Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности управлении различными системами


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Классификация систем

Современное представление о системах

Системный характер управления

 

Управление обладает свойствами системности, поэтому необходимо ознакомиться с основными положениями теории систем.

В переводе с греческого система означает «соединение, целое, составленное из частей». Эти части (элементы) образуют единство, в рамках которого они определенным образом упорядочены и взаимодействуют. Единство элементов системы возникает в результате того, что между ними устанавливаются связи, т.е

реальные взаимодействия.

Признаком системы является целостность и сложность объекта управления,

Возможность его деления на составные части. Кроме того каждая система является составной частью более крупной системы, подсистемой.

 

Современные представления позволяют считать системность всеобщим свойством материи. Весь мир можно представить как беско­нечную иерархическую систему систем, находящихся на разных уров­нях системной иерархии, на разных стадиях развития, взаимодейст­вующих друг с другом. Рассматривается ли техническое устройство, машина, живой организм, общество или любая его часть — все они представляют собой системы.

Существует множество определений понятия системы. Приведем некоторые из них.

Система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обо­собленная от среды и взаимодействующая с ней как целое.

Система есть средство достижения цели.

Система — это целое, созданное из частей и элементов, для це­ленаправленной деятельности.

Организация также представляет собой систему — целостное об­разование, включающее в себя людей, орудия труда, материальные ресурсы, взаимодействующие для достижения целей, ради которых организация создавалась.

Несмотря на общность систем всех видов, можно выделить классы систем, имеющие специфические черты и зако­номерности.

На рис. 1 приведены 4 вида клас­сификации систем. Классы систем, к которым принадлежат организа­ции, выделены (соответствующие прямоугольники обведены жирной линией). Дадим необходимые пояснения для этих видов классификации.



1) По степени изолированности от окружающей среды системы подразделяются на два класса:

закрытые — изолированные системы, не взаимодействующие со средой, К подобным системам относятся некоторые объекты неживой природы, например часы;

открытые — системы, взаимодействующие со средой, обмени­вающиеся с ней материей, энергией, информацией.

Организации относятся к открытым системам. Они получают из окружающей среды необходимые для их функционирования ресурсы (материальные, технические, людские) и отдают результаты своей дея­тельности — готовую продукцию, услуги, информацию и т.д.

2) По характеру функционирования ( способности менять свою структуру и поведение ):

стабильные — системы, которые не способны к каким-либо ак­тивным изменениям.

К данному классу систем относится, прежде все­го, широкий круг неживых систем, как естественных, так и искусст­венных. Их отличительная особенность состоит а том, что цель этим системам внутренне не присуща. Цель может задаваться извне и опре­делиться задачами использования ;

Самостабилизирующиеся (адаптивные)системы, которыеумеют приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям внешней среды путем выработки соответствующих корректирующих действий, возвращающих их в устойчивое состояние . К адаптивным сис­темам относятся живые организмы, в гом числе человек;

самоорганизующиеся — системы, обладающие более высокой степенью приспособления к среде, чем простая адаптация. Они в со­стоянии реорганизовать свою внутреннюю структуру, а не просто приспособиться к потоку возмущений, идущему из внешней среды. Само­организация выражается в новых устойчивых состояниях, которые более стойки к возмущениям, чем предыдущие. самоорганизующиеся системы эволюционируютв более сложные и более жизнеспособные системы ;

развивающиеся - системы, которые могут изменяться не только под действием внешних причин в виде реакции на внешние возмуще­ния, но и под действием внутренних причин, т.е. в соответствии с внутренне присущей целью Особенностью данной классификации является то, что каждый последующий класс «поглощает» предыдущий. Организационные сис­темы относятся к классу развивающихся систем, при этом в них про­исходят и процессы самостабилизации и самоорганизации.

3)По степени и виду управляемости системы можно разделить на
ряд классов и подклассов.

На верхнем уровне данной классификации можно выделить классы неуправляемых и управляемых систем. В свою очередь, в управляемых системах по способу управления можно выделить;

программные (разомкнутые)- системы, управляемые по за­данной программе без ее подстройки в соответствии с получаемым результатом. К этим системам откосятся несложные технические уст­ройства;

регулируемые (замкнутые) — системы, способные восприни­мать информацию о результатах своей деятельности и использовать ее для корректировки управления.

Организационные системы относятся к классу управляемых регу­
лируемых систем. ч

4) По происхождению системы подразделяются на три класса:
природные (естественные) — системы, существующие в живой и неживой природе, возникшие без участия человека. Примеры таких систем — атом, молекула, организм;

технические (искусственные) — системы, созданные человеком. Примерами подобных сиртем являются механизмы, машины, автоматы;

социальные (смешанные)— системы, представляющие собой объединения людей, включающие в себя также и технические объекты.

Организации относятся к классу социальных систем, т.к. в состав их элементов входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это — индивидууы, объединяющиеся в социальные совокупности, подразделения. С другой стороны, это-элементы, составляющие структуру организации (орудия труда, материальные ресурсы)

1.2.3 Система управления и ее элементы

Социальные системы являются упорядоченными, целостными; функционально и технологически неоднородными; иерархичными по структуре; динамичными сточки зрения состава и количества элементов.



Обычно они постоянно развиваются, хотя могут временно стабилизироваться или даже деградировать. Это развитие протекает под влиянием противоречивого взаимодействия внешних и внутренних факторов. Поэтому оно неравномерно (может быть прерывистым, скачкообраз­ным) и не всегда предсказуемо.

Важная особенность социальной системы состоит в том, что небольшие изменения в одном из ее элементов могут вызвать «цепную реакцию», привести к серьезным последствиям для нее в целом. Это свой­ство широко используется в управлении: с помощью небольшого адресного воздей­ствия в нужный момент легко достичь крупных результатов (об этом говорит так называемая теория рычага).

Для того чтобы социальная система была устойчивой, а следовательно, жизне­способной, она должна обладать управляющим элементом (системой управления).

Жизнеспособность социальных систем обеспечивается также рациональным отно­шением к ресурсам; поддержанием стабильности структуры, норм, культурных ценностей.

Система управления организацией представляет собой весьма сложное образо­вание, включающее следующие взаимосвязанные элементы:

• органы (субъекты) управления (должности, подразделения);

• коммуникационные каналы;

• набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномо­чий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.

 

Определенное соотношение органов управления, связанных между собой ком­муникационными каналами, образует структуру этой системы, отражающую ста­тику менеджмента, а совокупность методов, технологий и проч. — его механизм.

Как и любая органическая система, система управления находится в постоян­ном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа элементов, связей между ними) и интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.).

Сама система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью ме­ханизма управления, который соответствующей частою принадлежит каждой из них.

Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспе­чивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с управителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, со­вет директоров).

Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).

В общефилософском смысле субъект - это лицо, способное к выбору деятельности, ис­полняемой роли для себя и для других, собственных целей и способов их достижения. Субъекты классифицируются по характеру, содержанию и масштабу деятельности.

К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управ­ляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.

Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирова­ние и развитие. В качестве объекта можно рассматривать группу людей, отдельную личность, процесс, отношения и т. д.

Нужно иметь в виду, что объект управления отличается от субъекта не сам по себе как таковой (субстанциально), а выполняемыми функциями. Поэтому, напри­мер, одно и то же лицо в разных ситуациях может быть и тем и другим. Обычно субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже, но он бо­лее активен и динамичен; объект же, наоборот, инертен.

Иногда возникает ситуация, когда дальнейшее развитие объекта управления может идти несколькими путями. Это порождает неопределенность (энтропию). Чем боль­ше существует вариантов дальнейших действий, чем сложнее выбирать из них луч­ший, тем ее степень выше и тем сложнее осуществлять управление,

Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности (совокупности должностей), обра­зующих подразделение управления (управленческий аппарат). Но субъект может действовать и без такого оформления. Главное, чтобы он генерировал и реализовы-вал соответствующие решения.

От субъекта управления следует отличать субъекты управленческой деятельности -живых людей - руководителей и сотрудников подразделений управления.

Для того чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, они должны соответствовать друг другу, быть совместимыми, чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий и позволяло реализовать свои потенциальные возможности.

Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую плохо знает. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчи­ненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей. Если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы.

Во-вторых, в рамках единства субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непред­виденных обстоятельствах, как правило, затруднительно. Поэтому принятые на­верху решения могут быть неоптимальными.

В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять между собой дву­стороннее взаимодействие, определенным образом реагируя на информацию, полу­ченную от другой стороны.

Это облегчает .корректировку последующих шагов, которые обеспечивают их приспособление к изменению внешней среды и друг к другу.

В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии (один — в получении необходимых в данной ситуации ко­манд, другой - в своевременном и точном их исполнении).

Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать объек­тивным целям объекта управления. Ведь возможность субъекта управлять обуслов­лена готовностью объекта следовать поступающим командам.

Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, т. е. его адекватную реакцию на управляющее воздействие. Высокая реакция может иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая - бездействия, противодействия, формальных действий.

Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие стиля управления условиям внутренней и внешней ситуации, доста­точность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второсте­пенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные.

Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен:

■ соответствовать целям и задачам объекта управления;

• учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности;

• предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект;

• поддаваться контролю;

■ иметь возможности для совершенствования.

Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективно­сти можно отнести:

1) оперативность, надежность, качество принимаемых решений;

2) минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;

3) экономию"общих издержек и расходов на содержание аппарата управления;

4) улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда;

5) снижающуюся долю административных работников в персонале организации.

Эффективность функционирования системы управления можно повысить с по­мощью более надежных обратных связей; своевременности и полноты информа­ции; учета социально-психологических особенностей участников; обеспечения оптимального размера подразделений.

 

Закономсчитается необходимое, существенное, устойчивое, по­вторяющееся отношение в природе и обществе.

Выделяют три группы законов:

♦ всеобщие или универсальные, например, законы диалектики;

♦ общие для больших групп явлений, например:

-закон онтогенеза (совокупность преобразований от рождения до конца жизни), который применим для управления организацией (сокращение периода становления организации, продление периода зрелости ,замедление заключительного этапа жизнедеятельности);

-закон сохранения превращения энергии

♦ частные или специфические, например:

-закон сложения скоростей в механике

-закон Паркинсона «Растущая пирамида»

Между законами существует диалектическая взаимосвязь: общие действуют через частные, а те представляют собой проявления общих

 

Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управ­ления следует отнести к частным законам общества, которые мало ис­следованы. Достаточно отметить, что в научной литературе 60-70-х гг. о них даются начальные понятия, а в современных учебниках по ме­неджменту о них практически не упоминается, зато приводится очень много принципов управления, которые, строго говоря, должны вытекать из закономерностей управления.

Закономерности управления - это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств:

выяв­ление конкретной общественной потребности или потребностей группы людей;

исследование потребностей на устойчивость или повторяемость;

исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления;

выведение устойчивой связи между явлениями (формулы, нормативы). Мы постарались систематизировать закономер­ности управления и представить их в табличной форме

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Характеристика закономерностей управления

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.