Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система педагогических наук




Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных дисциплин. В систему педагогических наук входят:

1. История педагогики – отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения в различные исторические эпохи. Это позволяет проследить основные этапы развития современных явлений, предостерегает от повторения ошибок прошлого и делает более обоснованными прогностические предложения. Источником для истории педагогики служат официальные материалы, относящиеся к сфере образования; учебники, программы и учебные пособия, применявшиеся в школах; труды педагогов, педагогическая и непедагогическая пресса; архивные материалы, мемуарная и художественная литература.

Условно выделяются следующие периоды истории образования: древняя, средневековая, новая, новейшая.

2. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания и обучения в учебно-воспитательных учреждениях различного типа. Традиционно содержит 4 раздела: общие основы; дидактику (теория обучения); теорию воспитания; школоведение (управление образовательными системами).

3. Сравнительная педагогика - исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возраста различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогика). Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Особенностью ясельной педагогики является ее тесное взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной. Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существуют дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-образовательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей, а также с одним или двумя детьми. Педагогика школы представляет собой одну из старейших отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в разных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.). Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях. Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Педагогика взрослых изучает особенности работы со взрослыми и пожилыми людьми.

5. Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Дефектология распадается на ряд отраслей: сурдопедагогика, которая занимается вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей и взрослых; тифлопедагогика – слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика – умственно отсталых людей; логопедия – с расстройствами речи. Обучение и воспитание этих категорий проводится в специальных учебных заведениях.

6. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику. Военная педагогика раскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов в военных учебных заведениях и частях вооруженных сил, где молодежь осваивает воинские специальности. Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, повышения их квалификации, освоения новых профессий. Наука обеспечивает теоретическими обоснованиями и разработкой дидактических средств сеть институтов, центров, курсов переподготовки кадров, повышения их квалификации.

7. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления, и связана с юриспруденцией и правоведением.

8. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.

9. Лечебная педагогика (валеология) – интегрированная медико-педагогическая наука, основным предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с недомогающими и больными школьниками. В связи с ростом заболеваемости среди детей школьного возраста, проникновением в школьную среду таких негативных явлений, как наркомания и токсикомания возникла проблема разработки щадящих педагогических технологий.

10. Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей.

11. Методики преподавания или предметные дидактики различных дисциплин изучают и выявляют закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии и др.), ведут поиск оптимальных методов и средств усвоения содержания той или иной дисциплины.

новые направления педагогики:

12. гуманистическая педагогика. Основная тенденция этого направления – придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися ЗУН эмоционально окрашенным. Она решает свои задачи путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся. Установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся.

13. Педагогика ненасилия утверждает принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицания принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.

14. педагогика сотрудничества – направление, возникшее в середине 70-х годов и возродившее прогрессивные гуманистические идеи. ЕЕ основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи опоры, свободного выбора, опережения, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

15. педагогика информационно-кибернетическая разрабатывает вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.

16. Кондуктивная педагогика – направление педагогической деятельности, ориентированной на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Автор – венгерский ученый А.Пето. основное внимание она уделяет медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка.

17. педагогика права изучает вопросы воспитания и обучения, построенные согласно принципу: «права человека абсолютны, интересы государства относительны».

18. реабилитационная педагогика – это комплексная дисциплина, основанная на медицинских, психологических и дефектологических знаниях, занимающаяся вопросами педагогического воздействия на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка, подростка для коррекции его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности, благодаря чему происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка

19. Гендерная педагогика – новая отрасль педагогики, основной целью которой является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается.

 

УЧЕБНИКИ:

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998
Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2003

Педагогика/ Под ред. Л.П.Крившенко. М.,2004
Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002
Закон РФ «Об образовании». Любое издание

Подласый И.П.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.