КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные стадии познания
Общие сведения Основные понятия и структурные элементы науки УМЕТЬ ЗНАТЬ основные требования руководящих документов по вопросам подготовки научно-педагогических и научных кадров; методологические основы, сущность и содержание наиболее существенных элементов процесса научного исследования; требования ГОСТов к оформлению результатов диссертационного исследования. обнаруживать и устранять типовые ошибки оформления диссертации, автореферата и аттестационных документов. На изучение дисциплины «Методология научных исследований» отводится 36 часов аудиторных занятий. Материалы лекций будут доступны в электронной библиотечке папка Методология 12, регулярный доступ к которой будет Вам обеспечен. Следует обратить внимание на то, что дисциплина является не факультативной, а одной из двух обязательных по выбору, с учётом которой будет проходить аттестация по итогам 1-го года обучения в аспирантуре. При изучении дисциплины хотелось бы в качестве основного дидактического результата достичь существенного развития у обучаемых элементов профессионализма в области добывания новых научных результатов и знания юридических документов, связанных с защитой диссертации. Наука представляет собой деятельность по получению нового знания и результаты этой деятельности в виде системы полученных к данному моменту знаний [1].
Деятельность по получению нового знания (научная деятельность), объединяя (в качестве своих видов) исследовательскую, организаторскую и обеспечивающую деятельность, представляет собой практику науки, в отличие от практики любой конкретной предметной области человеческой деятельности, являющейся именно тем, ради чего развивается сама наука.
В более узком смысле под наукой понимают лишь систему знаний, учение. В частности, например: " Военная наука – система знаний о характере, законах войны, подготовке вооружённых сил и страны к войне и способах её ведения" [2]. Присущее науке как системе знаний выражение наиболее общих закономерностей строения по аналогии с традиционным понятием "архитектоника" [3] можно назвать архитектоникой науки. В виде закономерности проявляется то обстоятельство, что наука, рассматриваемая как общая система знаний, на разных ступенях познания декомпозируется на множества относительно самостоятельных наук, обладающих существенными признаками аналогии (табл.1).
Табл.1.Иерархия наук
Примечание: ПНиУ – предметные науки и учения; М – методология. На прикладной ступени познания получаются знания, имеющие непосредственное предназначение для практики той или иной предметной области. Результатом является развитие множества частных наук, относящихся к прикладным наукам. На философской ступени познания изучаются наиболее общие законы природы и общества. При этом развиваются разнообразные философские науки, интегрирующиеся в общее понятие “философия”. Чёткой границы между множествами прикладных и философских наук не существует. Как на прикладной, так и на философской ступенях познания могут быть выделены две стадии познания – предметная и методологическая. Предметное познание приводит к появлению так называемых предметных наук (или учений), а методологическое познание – к возникновению методологических наук, называемых методологиями, при этом на любой из стадий особая роль принадлежит познанию методов познания. На нижней (первой) стадии прикладного предметного познания предметной области (рис.2) возникают предметные науки и предметные учения, которые занимаются изучением объектов, не являющихся методами. Тем не менее, в каждой предметной науке процессы познания распространяются и на методы, в результате чего в предметной науке складываются собственные научно-методические основы. На более высокой (второй) стадии прикладного методологического познания в каждой предметной области на основе обобщения достижений отдельных предметных наук развиваются методологии как науки, изучающие закономерности возникновения и развития методов познания данной предметной области.
На следующей (третьей) стадии философского предметного познания возникает философия (как обобщённая система знаний) в виде философских предметных наук и философских учений, изучающих результаты и методы познания того или иного множества родственных предметных областей с целью познания тех или иных наиболее общих законов окружающего мира. Наконец, на высшей (четвёртой) стадии философского методологического познания на основе обобщения результатов, полученных в ходе развития предметных наук и предметных учений в самых различных предметных областях, а также достижений философских предметных наук (учений) и методологических наук (учений) философского уровня, философия выходит на уровень всеобщей методологии научного познания. Закономерности строения науки, как общей системы знаний, проявляются в весьма существенной структурной аналогии элементов знаний внутри каждой отдельной науки, независимо от ступени и стадии познания, на которой она образуется. В структуре научных знаний могут быть выделены процедурные знания и фактографические знания, апробированные на практике, прошедшие экспертизу специалистов, официально признанные и опубликованные, обладающие обоснованной степенью достоверности. Элементами процедурных знаний являются (научные) методы (способы, приёмы, научно-методические подходы, методики) решения научных и практических задач, а также конкретные реализации этих методов в виде средств (вычислительных, моделирующих, испытательных и др.) теоретического и экспериментального исследования.
Метод - совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи [1]. Методика - совокупность методов, приёмов целесообразного проведения какой-либо работы [3].
Элементами фактографических знаний являются научные факты, обоснования, объяснения, доказательства, формализованные описания, модели и вытекающие из них научныеположения, в том числе научные выводы, гипотезы, соотношения, принципы, концепции, закономерности, законы и обусловленные ими научные рекомендации. Факт – реальное событие, происшедшее или происходящее явление (процесс). Любой факт есть проявление свойств реальных или идеальных объектов, процессов и явлений (далее – объектов познания) рассматриваемой предметной области и в этом смысле является элементом «дискретного куска действительности». Подчёркивая исключительное значение фактов для науки, уместно напомнить замечательные слова великого русского физиолога И.П. Павлова (1849-1936): "Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. Факты – воздух учёного, без них он никогда не сможет взлететь". Научный факт – это факт, имеющий описание и обоснование в результате обобщения определённого класса событий, явлений, процессов. Научный факт является особым типом знания, связанным с непосредственным истолкованием наблюдений или экспериментов. Существенными чертами научного факта являются его воспроизводимость и/или постоянство, теоретическая нагруженность научной интерпретацией и инвариантность относительно индивидуальных особенностей наблюдателя. Научные положения – это выраженные в виде чётких формулировок тезисы, утверждения, научные идеи (как ранее известные, так и вновь выдвинутые в процессе проведенного исследования), имеющие научное объяснение или обоснование. К наиболее важным видам научных положений относятся объяснения, обоснования, доказательства, выводы, предложения, рекомендации. Одни научные положения по отношению к другим могут выступать в роли предваряющих и/или вытекающих (в том числе итоговых).
Объяснение – этап, форма научного исследования, состоящие в раскрытии сущности изучаемого объекта [4]. Обоснование – цепь рассуждений, приводящих к неопровержимым выводам. Доказательство – рассуждение, имеющее целью обосновать истинность (или ложность) какого-либо утверждения [4]. Научные выводы – итоговые утверждения, имеющие научное обоснование. Соотношение – взаимная связь между чем-нибудь [5]. Принцип – основное исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения и т.д. [1]. Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета (явления, процесса), основная точка зрения на предмет. Теория – в наиболее общем случае это совокупность обобщённых положений, образующих какую-либо науку или раздел её [3]. Особую ценность представляют научные выводы, приводящие к формулированию ранее неизвестных закономерностей и законов. Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как правило, на качественном, содержательном уровне. Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся соотношение между явлениями (необходимая связь явлений) [1]. Научные рекомендации – научные выводы предписывающего типа.
Рассмотрим основные стадии познания более подробно.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |