Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление социальной психологии




Лекция

С тановление социальной психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины, опирающейся на экспериментальные исследования, оформилось в США. Практически вся социальная психология первой половины ХХ века тождественна ее американскому варианту. Сама природа социально-психологических теорий, логика их конструирования приобретает черты тех логико-методологических нормативов, которые свойственны американской философии первой половины ХХ века. На протяжении длительного времени эти вопросы рассматривались в достаточно жесткой схеме позитивизма. Пафос первых экспериментальных работ состоял в том, чтобы выработать альтернативу спекулятивному, кабинетному подходу, сложившемуся в середине XIX века.

Но в результате из науки стали изживаться не только "спекуляции", но и вообще теория. Начиная с 40-х годов ситуация меняется. Неудовлетворенность огромными объемами собранного, но малосодержательного эмпирического материала, неприложимость большинства выводов, полученных на основе лабораторных экспериментов, к решению практических задач и др., приводит к тому, что все более активно начинает обсуждаться вопрос об уровне возможных в социально-психологическом знании теорий. Из социологии заимствуется идея теорий среднего уровня. Критическому осмыслению подвергаются и философские основы социально-психологического знания. Стремительное развитие социально-психологических исследований после второй мировой войны, прежде всего в США, создавало впечатление весьма успешного и результативного развития молодой науки. Как ностальгически заметил один из первых критиков дисциплины, американский психолог У.Мак-Гайр, 'в то время... казалось, что социальная психология переживает "золотой век". Она была престижной и продуктивной областью науки, где огромное число ученых... проводило свои исследования с той верой и энергией, которую можно наблюдать у тех, кто хорошо знает, куда идет'. /5/

К концу 60-х годов ясное представление путей и задач сменилось повсеместным разочарованием в результатах, сомнением в целях и неуверенностью в социальной релевантности социально-психологического знания. Проблема неадекватности методологического арсенала экспериментальной социальной психологии ее предмету - социальному поведению людей, стало отправной точкой переосмысления социальной психологией своей идентичности. С определенной долей условности можно выделить следующие этапы методологической саморефлексии послевоенной социальной психологии:

а) конец 60-х начало 70-х годов: констатация методологического неблагополучия дисциплины, попытки ее косметического ремонта; американская социальная психология сохраняет свои ведущие позиции, но уже становится объектом критики европейской науки, которая утверждает за собой право на создание альтернативных моделей социально- психологического знания;

б) 70-е годы: осознание новой ситуации в социальной психологии как попытки "смены парадигмы", поиск несциентистских концептуальных рамок для описания и объяснения социально-психологических феноменов. Возникающие в западной Европе собственные центры социально-психологических исследований впервые составили серьезную конкуренцию американским образцам. Но все же, 'хотя теоретические идеи были новы, исследования, проводившиеся для проверки этих идей, оставались вполне традиционными; это были, разумеется, не те новые парадигмы, о которых говорили социальные психологи в годы кризиса' /10/; в) 80-е начало 90-х годов - посткризисное развитие; сосуществование нескольких метатеоретических ориентаций, ведущими из которых являются традиционный сциентизм неопозитивизма и герменевтические установки социального конструкционизма.

В метатеоретическом отношении 'кризис разошелся,... но весьма своеобразно - путем деления дисциплины на две социальные психологии, которые существуют бок о бок при минимальном взаимодействии' /10/.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.