Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные стадии познания

Общие сведения

Основные понятия и структурные элементы науки

УМЕТЬ

ЗНАТЬ

основные требования руководящих документов по вопросам подготовки научно-педагогических и научных кадров;

методологические основы, сущность и содержание наиболее существенных элементов процесса научного исследования;

требования ГОСТов к оформлению результатов диссертационного исследования.

обнаруживать и устранять типовые ошибки оформления диссертации, автореферата и аттестационных документов.

На изучение дисциплины «Методология научных исследований» отводится 36 часов аудиторных занятий.

Материалы лекций будут доступны в электронной библиотечке папка Методология 12, регулярный доступ к которой будет Вам обеспечен.

Следует обратить внимание на то, что дисциплина является не факультативной, а одной из двух обязательных по выбору, с учётом которой будет проходить аттестация по итогам 1-го года обучения в аспирантуре.

При изучении дисциплины хотелось бы в качестве основного дидактического результата достичь существенного развития у обучаемых элементов профессионализма в области добывания новых научных результатов и знания юридических документов, связанных с защитой диссертации.


Наука представляет собой деятельность по получению нового знания и результаты этой деятельности в виде системы полученных к данному моменту знаний [1].

 

Деятельность по получению нового знания (научная деятельность), объединяя (в качестве своих видов) исследовательскую, организаторскую и обеспечивающую деятельность, представляет собой практику науки, в отличие от практики любой конкретной предметной области человеческой деятельности, являющейся именно тем, ради чего развивается сама наука.

 

В более узком смысле под наукой понимают лишь систему знаний, учение. В частности, например: "Военная наука – система знаний о характере, законах войны, подготовке вооружённых сил и страны к войне и способах её ведения" [2].



Присущее науке как системе знаний выражение наиболее общих закономерностей строения по аналогии с традиционным понятием "архитектоника" [3] можно назвать архитектоникой науки.

В виде закономерности проявляется то обстоятельство, что наука, рассматриваемая как общая система знаний, на разных ступенях познания декомпозируется на множества относительно самостоятельных наук, обладающих существенными признаками аналогии (табл.1).

 

Табл.1.

Иерархия наук

 

Ступени познания Виды наук Стадии познания Частные науки
II. ФИЛОСОФСКАЯ   философские 4 – методологическая 3 – предметная Всеобщая М Философские ПН
I.ПРИКЛАДНАЯ   прикладные 2 – методологическая 1 – предметная М предметной обл. ПНиУ

Предметные области

Примечание: ПНиУ – предметные науки и учения; М – методология.


На прикладной ступени познания получаются знания, имеющие непосредственное предназначение для практики той или иной предметной области. Результатом является развитие множества частных наук, относящихся к прикладным наукам.

На философской ступени познания изучаются наиболее общие законы природы и общества. При этом развиваются разнообразные философские науки, интегрирующиеся в общее понятие “философия”.

Чёткой границы между множествами прикладных и философских наук не существует.

Как на прикладной, так и на философской ступенях познания могут быть выделены две стадии познания – предметная и методологическая. Предметное познание приводит к появлению так называемых предметных наук (или учений), а методологическое познание – к возникновению методологических наук, называемых методологиями, при этом на любой из стадий особая роль принадлежит познанию методов познания.

На нижней (первой) стадии прикладного предметного познания предметной области (рис.2) возникают предметные науки и предметные учения, которые занимаются изучением объектов, не являющихся методами. Тем не менее, в каждой предметной науке процессы познания распространяются и на методы, в результате чего в предметной науке складываются собственные научно-методические основы.

На более высокой (второй) стадии прикладного методологического познания в каждой предметной области на основе обобщения достижений отдельных предметных наук развиваются методологии как науки, изучающие закономерности возникновения и развития методов познания данной предметной области.

 


 

 

На следующей (третьей) стадии философского предметного познания возникает философия (как обобщённая система знаний) в виде философских предметных наук и философских учений, изучающих результаты и методы познания того или иного множества родственных предметных областей с целью познания тех или иных наиболее общих законов окружающего мира.

Наконец, на высшей (четвёртой) стадии философского методологического познания на основе обобщения результатов, полученных в ходе развития предметных наук и предметных учений в самых различных предметных областях, а также достижений философских предметных наук (учений) и методологических наук (учений) философского уровня, философия выходит на уровень всеобщей методологии научного познания.

Закономерности строения науки, как общей системы знаний, проявляются в весьма существенной структурной аналогии элементов знаний внутри каждой отдельной науки, независимо от ступени и стадии познания, на которой она образуется.

В структуре научных знаний могут быть выделены процедурные знанияи фактографические знания, апробированные на практике, прошедшие экспертизу специалистов, официально признанные и опубликованные, обладающие обоснованной степенью достоверности.

Элементами процедурных знаний являются (научные) методы (способы, приёмы, научно-мето­дические подходы, методики) решения научных и практических задач, а также конкретные реализации этих методов в виде средств (вычислительных, моделирующих, испытательных и др.) теоретического и экспериментального исследования.

 

Метод - совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи [1].

Методика - совокупность методов, приёмов целесообразного проведения какой-либо работы [3].


 

Элементами фактографических знаний являются научные факты, обоснования, объяснения, доказательства, формализованные описания, модели и вытекающие из них научныеположения, в том числе научные выводы, гипотезы, соотношения, принципы, концепции, закономерности, законы и обусловленные ими научные рекомендации.

Факт – реальное событие, происшедшее или происходящее явление (процесс).

Любой факт есть проявление свойств реальных или идеальных объектов, процессов и явлений (далее – объектов познания) рассматриваемой предметной области и в этом смысле является элементом «дискретного куска действительности».

Подчёркивая исключительное значение фактов для науки, уместно напомнить замечательные слова великого русского физиолога И.П. Павлова (1849-1936): "Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. Факты – воздух учёного, без них он никогда не сможет взлететь".

Научный факт – это факт, имеющий описание и обоснование в результате обобщения определённого класса событий, явлений, процессов.

Научный факт является особым типом знания, связанным с непосредственным истолкованием наблюдений или экспериментов. Существенными чертами научного факта являются его воспроизводимость и/или постоянство, теоретическая нагруженность научной интерпретацией и инвариантность относительно индивидуальных особенностей наблюдателя.

Научные положения – это выраженные в виде чётких формулировок тезисы, утверждения, научные идеи (как ранее известные, так и вновь выдвинутые в процессе проведенного исследования), имеющие научное объяснение или обоснование.

К наиболее важным видам научных положений относятся объяснения, обоснования, доказательства, выводы, предложения, рекомендации. Одни научные положения по отношению к другим могут выступать в роли предваряющих и/или вытекающих (в том числе итоговых).

 

Объяснение – этап, форма научного исследования, состоящие в раскрытии сущности изучаемого объекта [4].

Обоснование – цепь рассуждений, приводящих к неопровержимым выводам.

Доказательство – рассуждение, имеющее целью обосновать истинность (или ложность) какого-либо утверждения [4].

Научные выводы – итоговые утверждения, имеющие научное обоснование.

Соотношение – взаимная связь между чем-нибудь [5].

Принцип – основное исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения и т.д. [1].

Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета (явления, процесса), основная точка зрения на предмет.

Теория – в наиболее общем случае это совокупность обобщённых положений, образующих какую-либо науку или раздел её [3].

Особую ценность представляют научные выводы, приводящие к формулированию ранее неизвестных закономерностей и законов.

Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как правило, на качественном, содержательном уровне.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся соотношение между явлениями (необходимая связь явлений) [1].

Научные рекомендации – научные выводы предписывающего типа.

 

Рассмотрим основные стадии познания более подробно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тематический план дисциплины | Прикладное методологическое познание

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.021 сек.