КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Следующая типологическая группа включает в себя слушателей, рассматривающих музыку исключительно как средство развлечения
Вопрос 3. Исследования культуры в западной социологии ХХ века (Т.Адорно, А.Моль)
Социология музыки Т.Адорно (1903-1969) Наиболее весомый вклад в разработку теоретических основ современной западной социологии культуры был внесен Теодором Адорно. Это социальный философ XX в., представитель «Франкфуртской школы социальных исследований». Крупнейший социолог, музыкальный критик, создатель многочисленных радиопередач, которые транслировались по каналам самых известных западных радиостанций («Голос Америки», ВВС), руководитель отдела, занимающего изучением музыкальных интересов и предпочтений слушателей в исследовательской корпорации «Radio Research Project». Автор книг (1960-е гг.): · «Философия новой музыки», · «Введение в социологию музыки», · «Музыкальные моменты», · «Заметки о современной литературе» и др. Наиболее полно социологические воззрения Адорно изложены в книге «Введение в социологию музыки». В ней затрагивается широкий круг проблем: от определения предмета социологии музыки до прогноза развития социокультурной ситуации в ближайшей перспективе: 1. что такое социология музыки 2. типология слушателей 3. судьбы легкой, а также оперной и камерной музыки 4. причины деградации легкой, оперной и камерной музыки 5. проблемы классовой природы музыки 6. общие проблемы развития культуры 1. С точки зрения Адорно, социология музыки представляет собой науку, имеющую цель «познать отношения между слушателями музыки как обобществленными индивидами и самой музыкой». Социология музыки — это неотъемлемая часть социологии культуры. Раскрытие взаимоотношений слушателей музыки с самой музыкой должно начинаться с построения типологии слушателей. Анализ типов слушателей позволяет раскрыть связь между типом общества, его классовой, профессиональной и демографической структурами и содержанием той музыки, которая пользуется популярностью в различных стратах. Даже вся общественная проблематика и вся ее сложность выражаются «в противоречиях между производством музыки и ее восприятием обществом, даже в структуре слушания музыки как такового». По твердому убеждению Адорно, слушание музыки с полным основанием может рассматриваться как социологический показатель, по которому можно судить о глобальных процессах, протекающих в социуме. 2. Можно выделить следующие типы слушателей музыки: 1. К первому типу относятся так называемые эксперты. Характеризуются: - адекватным восприятием музыкальных произведений, - глубокими знаниями в области теории музыки, - способностью критически оценивать музыкальное произведение и игру музыкантов. - их численность крайне незначительна. Это профессиональные музыканты и любители, получившие музыкальное образование. 2. Представители второго типа («хороший слушатель») слушателей музыки характеризуются: - они понимают музыкальные произведения, - способны наслаждаться совершенством музыкальной формы, композиторскими находками, чистотой стиля, - высказывать обоснованные суждения. - они понимают музыку примерно так, как люди понимают свой родной язык, т.е. ничего не зная или зная мало об его грамматике и синтаксисе. - наиболее широкое распространение этот тип получил в аристократических кругах общества, а также среди представителей крупного промышленного и финансового капитала. - сегодня их число постепенно сокращается, ибо и в этой среде стремительно нарастает процесс переоценки ценностей, расширяется круг людей, ориентированных на ценности массовой культуры. 3. Третий тип слушателя музыки самый распространенный («потребитель музыки»). Характеризуются: - ярко выраженной прагматической установкой и стремлением не создавать, а потреблять художественные ценности. - слушают много музыкальных произведений, являются завсегдатаями концертных залов, имеют абонементы в оперу, посещают выступления всех знаменитостей, много читают книг о музыке и музыкантах, помнят наизусть ряд музыкальных произведений и способны их воспроизвести в домашнем исполнении, имеют домашние аудиотеки. - «они уважают музыку как нечто такое, что нужно знать для того, чтобы повысить свой вес в обществе». Их стремление к повышению своей музыкальной культуры, расширению круга знаний о музыке, наличие установки на совершенствование своего вкуса определяется не внутренней потребностью, а привходящими обстоятельствами. Подобные слушатели становятся в той или иной мере знатоками музыки благодаря необходимости выглядеть образованным человеком в глазах представителей референтной группы, мнение которой для них является определяющим. Забота о престиже является для них главным мотивом, определяющим их активность. - это члены разнообразных комитетов, фондов, благотворительных организаций, целью которых является поддержка людей искусства. - их деятельность приводит к отрицательным результатам, ибо они формируют общественное мнение, направляют процесс развития искусства, и в частности музыки, в соответствии со своими вкусами, которые далеки от идеала. 4. Существует еще одна разновидность слушателей, которая появилась относительно недавно («рессантиментный» тип слушателей, т.е. воспроизводящий былые формы реакции на музыку). По своим личностным характеристикам они резко отличаются от представителей всех остальных типологических групп. Им свойственно: - отношение к музыке как средству, позволяющему в максимальной степени реализовывать креативные способности, которыми обладает личность. - К этому типу принадлежат поклонники Баха, Генделя, Глюка, Вивальди, а также «те, кто в своих увлечениях бежит назад, в область добаховской музыки». - данная типологическая группа формируется за счет представителей средних слоев буржуазии. Они не способны к самостоятельному мышлению. В оценках музыкальных произведений они ориентируются на тех, кто стоит выше их на социальной лестнице и кто способен реально изменить их судьбу. 5. Пятая группа - поклонники джаза. Для них характерно: - резко негативное отношение к классическо-романтическому идеалу музыки, который устарел и не соответствует представлениям о прекрасном и безобразном у человека XX века. - негативное отношение к официальной культуре, которая исчерпала себя и не имеет права претендовать на роль лидера, а тем более верховного судьи. - воспринимают себя как представителей нового, смелого, авангардистского искусства. - эту группы в основном составляет молодежь, которая не обладает достаточно высоким уровнем музыкального образования и имеет ярко выраженную нигилистическую установку по отношению к классической музыке. - эта группа формируется целенаправленно крупным бизнесом, производителями грамзаписей, бытовой радиоаппаратуры, владельцами радио- и телекомпаний и т.д. По сути, эта группа ориентирована на социальную незрелость и неразвитость вкуса. Они делают ставку на представителей делового мира, заинтересованных в расширении рынков сбыта и получении дополнительной прибыли. - данная группа является самой большой, ибо к ней принадлежат практически все те, кто считает себя поклонником и знатоком музыки - Это те, кто: (1) не способен работать без включенного радио; (2) кого «парализует чувство одиночества с помощью такого слушания, которое порождает у них иллюзию присутствия»; (3) кто в музыке видит «средство успокоения нервов»; (4) кто музыкально одарен, но не смог получить музыкальное образование и для которых постоянное прослушивание музыки - это процесс ликвидации лакун в их профессиональной подготовке. - К группе относятся те, кто равнодушен к музыке, у кого отсутствует потребность в наслаждении данным видом искусства. Стойкое безразличие к музыке формируется у тех, кто воспитывался в семье, где главой являлась авторитарная личность, имеющая негативную установку по отношению к музыке. 3. В своих социологических трудах Адорно поднимает и ряд вопросов, касающихся судеб легкой (оперетта, мюзикл), а также оперной и камерной музыки. Он показывает, что возникновение легкой музыки было связано с обычаем пародировать сакральные тексты и музыкальные произведения, который возник еще на ранней стадии развития западной цивилизации. Судьба легкой музыки печальна. В последние десятилетия она пребывает в состоянии кризиса: - сокращение числа талантливых музыкальных произведений, создаваемых композиторами, работающими в этом жанре, - падение интереса публики к оперетте и даже мюзиклу, которые еще недавно пользовались большой популярностью у представителей практически всех слоев общества, а сегодня превратились в развлечение для плебса. - опера постепенно превращается в нечто, полностью оторванное от жизни и не способное удовлетворить духовные потребности современного человека. - проблематично будущее камерной музыки, где кризис приобрел исключительную глубину и масштаб. Сегодня является очевидным, что камерная музыка постепенно теряет свои отличительные черты.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |