Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 13. Поведение монополиста




Р=МС

MR=MC

Равенство MR=MC как условие максимизации прибыли можно обосновать логически. Каждая дополнительная единица выпуска приносит фирме какую-то дополнительную выручку (предельный доход), но и требует дополнительных затрат (предельные затраты). Если предельный доход превышает предельные затраты при некотором объеме выпуска, то фирма получает больше прибыли, производя еще одну единицу продукции. Напротив, если предельный доход при данном выпуске оказался ниже предельных затрат, фирма может увеличить прибыль, уменьшая выпуск на одну единицу. Если, наконец, предельный доход совпадает с предельными затратами, то никакое изменение производства не способно увеличить прибыль – достигнутый выпуск оптимален. Фирма находится в состоянии равновесия – для получения максимальной прибыли ей не надо ни увеличивать, ни сокращать свой выпуск.

Поскольку предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара, вышеприведенное равенство принимает вид:

Если функция совокупных (переменных) затрат фирмы непрерывна и дифференцируема, то для нахождения равновесного выпуска совершенно конкурентной фирмы надо сначала найти функцию предельных затрат (взяв производную функции совокупных или переменных затрат по выпуску), а затем приравнять ее к цене товара.

Рассмотрим на условном примере, как конкурентная фирма достигает точки равновесия. Пусть даны постоянные и переменные затраты фирмы, а также цена, по которой она продает свой товар. На этой основе можно рассчитать изменения средних и предельных затрат, выручки и прибыли фирмы в зависимости от изменения ее выпуска (табл. 8-2):

Табл. 8-2. Максимизация прибыли конкурентной фирмы

q FC VC TC AFC AVC AC MC P=MR TR П
                    -60
                    -62
                    -52
        20,0 21,3 41,3       -34
                    -12
          16,4 28,4        
        10,0 16,7 26,7        
        8,6 17,7 26,3        
        7,5 19,3 26,8        
        6,7 21,6 28,2        
                    -10

В данном случае предельные затраты сперва убывают, а затем возрастают, т.е. мы сталкиваемся с усложненными функциями затрат.

Предположим, фирма случайно остановилась на выпуске 5 ед. Предельный доход от выпуска еще одной единицы продукции (он же цена товара) равен 30, тогда как предельные затраты составляют только 18. Поэтому фирма увеличивает выпуск, и ее прибыль возрастает на 12 (с 8 до 20). Пусть фирма вначале выбрала выпуск 9 ед. Предельный доход при этом равен, как всегда, 30, а предельные затраты составляют 40. Превышение предельных затрат над предельным доходом является сигналом для сокращения производства до 8 ед., что увеличивает прибыль на 10 (с 16 до 26). Наконец, при производстве 8 ед. товара предельный доход совпадает с предельными затратами (30=30), и прибыль является максимальной (26). Именно на таком выпуске наша фирма и останавливается

Точку равновесия совершенно конкурентной фирмы можно показать, соединив на рисунках, с одной стороны, функции выручки и совокупных затрат, а, с другой стороны, функции предельного дохода (цены) и предельных затрат (рис.16):

 

Рис16. Равновесие совершенно конкурентной фирмы

Пока производство возрастает от нуля до q1, каждая следующая единица выпуска увеличивает убытки фирмы, поскольку в этом интервале предельные затраты превосходят предельный доход (рис. 16Б). Соответственно при выпуске q1 убытки достигают максимума. На рис. 8-3А мы видим, что при выпуске q1 расстояние между функциями TC и TR максимально – совокупные затраты превосходят выручку фирмы на максимально возможную величину.

Фирма продолжает увеличивать выпуск и переходит в зону, где предельный доход оказывается выше предельных затрат (MR>MC на рис. 8-3Б). В этой зоне дополнительные единицы выпуска начинают приносить прибыль. Тем не менее из-за груза прошлых убытков общая прибыль еще остается отрицательной вплоть до достижения выпуска q2, при котором убывающие средние совокупные затраты (совокупные затраты на единицу выпуска) становятся равны цене. В этой точке, называемой точкой безубыточности, прибыль (убытки) равны нулю. На рис. 16А точка безубыточности – это точка, где выручка становится равна совокупным затратам.

Пройдя точку безубыточности, фирма покидает зону убыточности и переходит в зону прибыльности, поскольку после выпуска q2 средние совокупные затраты на рис. 8-3Б оказываются ниже цены. При этом при выпуске q3 средние совокупные затраты минимальны, т.е. разница между ценой и средними совокупными затратами максимальна. Последнее означает, что при выпуске q3 максимальна прибыль на единицу производимой продукции.

Фирма, однако, продолжает наращивать производство, ибо ее цель – получить максимальную общую прибыль. Это достигается при выпуске q4, когда предельный доход на рис 8-3Б равен предельным затратам. Выручка фирмы (TR=P*q) в этой точке равна площади P*Eq4O, а совокупные затраты (TC=AC*q) – площади ONMq4. Таким образом, максимальная прибыль фирмы (П=TR-TC) составляет площадь P*EMN.

При выпуске q4 прибыль максимальна и на рис. 8-3А, поскольку при данном выпуске расстояние между функциями выручки и совокупных затрат становится максимальным – выручка превышает затраты на максимально возможную величину.

Если же выпуск q4 будет превзойден, прибыль начнет убывать, т.к. предельные затраты на рис. 8-3Б превысят предельный доход. Тем не менее, прибыль останется положительной вплоть до выпуска q5, при котором возрастающие средние совокупные затраты достигнут уровня цены. Мы имеем вторую точку безубыточности, за которой начинается зона убытков.

На рис. 16А вторая точка безубыточности, достигаемая при том же объеме выпуска (q5) – это точка, где выручка вновь становится равна совокупным затратам.


Рыночная власть в той или иной мере присуща всем рынкам с несовершенной конкуренций, таким как рынки монополистической конкуренции, олигополии, она типична для монополии.

Чистая монополия – это модель рынка, характеризующаяся тем, что одна фирма является единственным произво­дителем продукта, у которого нет близких заме­нителей. Это явление редкое. Для монополии характерно максимальное проявление рыночной власти – возможности диктовать цены на рынке. Основные признаки чистой монополии следующие:

1. Единственный продавец. Чистый, или абсолют­ный, монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы. Например, монополистом является РАО ЕЭС – единственный поставщик электроэнергии в России.

2. Отсутствие близких заменителей. Потребитель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. Продукт должен быть уникален, ему не должно быть хороших заменителей.

3. Возможность диктовать цену – главная характеристика монополиста. Он назначает цену, а покупателям остается лишь определять какое количество товара, которое они могут позволить себе купить.

4. Заблокированное вступление – это причина существования монополиста, причина отсутствия конкуренции. Существование монополии зависит от барьеров – препятствий для вступления конкурентов на рынок отрасли.

Барьеры для вступления в отрасль. Известны следующие барьеры для вступления в отрасль:

1. Экономия на масштабах производства. Некоторые технологии таковы, что эффективное производ­ство возможно только в чрезвычайно крупных масштабах. Фирме-конкуренту потребуются колоссальные капиталовложения, которые, возможно, никогда не окупятся.

2. Естественные монополии. В нескольких отраслях конкуренция неосуществима. Такие от­расли называются естественными монополиями. Это, в частности, предприятия об­щественного пользования – электрические, газо­вые сети.

3. Патенты. Предоставляя собственнику изобретений исключительное право использовать их в течение продолжительного периода, они делают правообладателя монополистом.

4. Лицензии. Вступление в отрасль может ограничивать государство путем выдачи лицензий.

5. Собственность на важнейшие виды сырья. Фирма, владеющая месторождением уникального сырья, может препятствовать созданию конкурирую­щих фирм.

6. Нечестная конкуренция может быть барьером вступления в отрасль. Формы ее очень различны. Это давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание персонала, резкое снижение цен.

Монопольный спрос составляет главное отличие монополиста от конкурентного продавца. Чистый монополист – это целая отрасль, он сталкивается с спросом на продукцию всей отрасли. Это влечет ряд последствий:

Нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей проду­кции. Объем произ­водства и продаж товара однозначно связан с ценой – моно­полист определяя цену, тем самым решает какой объем продукции произвести.

Монополист, максимизирующий прибыль, будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена – количество на эластичном отрезке.

Максимизация прибылимонополистом осуществляется путем сопоставления дохода и издержек, монополист будет стремиться производить столько продукции, что продавая ее по соответствующей цене он обеспечит получение максимума прибыли. При этом монополисту вы­годно продавать меньше продукции и назна­чать более высокую цену чем, та цена, которая установилась бы на конкурентном рынке.

Монополистическая конкуренция – наиболее часто наблюдаемый на практике тип конкуренции, он имеет место на неоднородном рынке с множеством покупателей и продавцов, которые совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям раз­ные варианты товаров, в разных местах и на разных условиях, сопровождая предложение различной по форме и интенсивности рекламой.

Монополистическая конкуренция включает значительный объем конкуренции, смешанной с небольшой долей монопольной власти, так что производитель сталкивается с спросом зависящем от цены, кривая спроса является нисходящей – спрос увеличивается при снижении цены.

Монополистическую конкуренцию характеризует относительно большое число фирм. Это могут быть, например, продовольственные магазины города. Фирмы обладают небольшой долей рынка, поэтому ограниченно контролируют цены.

Легкое вступление в отрасль возможно из-за небольших размеров фирм, так как эффект масштаба и требующийся капитал невелики.

Цены и объемы производства. В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции подобно поведению чистого монополиста. Долговременный период при монополистической конкуренции не отличается от чистой конкуренции – легкость вступления в отрасль ликвидирует прибыли.

Издержки монополистической конкуренции связаны с неэффективностью, порожденной некоторой монопольной властью и выражающейся в избыточных производственных мощностях, что компенсируется дополнительным удовлетворением потребностей за счет дифференциации продукта.

Регулирование монополии. Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и подлежат общественному регулированию. Цены и тарифы железных дорог, поставщиков природного газа и электри­чества, определяются федеральными или региональными регулирующими комиссиями Правительства страны и региональных органов власти.

Порядок регулирования деятельности естественных монополий в нашей стране определяется федеральными законами «О естественных монополиях» от 17.08.95 г. №147-Ф3, «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.95 г. №41-Ф3 с изменениями и дополнениями от 11.02.99 г.

Цена, обеспечивающая «справедливую прибыль», устанавливается регулирующим органом равной средним валовым издержкам при заданном объеме производства с добавлением к ним «справедливого» процента прибыли.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.