КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность
Садчиков А.П., Кудряшов М.А. А.П.САДЧИКОВ М.А.КУДРЯШОВ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МИНЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЯ ПРИБРЕЖНО-ВОДНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ НИА-Природа, РЭФИА К88 Экология прибрежно-водной растительности (учебное пособие для студентов вузов). - М.: Изд-во НИА-Природа, РЭФИА, 2004. - 220 с.: 15 ил. ISBN 5-7844-0107-6 Мастер… Мастерство… Открывая словарь С. И. Ожегова, мы можем найти следующее разъяснение этих понятий: «Специалист, достигший высокого искусства в своем деле… Высокое искусство в какой-либо области». Учитель – мастер вдвойне, поскольку не только владеет глубокими знаниями своего предмета, но и способами эти знания передавать (способами обучения и воспитания). *Так в чем же проявляется педагогическое мастерство? Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, характеризуется высоким уровнем развития специальных обобщенных умений и невозможно вне личности учителя, ее ценностей, способностей, установок. Цели работы учителя определяются обществом. Педагогическая деятельность способствует осуществлению социальной преемственности поколений, социализации, творческой реализации человека. Таким образом, цель педагогической деятельности социально задана, но не стандартизирована по своим задачам, следовательно, требует творческих решений от учителя. «Деятельность учителя есть всегда деятельность по управлению другой деятельностью». Эта деятельность характеризует не только цели учителя, но и цели ученика. Безусловно, это многократно усложняет нашу профессию. Ведь цель учителя лежит в будущем: «Ты должен знать, уметь… чтобы потом быть хорошим врачом, строителем, юристом». Цель ребенка – в настоящем. В этом, по признанию Шалвы Александровича Амонашвили, «состоит основная трагедия воспитания». Педагог живет в современности, а строит будущее. Это сложно. Для преодоления этого противоречия учителю необходимо личностно принять социальные задачи общества, когда цели общества «прорастают» в педагогической позиции и приемах учителя. В любой деятельности, помимо цели, обязательно присутствует объект и субъект. Объект педагогического труда – человек. Это активное существо с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным отношением и пониманием происходящих событий. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее. Еще одна сложность работы с объектом под названием «ребенок» заключается в том, что объект этот перманентно меняется под воздействием внешней среды (родители, друзья, события общественной жизни и т. д.). Субъект педагогической деятельности – тот, кто воздействует на ребенка – педагог, родители, коллектив. Основной инструмент воздействия - личность учителя. Главные средства воспитания – различные виды деятельности, в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение. Так, Антон Семенович Макаренко в центр своей деятельности поставил производственный труд ребят. А ленинградский учитель Виктор Николаевич Сорока-Росинский главным средством избрал обучение и организацию жизни детей, выстроенную на принципах самоуправления. И здесь мы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствами, как мы выяснили, относятся гуманистическая направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Педагогическое мастерство предполагает наличие гуманистической направленности, которая позволяет целесообразно, в соответствии с требованиями современного общества выстраивать образовательный процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Оно составляет «каркас» профессионализма и дает возможность постоянно совершенствовать его. Педагогические способности — дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Педагогическая техника опирается на знания, способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности. Все четыре элемента тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии. Основой развития являются сплав направленности и знаний; важным условием успешности – способности; средством, дающим результативность – владение техникой. Рассмотрим теперь каждый из элементов системы. Важнейшими качествами личности педагога являются его ценностные ориентации. Это основные критерии профессионализма педагога — человека знающего, требовательного, творческого. Гуманистическая направленность определяет смысл деятельности, активную позицию педагога-мастера.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |