КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прикладное методологическое познание
Прикладное предметное познание На низшей стадии прикладного предметного познания каждой предметной области соответственно множеству выделяющихся основных объектов изучения образуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде так называемых предметных наук и предметных учений. Предметная наука (предметное учение) как система знаний представляет собой науку об объектах познания соответствующей предметной области, не являющихся методами и теориями. Предметная область – это «дискретный кусок действительности», объединяющий вполне конкретную совокупность взаимосвязанных объектов, процессов и явлений, на которые направлена познавательная деятельность человека.
Предметная наука на основе анализа фактов занимается изучением свойств рассматриваемых объектов познания, выявлением закономерностей и законов развития этих свойств, а также разработкой научных методов и рекомендаций по оценке, синтезу, оптимизации требуемых свойств объектов и по их практическому применению.
Оптимизация – это выбор наилучшего варианта среди возможных [3].
Предметные науки, как правило, получают названия типа "предметология" (зоология, филология, стоматология, экология, социология и т.д.), "предметика" (физика, ботаника, информатика и др.), либо получаемые по иным правилам словообразования (предметоведение и т.д.), обычно позволяющие явно подчеркнуть основной предмет познания. Предметные учения получают наименования по фамилии автора (учение Павлова, учение Дарвина и пр.). Возникновение предметных наук и учений характерно как для прикладной, так и для философской ступеней познания. На стадии прикладного методологического познания в каждой предметной области образуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде методологий. Методология как частная система знаний, возникающая на методологических стадиях познания, является учением о методах (и теориях), возникающих на соответствующих ступенях познания. Методологию не следует сводить к совокупности методов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности измерений, зоология к совокупности зверей и т.д. Движущими факторами развития науки является создание и совершенствование методов решения научных и практических задач и проблем на основе проведения научного исследования.
Методология формирует представление о последовательности выполнения научного исследования: даёт научное обоснование основных компонент проводимого исследования – его объекта и предмета, методы анализа специфических особенностей задач (проблем) исследования, методы формирования совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи (проблемы) заданного типа и проверки их применимости.
Как известно: объект исследования – это вполне определённая часть познаваемой предметной области (процесс, явление и т.п.), изучение которой является целью исследования; предмет исследования – та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании.
Наиболее важные точки приложения методологии: – выявление объекта и предмета исследования; – постановка научной задачи или проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие, например, к выдвижению псевдопроблем, что существенно затрудняет получение результата); – построение метода (или теории) решения рассматриваемой научной задачи (проблемы) и оценка его применимости; – решение проблемы выбора между конкурирующими методами и теориями, поиск критерия истинной теории; – анализ обоснованности и оценка достоверности получаемых выводов; – оценка научно-технического уровня и значимости получаемых научных результатов. Один и тот же объект может быть предметом ряда различных исследований. Пример, относящийся к военной науке: объект исследования – боевые действия (БД) войск; предмет исследования (варианты): 1) планирование БД, 2) ведение БД, 3) обеспечение БД и т.д.
Предмет одного исследования может превратиться в объект другого исследования. В нашем случае: объект исследования – обеспечение БД; предмет исследования (варианты): 1) боевое обеспечение, 2) техническое обеспечение, 3) тыловое обеспечение и т.д. Приведенные примеры представляют собой объекты и предметы исследования на предметном уровне познания. Примеры объекта и предметов исследования на методологическом уровне познания: объект исследования – методы обеспечения БД; предмет исследования (варианты): 1) методы боевого обеспечения, 2) методы технического обеспечения, 3) методы тылового обеспечения и т.д.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |