитов и активные - по выдаче кредитов.

Кроме того, коммерческие банки выполняют: расчетно-кассовые операции; доверительные (трастовые) операции; межбанковские операции (кредитные – по выдаче кредитов друг другу и трансфертные – по переводу денег со счета на счет); операции с ценными бумагами; операции с иностранной валютой и др.

Основную часть дохода коммерческого банка составляет разница между процентами по кредитам и процентами по депозитам (вкладам). Дополнительными источниками доходов банка могут быть комиссионные по предоставлению различного вида услуг (трастовых, трансфертных и др.). Часть дохода идет на оплату издержек банка, которые включают в себя заработную плату работников банка, Затраты на оборудование, на использование компьютеров, кассовых аппаратов, на аренду помещения и т.п. Оставшаяся после этих выплат сумма является прибылью банка, с нее начисляются дивиденды держателям акций банка и определенная часть может идти на расширение деятельности банка.

Упрощенный баланс банка при системе полного резервирования будет иметь вид:

 

Активы Пассивы (обязательства)
Резервы R = $1000 Кредиты К = $ 0 Депозиты D = $1000

 

В этих условиях банк обеспечивает себе 100%-ную платежеспособность и ликвидность. Платежеспособность банка означает, что величина его активов должна быть равна его задолженности, что позволяет банку вернуть всем вкладчикам размещенные в нем суммы депозитов по первому требованию. Ликвидность – это способность банка вернуть вклады любому количеству клиентов наличными деньгами. Однако при системе полного резервирования поскольку банк не выдает кредиты (поэтому не получает процентов по кредитам) и хранит все резервы в виде денежных купюр (что не приносит дохода - в отличие, например, от облигаций), то он не только лишает себя прибыли, но даже не имеет возможности оплатить свои издержки. Зависимость между платежеспособностью (и ликвидностью) и прибыльностью обратная.

 
 


платежеспособность____________________________________ прибыльность

и ликвидность 100% 100%

 

Не выдавая кредитов и поддерживая 100%-ную платежеспособность и ликвидность, банк полностью устраняет риск и обеспечивает себе полное доверие вкладчиков, но не получает прибыли. Чтобы существовать, банк должен рисковать и давать кредиты. Чем больше величина выданных кредитов, тем выше и прибыль, и риск.

Основным источником банковских фондов, которые могут быть предоставлены в кредит, являются депозиты до востребования (средства на текущих счетах). Банкиры во всем мире давно поняли, что, несмотря на необходимость платежеспособности и ликвидности, ежедневные ликвидные фонды банка должны составлять примерно 10% от общей суммы размещенных в нем средств. По теории вероятности, число клиентов, желающих снять деньги со счета, равно количеству клиентов, вкладывающих деньги. Банки начали выдавать кредиты и перешли к системе частичного резервирования. Частичное резервирование означает, что только определенная часть вклада хранится в виде резервов, а остальная сумма используется для предоставления кредитов.

В прошлом веке норма резервирования (rr) - доля вкладов, которую нельзя было выдавать в кредит (доля резервов в общей величине депозитов rr = R/D), определялась эмпирическим путем, методом проб и ошибок. В ХIХ веке норма резервирования устанавливалась самими коммерческими банками и была достаточно высокой - как правило, 20% - из-за многочисленных банкротств банки были осторожными. В условиях системы частичного резервирования упрощенный баланс банка будет иметь вид:

Активы Пассивы (обязательства)
Резервы R = $ 200 Кредиты К = $ 800 Депозиты D = $ 1000

 

Если в банк на депозит поступает сумма $1000 (D = $1000), то в соответствии с установленной банком нормой резервирования, равной 20%, банк $200 хранит в сейфе в виде резервов (R = D × rr = $1000 × 0,2 = $200), а $800 выдает в кредит (К = D – R = $1000 - $200 = $800 или К = D – rr × D = D (1 – rr) = $1000 (1 – 0,2) = $800).

В начале ХХ века в связи с нестабильностью банковской системы, частыми банковскими кризисами и банкротствами функцию установления нормы банковских резервов взял на себя центральный банк (в США это произошло в 1914 году), что дает центральному банку возможность контроля за работой коммерческих банков. Эта величина получила название нормы обязательных резервов (нормы резервных требований)

Норма обязательных резервов представляет собой выраженную в процентах долю от общей суммы депозитов, которую коммерческие банки не имеют права выдавать в кредит, и которую они хранят в центральном банке в виде беспроцентных вкладов.

В современных условиях баланс коммерческого банка имеет следующую структуру:

 

Активы Пассивы
Денежная наличность Резервы Кредиты Акции и облигации частных фирм Государственные ценные бумаги Депозиты до востребования Сберегательные депозиты Срочные депозиты Собственный капитал банка

 

В правой части баланса отражены источники поступления средств (обязательства) и собственный капитал банка, а в левой – направления использования средств вкладчиков. Основным балансовым тождеством коммерческого банка является равенство суммы его обязательств и собственного капитала общей величине активов.

Баланс Центрального банка имеет вид:

Активы Пассивы (обязательства)
Кредиты коммерческим банкам Кредиты правительству Облигации государственных займов Государственные краткосрочные ценные бумаги Золото и иностранная валюта Банкноты (наличные деньги) Депозиты коммерческих банков (до востребования, сберегательные, срочные) Депозиты правительства

 

Центральный банк лишь контролирует предложение денег в экономике. Создают же деньги коммерческие банки.

Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор. Процесс создания денег коммерческими банками называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией. Он происходит в том случае, если в банковскую сферу попадают деньги и увеличиваются депозиты коммерческого банка, т.е. если наличные деньги превращаются в безналичные. Если величина депозитов уменьшается (клиент снимает деньги со своего счета), то произойдет противоположный процесс – кредитное сжатие.

При рассмотрении процесса кредитного расширения следует иметь в виду, что:

· деньги могут создавать только универсальные коммерческие банки. Ни небанковские кредитные учреждения, ни специализированные банки создавать деньги не могут;

· универсальные коммерческие банки могут создавать деньги только в условиях системы частичного резервирования. Если банк не выдает кредиты, предложение денег не меняется, поскольку количество наличных денег, поступившее на депозит, равно величине резервов, хранимых в сейфе банка. Поэтому происходит лишь перераспределение средств между деньгами, находящимися вне банковской сферы, и деньгами внутри банковской системы в пределах одной и той же величины денежной массы. Благодаря системе частичного резервирования максимальное увеличение предложения денег происходит при условии, что:

- коммерческие банки не хранят избыточные резервы и всю сумму средств сверх обязательных резервов выдают в кредит. Это означает, что они используют свои кредитные возможности полностью и норма резервирования равна норме обязательных резервов;

- попав в банковскую сферу, деньги не покидают ее и, будучи выданными в кредит клиенту, не оседают у него в виде наличности,а вновь возвращаются в банковскую систему (зачисляются на банковский счет).

Банковский мультипликатор показывает общую сумму депозитов, которую может создать банковская система из каждой денежной единицы, вложенной на счет в коммерческий банк. В нашем примере каждый доллар первоначального депозита создал 5 долларов средств на банковских счетах.

Мультипликатор действует в обе стороны. Денежная масса увеличивается, если деньги попадают в банковскую систему (увеличивается сумма депозитов), и сокращается, если деньги уходят из банковской системы (их снимают со счетов). А поскольку, как правило, в экономике деньги одновременно и вкладывают в банки, и снимают со счетов, то денежная масса существенно измениться не может. Такое изменение может произойти только в том случае, если центральный банк изменит норму обязательных резервов, что повлияет на кредитные возможности банков и величину банковского мультипликатора. Не случайно изменение нормы обязательных резервов представляет собой один из инструментов монетарной политики (политики по регулированию денежной массы) центрального банка.

Таким образом, изменение предложения денег зависит от двух факторов:

- величины резервов коммерческих банков, выданных в кредит;

- величины банковского мультипликатора.

Воздействуя на один из этих факторов или на оба фактора, центральный банк может изменять величину предложения денег, проводя монетарную (кредитно-денежную) политику.

 

7. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с фискальной, внешнеторговой, валютной и др.) Целью любой стабилизационной, а, следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение:

1) экономического роста,

2) полной занятости ресурсов,

3) стабильности уровня цен,

4) равновесия платежного баланса.

Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику в период спада и сдерживающую (контрактивную) политику в период бума.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет Центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только Центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики Центрального банка могут выступать:

1) контроль за предложением денег (денежной массы);

2) контроль за уровнем ставки процента;

3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег Центральный банк осуществляет посредством воздействия на резервы коммерческих банков (и поэтому на их кредитные возможности) и на денежный мультипликатор. Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов. Рост предложения денег соответствует стимулирующей, а сжатие денежной массы – сдерживающей монетарной политике.

К инструментам монетарной политики, дающим возможность Центральному банку контролировать величину денежной массы, о

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственное регулирование экономики | Определение IT-проекта и его особенностей. Специфика управления IT-проектами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.249 сек.