Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И педагогические способности




ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

Профессиональное знание — основа становления педагогического мастерства. Знания преподавателя обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой — к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии. Важная особенность профессионального педагогического знания — комплексность и интеграция. Прежде всего это способность педагога синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза — решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способов взаимодействия на основании познанных законов формирования личности. Решение каждой педагогической задачи актуализирует всю систему педагогических знаний педагога, которые проявляются как единое целое. Помимо комплексности, обобщенности профессиональное знание мастера-педагога характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы.

На основании профессионального знания формируется педагогическое сознание — принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога.

Педагог учится всю жизнь, «навечно вызванный к доске» — так говорят о нем в народе. Постоянно повышать профессиональный уровень — первостепенная задача преподавателя. Педагогическое мастерство составляют не только профессиональные знания, но и способности к педагогической деятельности.

Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности.

Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований. Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приемами и способами педагогической деятельности. В атласе по психологии М.В.Гамезо и И. А. Домашенко способности характеризуются как индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и определяют успешность ее выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, они развиваются в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их. Способности — понятие динамическое, их формирование происходит в процессе организованной деятельности. Глубокий анализ проблемы способностей содержится в трудах Б.М.Теплова. Под способностями, по его мнению, подразумеваются, во-первых, индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, во-вторых, не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. А в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

На формирование способностей влияет ряд условий. Это — теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Способности, считал Б.М.Теплов, находятся в постоянном развитии. Если они не развиваются на практике, то со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности. Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности. Различают: общие способности (индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности); специальные способности (свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются следующие:

в литературных — особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитые эстетические чувства; чувство языка;

в математических — умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;

в педагогических — педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний;

в художественных — особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.

Специфичны пути развития специальных способностей. Например, ранее других начинают проявляться способности в области музыки, довольно рано — в области математики. Педагогические способности проявляются поздно и крайне поздно…

Выделяют уровни способностей: репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью) и творческий (обеспечивает создание нового, оригинального). Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность невозможна без репродуктивной.

Различают также теоретические и практические способности.

Первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Часто они не сочетаются друг с другом. Одна и та же способность может быть разной по степени развития. Талант — высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности. Гениальность — высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере

деятельности.

Принадлежность человека к одному из трех типов: художественному, мыслительному и промежуточному (по терминологии И.П.Павлова) — определяет в значительной мере особенности его способностей.

Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, второй сигнальной системы — мыслительный тип, примерно равное их представительство — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного

— преобладание абстракций, логических построений.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. В то же время у разных людей могут быть одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями, а своеобразным для каждого человека сочетанием способностей, характеризующим его как личность.

Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться

различными путями. Недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение деятельности.

 

Выделяют конструктивные, организаторские, коммуникативные компоненты педагогической деятельности. Педагог должен обладать соответствующими способностями.

Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика. Общительность, коммуникабельность — это не только потребность в общении, но и чувство удовлетворения от самого процесса общения, сохраняющее работоспособность и дающее подпитку творческому самочувствию педагога. Коммуникабельность помогает развитию перцептивных способностей, таких, как профессиональная зоркость и наблюдательность.

Способность наблюдать — сложное качество. Она проявляется не только в умении видеть, слышать, но и в наличии интереса к тому, на что направлено наше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации.

Быть мастером — значит предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения, т.е. владеть педагогическим чутьем. Ничего мистического в этом нет. Такая способность может быть развита, однако ее формирование требует определенных усилий.

 

Еще один элемент педагогического мастерства — форма организации поведения преподавателя. Знание, направленность и способностибез умений, без владения способами действий, т.е. педагогической техникой, невозможны. Без них немыслимы высокие результаты деятельности педагога.

Педагогическая техника включает умения управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.

Первая группа умений — владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи. Вторая — дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др.

Критериями мастерства педагога выступают: целесообразност ь (направленность); продуктивность (результат: уровень знаний, воспитанности обучающихся); оптимальность (выбор средств); творчество (содержание деятельности).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.