Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура ступенчатого обучения




Профессионального образования.

Компетентностный подход как результативно-целевая основа высшего профессионального образования.

Цели и задачи высшего профессионального образования.

Цель высшего профессионального образования состоит в подготовке специалистов соответствующего уровня, удовлетворении потребностей личности и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Для российского рынка труда в настоящий момент характерно наличие большого количества людей с высшим образованием, но при этом остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов; разрешить данное противоречие возможно только при выполнении ряда условий:

1. Повышение роли вузов как центров науки, культуры и образования.

2. Обеспечение доступа людей к высшему образованию как фактору устойчивого социально-экономического и культурно-технологического развития, разработка стратегии совершенствования высшего образования.

3. Разработка механизмов формирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием.

4. Совершенствование системы вступительных испытаний в вузы в целях обеспечения равных возможностей на получение высшего профессионального образования и улучшения отбора абитуриентов.

5. Проведение регулярной аттестации вузов; обновление государственных стандартов и образовательных программ высшего образования.

6. Сохранение и обновление кадрового потенциала высшей школы, повышение его квалификации и социального статуса.

7. Разработка и внедрение в учебный процесс вузов прогрессивных технологий обучения, повышение роли самостоятельной работы студентов, создание университетских комплексов.

8. Развитие и повышение статуса вузовской науки, оказывающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня в системе образования и других отраслях экономики, осуществление государственной поддержки научных школ и ведущих ученых, интеграция академической, вузовской и отраслевой науки.

 

Как отмечалось выше объективно сложившееся состояние общества – это переход от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Информация, буквально заполонившая мир человека, воздействует на его сознание, потребности, общение формирует новый способ жизни и что особенно важно для образования условия и формы получения, присвоения знаний, формируя сложное соотношение информации, знания, познания. В современной ситуации развития общества система образования не способна обеспечить качество образования растущих людей. И не потому, что плохая, а потому, что не соответствует реалиям современного общества. Понятно, что повышение качества образования актуально не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий образовательного процесса и конечно с переосмыслением цели и результата образования в контексте Болонского процесса. Реформирование отечественного образования затрагивает всю систему: основного общего, профессионального и постдипломного образования.

Основополагающим подходом реформирования заявлен компетентностный подход. Целью образования выступают компетенции/компетентности (ключевые, надпредметные, базовые, универсальные, переносимые) для общего образования и профессиональные для профессионального и постдипломного образования.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор этих ситуаций зависит от типа образовательного учреждения: общего, профессионального, постдипломного.

Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Компетентностный подход возник в ответ на существующий в рамках «знаниевого» подхода разрыв между знаниями и умением их применять для решения жизненных задач.

Теоретико-методологический анализ места компетентностного подхода в исследованиях проблем образования выполнен И.А. Зимней. Она отмечает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий компетенция, компетентность, так и основанного на них подхода. Компетентность понимается нами как личностное качество обретаемое (а не врождённое) человеком в процессе познания, общения, деятельности как результат образования. Компетенция как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщённые способы действий, усвоенные в процессе образования, в реальной деятельности. Иными словами компетенция – это знание в действии. Таким образом, основным результатом педагогической деятельности становятся не знания, умения, навыки, а набор ключевых компетенций школьников для системы общего образования, профессиональных компетенции студентов в системе профессионального образования, совершенствование профессиональных компетенций слушателей системы повышения квалификации.

На наш взгляд, одной из центральных проблем обновления содержания образования на всех уровнях российской образовательной системы является отбор компетенций, чёткое их описание в образовательном стандарте, разработка диагностического инструментария по измерению уровня достижения цели. Тем более, что разработчики концепции модернизации образования прогнозируют становление компетенций обучаемых на достаточном или продвинутом уровне. Заметим, что единого перечня компетенций в мировой педагогике пока не существует, как нет его и у нас.

Имеются различные перечни таковых. Поскольку компетенции это прежде всего, заказ общества к подготовке граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определённой стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удаётся.

Отечественными учёными предложено несколько списков. В материалах «Стратегия модернизации содержания общего образования» представлена следующая группа ключевых компетентностей: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности. [5, С.13] Для школьной педагогической системы В. В. Краевский и А. В. Хуторской разработали следующий список ключевых компетенций: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования (цитируется с сокращениями). [4, С. 137-139].Очевидно, что каждая из вышеназванных компетенций нуждается в конкретизации и тщательном изучении. Каким же компетентным должен быть учитель чтобы обеспечить овладение школьниками набором ключевых компетенций?

Для высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (степень «магистр») в федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения обозначены следующие виды компетенций общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные (компетенции в области образовательной, научно-методической, научно-исследовательской, организационно-управленческой деятельности, а так же психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования). Можно констатировать переход системы профессионального образования от подготовки квалифицированного специалиста к компетентностному профессионалу.

Для компетентностно-ориентированного образования пока отсутствует единая теоретическая концепция, что приводит к затруднениям в педагогической практике. Сегодня все уровни образовательной системы не обеспечены учебно-методическими материалами, направленными на становление компетенций обучаемых. Вместе с тем исследователи выделяют ряд теорий и технологий, соответствующих поставленным целям: проблемное и развивающее образование; личностно ориентированное образование, теория и технологии контекстного обучения; технологии интерактивного и рефлексивного обучения, технология обучения действиям. Нельзя не отметить, что применение выше названных технологий на всех уровня образовательной системы носит фрагментарный характер. По-прежнему ведущей дидактической теорией остаётся традиционное обучение.

5. Исторически сложившиеся системы и концепции

Системы и концепции профессионального образования
Схема 5

Концепция базового и специального профессионального обучения
Концепция обучения одной профессии
Ступенчатое обучение
Многоуровневое профессиональное обучение
Подготовка специалистов по сокращенным срокам обучения

 


Концепция обучения одной профессии. Согласно этой концепции уже на первом году профессионального обучения происходит специальная подготовка к определённой профессии по единому плану в течение одного цикла обучения, который завершается сдачей экзаменов. Концепция обучения одной профессии отличается последовательностью и непрерывностью. При этом, с одной стороны, выпускники получают глубокие знания и умения по одной профессии, с другой – снижается их мобильность и приспособляемость к научно-техническому прогрессу.

Ступенчатое обучение. Цикл профессионального обучения разбивается на несколько ступеней. На первой ступени осуществляется базовое профессиональное обучение в рамках группы профессий. Оно служит основой для дальнейшего специального профессионального образования. На второй ступени происходит общая профессиональная специализация. Здесь обучение проводиться по нескольким специальностям одновременно. Третья ступень предусматривает специальное профессиональное обучение знаниям и умениям, необходимым для выполнения определённой квалификационной профессиональной деятельности.

На каждой ступени обучения сдаются соответствующие экзамены; учащийся может прекратить дальнейшее обучение и начать профессиональную деятельность, имея соответствующую квалификацию.

Третья ступень – смежная профессия.

(модельер-закройщик)

Вторая ступень – смежная профессия.

( технолог швейного производства)

Первая ступень – основная профессия.

(портной по пошиву готового платья).

Ступенчатое обучение систематизирует профессиональную подготовку и способствует мобильности специалистов. Несомненными достоинствами этого обучения являются обеспечение отбора и продвижение по уровням образования наиболее способных обучающихся, а также возможность организации подготовки специалистов на следующих ступенях по сокращённым срокам обучения.

Исходным условие организации ступенчатого обучения, придающим ему определённую ограниченность, является однопрофильность направлений подготовки, осуществляемой в рамках ступеней.

Концепция базового и специального профессионального обучения предусматривает основную ступень базового профессионального образования по группе родственных профессий (полипрофессиональное обучение) и специальную ступень – получение специального профес -сионального образования по конкретной специальности (монопрофес -сиональное обучение).

Основным принципом концепции базового и специального профессионального обучения является принцип специализации: обучение на специальной ступени осуществляется по определённой специализации. Например: студенты медицинских вузов на 1-3 курсах получают базовое образование по профессии врача. На последующих курсах они обучаются по конкретным врачебным специальностям: терапевт, хирург, педиатр и т.д.

Базовое и специальное образование от ступенчатого обучения отличается тем, что выпускной экзамен сдаётся только после завершения обучения на специальной ступени. Преимущество этой системы профессионального образования - фундаментальная базовая подготовка на основной ступени, повышающая качество специальной подготовки. Проблемой же этого вида обучения является обеспечение адекватности выбора специализации обучения с учётом интересов, способностей и возможностей обучающихся.

Многоуровневое профессиональное обучение. Основной идеей данной концепции обучения является разделение общеобразовательного и профессионального образования. Обучающийся сначала получает широкое общее образование по одному из принятых в настоящее время профилей (естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому и пр.), а затем на его основе получает профессию и специальность различного уровня (начального, среднего, высшего и послевузовского образования). По каждому уровню образования разрабатываются государственные образовательные стандарты.

Положительная особенность многоуровневого образования заключается в том, что на основе профильного общего образования более осознан выбор профессии и более высок уровень мотивации профессионального обучения.

Определённая ограниченность этой структуры образования связана с проблемами преодоления автономности профессиональных учебных заведений. Овладение всеми уровнями образования достаточно длительный процесс, и обучающийся сравнительно поздно активно включается в полноценную профессиональную деятельность.

В настоящее время наблюдается тенденция сближения профессиональных учебных заведений. Так создаются комплексы «Детский сад- школа -вуз», «Вуз-лицей» и др.Интеграция средних специальных учебных заведений в систему высшего профессионального образования квалификационной структуры подготовки специалистов и реализации принципа диверсификации образовательных структур. Диверсификация образования -разнообразие уровней и форм получения образования.

На уровне среднего профессионального образования появились

образовательные учреждения нового типа – лицеи и колледжи, что позволяе

рассматривать их в качестве одного из уровней высшего профессионального образования.

Высшая школа переходит на двухуровневое образование – бакалавриат и магистратуру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.