КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты административного процесса
В административном процессе в качестве субъектов (участников) процесса выступают: - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; - государственные органы, предприятия и учреждения; - общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения; - государственные служащие; служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса. Они выступают в административном процессе в качестве: 1) лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение, в связи с реализацией своих прав или выполнением обязанностей; 2) стороны административного спора, заявившей в органе, правомочном разрешать административное, управленческое дело, требование о защите нарушенного или оспариваемого права, 3) или стороны, к которой предъявлено требование в органе о нарушении или оспаривании ею прав заявителя; 4) третьего лица, т.е. лица как заявившего самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон; 5) уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством; 6) лица, привлекаемого к административной ответственности; 7) потерпевшего, т.е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или материальный ущерб; 8) лица, защищающего права и интересы других лиц; 9) свидетеля, переводчика, эксперта. В каждом из перечисленных случаев правовой статус гражданина как участника административного процесса имеет свою специфику, которая обусловлена той ролью, которую выполняет гражданин в процессе. Однако законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности, признавая за гражданами административно - процессуальную правоспособность и административно - процессуальную дееспособность. Государственным органам, предприятиям и учреждениям принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, суды, прокуратура в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел. Государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, могут выступать в административном процессе в качестве: 1) органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; 2) органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; 3) стороны административно-правового спора; 4) третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций). Государственные предприятия, учреждения, объединения и другие юридические лица по тем же основаниям, что и государственные органы, могут быть участниками административного процесса. Общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения могут выступать в административном процессе в качестве: 1) негосударственного формирования (организации и т.п.), возбудившего управленческое (административное) дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административного спора; 2) третьего лица; 3) организации, защищающей права и интересы других лиц; 4) организации, разрешающей административное дело в случаях и пределах, установленных законодательством. Как субъекты административного процесса государственные служащие могут выступать в качестве: 1) должностного лица, разрешающего управленческое дело; 2) должностного лица, возбудившего управленческое дело в связи с осуществлением возложенных на него функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора; 3)представителя государственного органа, государственного предприятия, учреждения; третьего лица; лица, привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности. Наделенные административными правами и обязанностями негосударственные служащие могут выступать в административном процессе в качестве: 1) служащего, возбудившего управленческое дело в связи с осуществлением служебных функций перед органом, имеющим право на его разрешение; 2) стороны административно-правового спора; 3) представителя общественного объединения иного негосударственного формирования; 4) третьего лица; 5) служащего, разрешающего управленческое (административное) дело в предусмотренных законодательством случаях; 6) лица, привлекаемого к административной ответственности в случаях, указанных в законе. В предусмотренных законодательством случаях в качестве участника административного процесса могут выступать представители общественных объединений, организаций, например профсоюзных, общества защиты прав потребителей, товарищеских судов и др. Административная процессуальная правоспособность, т.е. способность иметь административные процессуальные права и обязанности, признается за всеми вышеперечисленными субъектами - участниками процесса. Способность осуществлять свои права и выполнять обязанности в административном процессе и поручать ведение дела представителю есть административная процессуальная дееспособность. Последняя у граждан возникает с наступлением 16-летнего возраста, если иное не предусмотрено законодательством. Частичная, неполная дееспособность у граждан может наступить раньше указанного возраста. Административная процессуальная дееспособность у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и иных негосударственных формирований наступает с момента их образования в установленном порядке. Административная процессуальная дееспособность у государственных и негосударственных служащих, наделенных административными процессуальными обязанностями и правами, наступает с момента назначения или избрания на должность. Административная процессуальная дееспособность у представителей общественных объединений, организаций наступает с момента их уполномочия компетентными органами (руководителями) общественных объединений, организаций, обществ выступать в административном процессе. Правовое положение субъектов (участников) административного процесса в производстве по конкретному делу определяется тем, в каком качестве они выступают. Следует заметить, что органы внутренних дел как субъекты административного процесса выступают в нем в том же качестве, что и другие государственные органы. Характерным для органов внутренних дел как субъектов административного процесса является то, что они часто выступают в качестве органа административного процесса. Многие вопросы в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности рассматриваются и разрешаются органами внутренних дел, которые обладают также широкими юрисдикционными полномочиями, выносят постановления о наложении на виновных лиц административных взысканий и применяют другие меры административного принуждения. В тех случаях, когда орган внутренних дел не уполномочен разрешить дело, он выступает в качестве органа, возбудившего административное дело в связи с реализацией своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение. При обжаловании действий органа внутренних дел он выступает как сторона административного процесса и несет определенные процессуальные обязанности, скажем, представить необходимые доказательства по делу, дать объяснение органу, рассматривающему дело по существу, и т.п.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |