КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работы в России
Социальная работа– это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Категории людей, нуждающихся в помощи: ребенок, пожилой человек, больной, инвалид, пенсионер, получающий маленькую пенсию, безработный, нищий, бродяга и т. п. Спектр оказания помощи: человек — человеку; община — человеку; взрослый — ребенку, сироте; здоровый — больному; служба социальной помощи — безработному, пенсионеру, многодетной семье и т. д. Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Цель социальной работы сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме. Цель социальной работы состоит в том, чтобы путем деятельного соучастия социального работника, в процессе человеческого общения, посредством взаимоотношений между конкретными людьми содействовать установлению гармонии между составляющими сущность человека ипостасями - биологической, социальной, психической и духовной. В данном случае под гармонией можно понимать биологическую и психическую и стабильность (равновесие), позволяющую индивиду духовно возвышаться и реализовывать свои способности через систему социальных отношений. Социальная работа как практическая деятельность, в главном, направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. В этой связи общая цель включает в себя следующие составляющие:
Социальная работа не ограничивается лишь достижением практических целей, но и несет в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов. Социальная работа выполняет роль общественного амортизатора. В связи с этим цель курса: анализ процесса развития и становления социальной работы как общественного института, изучение исторического опыта социальной работы, проводившейся государственными органами, церковными учреждениями, благотворительными ассоциациями, частными лицами, самоуправляющимися объединениями в лице земских институтов, городских обществ, крестьянских общин и др. Будущему специалисту службы социальной помощи важно знать историю генезиса профессии социального работника и виды духовной и материальной помощи. Необходимо также усвоить технологический процесс теоретической и практической подготовки специалистов социальной сферы деятельности: педагогов, психологов, организаторов и воспитателей. Отсюда вытекают и основные задачи курса «История социальной работы: - показать общие закономерности и специфику развития социальной работы в России и за рубежом (в т.ч. эволюцию взглядов и концептуальных подходов); - обосновать основные периоды ее развития; - изучить изменение форм, методов и принципов социальной работы (в т.ч. для использование данного опыта в дальнейшей работе); - расширить представление о роли, месте и значении социальной помощи в сохранении социальной стабильности и развитии общества; - способствовать развитию гордости за будущую профессию и уверенности в правильности ее выбора. Социальная работа не является неким элементом, привнесенным в социальную ткань общества извне. В виде помощи и взаимопомощи она существовала в человеческом сообществе испокон веков, имея под собой прочную основу универсальных духовных ценностей. И в России, где всегда были сильны гуманистические христианские традиции, социальная работа развивалась долгое время на личностном и общественном уровнях в виде благотворительности, соучастия, призрения. В профессиональном варианте социальная работа появилась на Западе в начале XX в., на государственный уровень она вышла в начале 30-х годов. С тех пор социальная работа во многом прогматизировалась, подчас отойдя от своих духовных истоков. Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом ментальности конкретной территории (Россия, западные страны). В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом: I. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н. э. первых рабовладельческих государств). II. Филантропический период (приблизительно до IV-V вв н.э.). III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.). IV. Период государственной благотворительности (до рубежа XIX – XX вв.). V. Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время). В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом (по К.В. Кузьмину, Б.А. Сутырину): I. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IХ-Хвв.). II. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (X – нач. XVI вв.). III. Период церковно-государственной благотворительности (XVI – XVIIвв.). IV. Период государственной благотворительности (XVIII-нач. XX вв.). V. Период социального планирования (1917— 1991 гг.). VI. Период социальной работы (с 1990-х гг.). Несколько иначе периодизация социальной работы в России выглядит у М.В. Фирсова: I. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в. II. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв. III. Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в. IV. Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в. V. Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала XX в. VI. Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г. VII. Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время Особенностью развития социальной работы в России в отличие от зарубежного опыта является то, что первоначальные формы социальной работы в России появляются гораздо позже, чем на Западе. Это связано, в первую очередь, с тем, что западная цивилизация гораздо древнее, чем Россия и, следовательно, в разные периоды времени Россия и Запад находились на разных стадиях общественного развития, что повлекло некоторое отставание на раннем этапе зарождения социальной работы. Однако принятие христианства даёт мощный толчок в развитии социальной работы в России, которая как бы перешагивая филантропический период, характерный периодизации социальной работы на Западе, одновременно с Западом сразу вступает в период общественной благотворительности. Затем сдерживающим фактором в развитии Российского государства и социальной работы в нём явилось монгольское нашествие (более чем на двести лет). В XVI-XVII вв. в России снова наблюдается специфика развития социальной работы. Она проявляется в возникновении особого церковно-государственного типа призрения и переходе лишь со 2 пол. XVII в. к государственной благотворительности на фоне того, как Запад уже с XVI-XVII вв. вступил в период государственной благотворительности. Также в странах Западной Европы фактически ликвидируется открытая система призрения, в России же длительное время сосуществуют обе системы: закрытая и открытая (легализуется институт нищенства). В XVIII в. различия в развитии нивелируются благодаря реформам Петра I. С нач. XX в. наблюдается специфика России, в которой вновь наблюдается промежуточный период – период социального планирования, охарактеризованный введением единой государственной системы социального обеспечения и лишь с 90-х гг. переход к периоду социальной работы, в то время как на Западе он наступил на рубеже XIX – XX вв. Это было связано с образованием СССР и свойственной данному этапу развития российского общества коммунистической идеологии, которая в основе деятельности социальной работы ставила государство как единственного субъекта помощи. Основные этапы изучения истории социальной работы в России: 1 этап – нач. XIX в. – начало специального и целенаправленного изучения социальной работы в России. Процесс помощи и поддержки не был терминологически определен, его описание происходило в двух культурно-исторических парадигмах: общественном призрении и христианской благотворительности (позднее, в конце XIX в., осмысленным как благотворительность). Разнополярность подходов к интерпретации процесса помощи и взаимопомощи. Выделяются два светских подхода к изучению истории российского опыта социальной помощи в России. Один из них дан в работе А. Стога «О общественном призрении» (СПб., 1818). Подчеркивая важность государственного подхода в деле общественной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории — X-XI вв. Параллельно с данным подходом развивается и другой – с точки зрения христианской благотворительности. В связи с тем, что практика христианского милосердия имеет более раннюю общественную традицию, чем государственная, историография христианской благотворительности развивается в этот период по нескольким направлениям: осмысляется практика милосердия в христианской истории цивилизации, отдельно рассматриваются этапы благотворительности в России, обозначаются исторические тенденции частной христианской благотворительности. 2 этап – рубеж XIX-XX вв. – складываются определенные области исторического познания общественной и частной помощи — история отдельных этапов социальной помощи в России, история направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и т. д.), история благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения в контексте российской практики, исторические подходы к явлениям социальной патологии. Исследователи связывают развитие практики социальной помощи не с объективными противоречиями общественной жизни и необходимостью их разрешения, а с личностными мотивами тех или иных исторических деятелей. В изучении отдельных направлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX – начала XX в., посвященные церковно-приходскому, земскому и городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. Исследование церковно-приходского призрения содержат крупные труды В. Бензина, А. Папкова, С. Рункевича, С. Юшкова. Характерно, что ими изучается как само направление в контексте истории России, так и история приходского призрения отдельных местностей и городов. В церковно-приходском призрении ученые видят первооснову современных форм общественной благотворительности, отмечают преемственность идеологии помощи, ее влияние на становление гуманистических общественных отношений. В 80-90-х гг. начинают проводиться исследования, посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения. В них находят отражение традиционные народные формы помощи и поддержки, история общественной помощи, оказываемой земствами и их различными учреждениями. Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных благотворителей. В 70-х гг. начинает изучаться опыт Императорского Человеколюбивого Общества, Ведомства учреждений Императрицы Марии (основаны царской семьей). Появилась целая серия работ историков, раскрывающих сущность данных организаций. В поле зрения исследователей находятся также общества Красного Креста, иные благотворительные организации, которые осуществляли свою деятельность по разным направлениям в городах России на протяжении нескольких десятилетий. 3 этап – нач. XX в. – 80-е гг. XX в. – появляются фундаментальные работы, посвященные вопросам частной и общественной благотворительности, а также возникает новый научный жанр — исторический очерк. Издано большое количество работ, рассказывающих о филантропической деятельности представителей различных сословий в XVII-XIX вв. Оформляется предмет исторического познания, в котором находят отражение конкретные социальные явления: история обществ, благотворительных заведений, деятельность отдельных людей. Можно наблюдать историческую реконструкцию прошлого через осмысление тех или иных направлений деятельности общественного призрения и одновременно осмысление социальных процессов через исторический опыт зарубежных стран и намечается еще одна историческая сфера познания социальной помощи. Особое направление в изучении социальной помощи рассматриваемого периода – исследование определенных социальных групп, которые отражали происходящие в стране различные социально-исторические процессы, исторические трансформации (миграция, урбанизация, разрушение геополитического пространства и т. п.). История нравов, поведения, ценностных ориентации мотивов девиантных групп становится особым социальным полем и предметом научной рефлексии в контексте проблем социальной помощи. Дальнейшее изучение исторического опыта социальной помощи и защиты происходит уже в первые годы советской власти в основном с марксистских позиций. Историческое прошлое интерпретируется в контексте идей классовой борьбы. В то же время формируются новые традиции в освещении не исторического прошлого, а исторического настоящего, когда «история повседневности» является основным модусом осмысления существующей практики социальной помощи. Исторический опыт общественной помощи и поддержки на данном этапе не выделяется в историческом познании, однако отдельные вопросы в контексте самостоятельных проблем истории России находят свое отражение в работах М. Тихомирова, Б. Рыбакова, Б. Грекова, Л. Черепнина, В. Пашуто, Я. Щапова, С. Шмидта, А. Рогова, Н. Синицыной и других историков. 4 этап – с кон. 80-х – нач. 90-х гг. XX в по настоящее время – появление системных исследований российского опыта помощи и поддержки. Первые шаги в осмыслении исторического прошлого социальной помощи были сделаны в работах, посвященных феномену российского меценатства и благотворительности, П. Власова, Н. Думовой, Л. Бади, П. Неще-ретнего и др. В конце XX в. в российской историографии создана периодизация истории социальной работы в связи с появлением новой профессии – социального работника. Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы – целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития. Терминология курса: В русском языке в отношении социальной помощи возник специальный термин – призрение, глагольная форма которого «призреть» означает «опекать», «заботиться о ком-то», «приглядывать за кем-то». Ныне этот термин, долгое время считавшийся устаревшим, вновь возвращается, приобретая новое, современное звучание. Следует различать объект и субъект социальной помощи. Объектом помощи выступает ее получатель, нуждающийся в поддержке, под субъектом же понимается источник помощи. В зависимости от характера субъекта социальной помощи выделяется ряд основных типов призрения: частный (индивидуальный); групповой; общественный (в том числе общинный и церковный); государственный. Исторически сложились две основные системы призрения: «открытая» и «закрытая». Открытая система призрения – это нерегламентированная, хаотическая помощь нуждающимся, в основе которой лежит личное участие и желание (например, подаяние). Закрытая система призрения – это специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержание работы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалидные дома, работные дома и т. п.). К основным видам социальной помощи относятся: 1. Постоянное попечение (по отношению к полностью нетрудоспособным или неизлечимо больным людям). 2. Срочное попечение (преимущественно по отношению к детям-сиротам, которые, не будучи неизлечимо больными либо калеками, впоследствии обретут трудоспособность). 3. Временное попечение (по отношению к тем категориям нуждающихся, которые в силу стечения обстоятельств оказались у «края жизни», на ее «обочине»: беженцы, вынужденные переселенцы, безработные и др.). 4. Трудовая помощь (содействие в получении профессии, повышении квалификации, трудоустройстве и т. п.). 5. Социально-психологическая реабилитация и адаптация (помощь в преодолении жизненных проблем и трудностей, стрессов и депрессивных состояний и т. п.). 6. Социокультурная анимация (организация досуга). Общие принципы благотворительности,на которых и основывается современная система социальной помощи за рубежом и в России: а) обязанность организации призрения для государственного и местного управления; б) разделение призреваемых по разрядам; в) учет индивидуальных особенностей; г) приоритет трудовой помощи; д) учет местных условий.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |