Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностно-ориентированная парадигма




Когнитивная парадигма.

В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается только как познание на основе мышления. Целью обучения выступают знания, умения, навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Основным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучаемый рассматривается главным образом как объект, который нужно наполнять знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития её активности при обучении не ставиться. Учебный предмет трактуется как своеобразная «проекция» науки, учебный материал – как дидактически интерпретированные научные знания.

Одной из основных категорий в когнитивной парадигме является учебная деятельность. Поэтому вся организация процесса обучения направлена на отражение в программах и учебниках состояния научного знания и способов его освоения.

Основным критерием эффективности обучения служат знания, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается. Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, но не её развитию, рассматриваемому как «побочный продукт» учебной деятельности, целью котрой является усвоение знаний и способов деятельности.

Педагогику, обосновывающую свои положения в контексте когнитивной парадигмы, называют «знаниевой», императивной, традиционной, а соответствующую ей школу - «школой памяти», так как основное внимание уделяется развитию памяти, а не умению мыслить.

Уже в рамках когнитивной парадигмы появились новые подходы к обучению: решение творческих задач, активизация самостоятельной деятельности учащихся, проблемное обучение, профильные классы и др.Они стали предпосылкой личностно-ориентированной парадигмы образования, утвердившейся в конце 80-х гг. XXв.

Важную роль в становлении личностно-ориентированной парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы В.Ф.Шаталов, Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Лысенкова, И.П. Волков, и др. В своей практической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения и т.п. Разработанные ими практико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение, отличались определённостью и целостностью, способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении.

Системообразующим фактором их методов выступала уникальная и неповторимая личность учащегося.

Исследователи утверждают, что личностно-ориентированное обучение в России возникло в процессе педагогического поиска педагогов- новаторов, а также в практике создания инновационных учебных заведений, вариативных учебных планов и региональных программ образования.

В 90-х гг. XXв. Появились работы методологического характера, в которых были обоснованы необходимость и возможность личностно-ориентированного образования. Основные его положения изложены в работах Н.В.Алексеева, Д.А.Белухина, В.В.Давыдова, В.В.Серикова, П.Г.Щедровицкого, И.С.Якиманской и др.

Сущность личностно-ориентированной педагогики заключается в восприятии и отношению педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и в то же время как к субъекту воспитательного воздействия. Основное отличие личностно- ориентированной педагогики от когнитивной, заключается, прежде всего, в том, что субъект-объектные отношения заменяются на субъект-субъектные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.