Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Основные направления в психологии XX века




Психология XXI столетия

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Бихевиоризм

В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии. Основоположником является американский ученый Джон Броадус Уотсон (1878-1958) - автор программной статьи нового направления "Психология с точки зрения бихевиориста", написанной в 1913 г. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым были разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, чтобы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Д. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. behavior - «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения - индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Бихевиоризм основан на использовании естественнонаучной методологии в изучении человека и животных. Уотсон отошел от господствовавшего в его время структурализма, который опирался на метод интроспекции, и стал исследовать только доступные наблюдению проявления индивидуальных реакций. Сами по себе внутренние процессы объективно не наблюдаемы, поэтому они были отброшены. В качестве предмета исследования стал фигурировать не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулировалась связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции разделялись на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные "эмоции") и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Классическими являются его эксперименты по устранению фобии у маленького Альберта. В исследованиях Д. Уотсона, в частности, было показано, что, если сочетать безусловный стимул, вызывающий у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другим, первоначально нейтральным, например, с белым кроликом, то через некоторое время страх может вызваться уже одним только показом кролика. Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма.


Главный представитель этого направления – американский психолог Кларк Леонард Халл (1884-1952), проводивший много исследований для уточнения схемы стимул - реакция. В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Это привело к преобразованию его в необихевиоризм.

 


Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Берриса Фредерика Скиннера (1904-1990), разработанная в 30-х гг. XX в., где в результате многочисленных опытов (прежде всего на крысах и голубях) было модифицировано понятие реакции. Выступал с критикой необихевиоризма за введение "промежуточных переменных" между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В качестве ключевого ввел понятие "оперантного обусловливания", которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в "классическом" обусловливании И.П. Павлова. Выделял несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Распространил свою концепцию на речевое развитие, обучение в школе. Выступал инициатором программированного обучения.

Гешталътпсихология

Возникла в противоположность экспериментальной психологии начала XX века. Продолжила разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. Приход нацистов к власти в Германии вынудил большинство из ее представителей эмигрировать в США. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи "критического реализма" и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная реальность, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт (от нем. Gestalt - форма, структура). Основой этого понятия выступало положение, что при связывании психологических элементов возникает новое качество.


Макс Вертгеймер (1880-1943) – основатель гештальтпсихологии - в 1912 г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое "короткое замыкание". С 20-х гг. приступил при помощи метода "рассуждения вслух" (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления. Также занимался проблемами музыкального восприятия, психологии "примитивных народов", парапсихологией. Известны его разработки детектора лжи. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы". В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод "рассуждения вслух" - и такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт - особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. При этом возникновение того или иного решения в "продуктивном мышлении" животных и человека трактовалось как результат образования "хороших гештальтов" в психологическом поле. Сформулированные при исследовании процессов восприятия и мышления законы гештальта затем были перенесены на другие области. В 20-х гг. ХХ в.


Курт Левин (1890-1947) расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения "личностного измерения". Создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека. Под его руководством работали: Блюма Вульфовна Зейгарник (1900-1988) – по проблеме забывания завершенных и незавершенных действий, Гита Васильевна Биренбаум (1903-1952) – по проблеме забывания намерений, а также Т. Дембо по проблеме фрустрации, А. Карстен - психического пресыщениея, Ф. Хоппе - уровню притязаний. На основе этих и других исследований К. Левиным была создана топологическая психология (от греч. topos - место, psyche - душа и logos – учение). В ее центре стояла личность, которая трактовалась в единстве с ее окружением. Это единство выражалось в понятии "поле" как суммы сил валентных для личности объектов. В психологической школе, созданной К. Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиоризм, когнитивную психологию, школу "New Look". Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому: что сейчас называют глубинной психологией. К глубинной психологии могут быть отнесены: гормическая психология, психоанализ, неофрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология. Глубинная психология основана на естественнонаучной методологии. Ее сущность определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания). Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные, в конечном счете, биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности.


У истоков глубинной психологии стоял австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Начав свои исследования, как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; 6) влечение к смерти, к разрушению - танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция - соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» - внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам З. Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов - вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика как психотерапевта усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит освободиться от них. З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что движущие силы психического развития - не сексуальные влечения по преимуществу, а

§ чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект - Альфред Адлер (1870-1937);

§ коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт - Карл Густав Юнг (1875-1961).

А. Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. По словам же К. Юнга, он в своем учении, названном им аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

В противоположность ориентированности экспериментальной психологии начала XX в. исключительно на когнитивные процессы, Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) поставил в центр исследования динамический аспект поведения. Им были проанализированы фундаментальные потребности организма. Основой психических явлений им признавалась особая нематериальная сила ("горме"), которая проявляется в виде инстинктов. Так возникло направление - гормическая психология (от греч. horme - возбуждение, влечение, побуждение, стремление, psyche - душа, logos – учение). Есть содержательная связь данного направления и психоанализа.

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались реформаторы психоанализа З. Фрейда (неофрейдисты) - Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949) и Эрик Фромм (1900-1980). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (К. Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Г. Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Э. Фромм).

Когнитивная психология

Когнитивная психология (от лат. cоgnitiо - знание + греч. psyche - душа + logos) возникла в начале 1960-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Продолжает линию, идущую от бихевиоризма, строго формализованного анализа психологических процессов. Основана на метафоре компьютера - психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. Здесь постулируется связь реакции не только с внешним стимулом, но и с внутренними переменными (самосознание, селективность внимания, когнитивные стратегии, идеи и желания). Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Ульрих Найссер (род. 1927) определял познание как процесс трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и использования входящих сенсорных сигналов. Рассматривал образование "схемы" как основу когнитивных процессов. Ввел в научный обиход понятия "иконическая память", "эхоическая память". Работая вместе с Дж.Гибсоном, приступил к разработке принципов экологической психологии.

Для представителей когнитивной психологии центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии - «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (от лат. humanus - человечный и греч. psyche - душа + logos – учение) - ряд направлений в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе.

К данному направлению могут быть отнесены представители Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905), Шарлотта Бюлер (1893-1974), Ролло Мэй (род. 1909) и др.

Гуманистическая психология получила название "третьей силы" в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а, наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления Мориса Мерло-Понти (1908-1961)

о "битии-для-мира", в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования - самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию "хорошего гешатальта". Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой "окружающего поля", к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:

§ человек целостен;

§ ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

§ главной психологической реальностью являются переживания человека;

§ человеческая жизнь - единый процесс;

§ человек открыт к самореализации;

§ человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу "здесь и теперь" - прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии:

§ логотерапия Виктора Эмиля Франкла (род. 1905),

§ психодрама Якоба Лери Морено (1892-1974),

§ гештальттерапия Фрица (Фридриха Саламона) Перлса (1893-1970),

§ клиентоцентрированная терапия Карла Ренса Роджерса (1902-1987),

характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании и отреагировании эмоций.

К. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект - субъектный характер.

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование и греч. psyche - душа, logos – учение) - психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии.

Исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Людвиг Бинсвангер (1881-1966), Медард Босс (род. 1904), Ролло Мэй (род.1909), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905). В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Традиционный предмет экзистенциальной психологии - человек в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, война, разрушения). Выделяется ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества; смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология (от лат. trans - сквозь, через + рersоna - личность и греч. psyche - душа + logos – учение) - ряд психологических направлений.

Основными представителями трансперсональной психологии являются Станислав Гроф, Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896).

В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это - формы измененного сознания, спиритический опыт, "ключевые переживания", сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии - обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида.

С. Гроф использовал различные практики и техники, направленные на изменение сознания. Для картографии возникающих при этом переживаний предложил антропологическую модель, в которой было выделено четыре области: сенсорные переживания, ранние биографические переживания, пренатальные переживания, трансперсональный опыт. Считается, что благодаря сильнейшим переживаниям, связанным со смертью и воскресением, ранними событиями индивидуальной жизни, встречами со значимыми архетипическими персонами, с подключением к "энергиям", происходит достижение человеком психологической целостности.

Р. Ассаджоли разработал теорию субличностей, которые представлены индивиду в виде внутренних голосов, часто противоречащих друг другу. В его учении индивидуального развития, по аналогии с подходом К.Г. Юнга (у которого есть разделение внешней и внутренней индивидуации), этот процесс разделяется на персональный и трансперсональный психосинтез. Центральным пунктом интеграции личности является не Я, а трансперсональная Самость, как спиритуальный центр идентичности. В его антропологии индивид представлен следующими, надстраивающимися один над другим, уровнями: глубинное бессознательное, среднее (коллективное) бессознательное, высокое бессознательное (надсознательное), достижение вершинной точки которого обозначается Самостью. Механизмом развития является устойчивое перемещение локуса сознания (Я) от низших уровней к высшим.

К. Дюркгейм исходил из понимания того, что трансперсональный и телесный опыты не являются антагонистами. В силу этого основа человеческого развития - интегрировать телесный опыт со всеми другими видами жизненного опыта. Центрация человека на его телесном центре, который играет роль корневой системы растений, позволяет ему иметь поддержку, требующуюся для безопасного приобретения спиритуального опыта. Выступал за синтез психотехнических техник - глубинной и гуманистической психологии, гештальттерапия, психодрама, биоэнергетический анализ, айкидо, упражнений с луком и пр.

А. Маслоу, который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной. В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта. В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания. Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности. Уже З.Фрейд (1930) трактовал медитативные ("океанические") ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как "самоиндуцированную кататонию". Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается, прежде всего, в произвольности воспроизведения особых состояний сознания. Многие положения этого направления получают дальнейшее развитие. Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений. Это - относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология). В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ. Это - сенсорная депривация, суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

Отечественная психологическая мысль в XX веке

Значительный вклад в развитии психологии XX в. внесли наши ученые Лев Семенович Выготский (1896-1934), Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), Александр Романович Лурия (1902-1977), Петр Яковлевич Гальперин (1902-1938).

Л. С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т. е. совместной деятельности ребенка и взрослого.


А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.


Интегративная психология как методологическая система психологической науки ХХI века

За последние 15 лет психологическое сообщество, находясь в поиске наиболее адекватной методологической системы психологии и попытки целостного описания психической реальности, сформировало учение об интегративной психологии. Психология в данном контексте и есть метод теоретического описания психического, исследования феномелогии психической реальности и воздействия на нее. Основателем интегративной психологии является ведущий ученый современности – российский психолог Владимир Васильевич Козлов (род. 1957)

Метод в интегративной психологии представлен в его триединстве:

1. Как способ теоретического исследования.

2. Как система способов и приемов эмпирического изучения.

3. Как профессиональное психологическое психотехническое практическое воздействие или взаимодействие с субъектом.

Важно выстроить минимальные требования к теоретическим построениям, которые существуют в психологии. Любое теоретическое построение в психологии должно обладать тремя качествами, для того, чтобы адекватно отражать свой предмет и быть точным методом исследования своего предмета:

1. Понятность и доступность.

Необходимо найти некоторую срединность изложения между псевдонаучной сложностью и плоским упрощением психологии.

2.Точность и соответствие реальности.

Ни в философии, ни в психологии, ни в духовных традициях нет абсолютно точной теории, описывающей психическое. Несоответствие теории психического с самой психической реальностью, является движущей силой методологических поисков в психологии в течение последних 2,5 тысячелетий. Часто, анализируя психологические теории, мы приходим к выводу, что они мало соприкасаются с жизнью людей, существующих в объективном мире.

3.Достаточная подробность. Многие психологи и педагоги умудряются жить в тех методологических пространствах, которые были существенно важны и адекватны 100-150 лет назад. «Как часто видишь, - говорит В.В. Козлов, - как бродят по кафедрам и образовательным учреждениям молодые или седые тени физиологических психологов… черви в хоботах мамонтов, воображающих себя мамонтами». Конечно, вне сомнения, каждый достаточно образованный психолог, педагог понимает, что психическая и образовательная реальность всегда более сложна и многомерна, чем любая теоретическая модель. Таких психологов и педагогов отпугивает все новое и в своей маниакальной чистоплотности «соблюдения научных традиций» они готовы «к кострам очищения». Таким образом, особенно необходимо сформировать установку открытости и понимания среди разных поколений психологов и педагогов. И суть предмета и метода психологии и педагогики не в том, что теория психического подробно не описана, а в том, что эти подробные теории ни как не могут вписаться в мировоззренческие модели самих психологов и педагогов. Для интегративного подхода на уровне метода, как теоретического способа исследования, важно, что идея поиска адекватной теории психического была доминирующей не только в психологии, но и в психодуховных традициях большей части цивилизованного человечества на протяжении почти всей его истории, как в религиозных, так и в философских, психологических и педагогических системах. Концептуальное осмысление психической реальности является центральной для эволюции человечества. Она сформировала не только экзистенцию мировых традиций – даосизма, буддизма, христианства, мусульманства, но и теорий величайших философов, психологов, педагогов. Реализация метода как способа теоретического исследования и понимания психического в различных подходах имеет следующие базовые различия:

1. Различия в терминологическом аппарате. Теория как исследовательский метод – это не зеркальное отражение феноменологии психического, а некоторая ее интерпретация, осуществляемая отдельными психологами, которые отличаются друг от друга. Поэтому любая психологическая теория - это динамическое явление: она постоянно уточняется. Следует помнить, что теория – это лишь один из методов, на которых «говорит» психология. Познать категориальный строй, изучая отдельную психологическую теорию, - это не означает познать все компоненты реальности теории. За теорией стоят ощущения, эмоции, образы и символы, культурный и языковой опыт, как среда, из которого родилась и в котором формировалась теория. Любая психологическая теория включает множество смыслов, которые остаются «за кадром»:

§ теории, исходящие из основных мировоззренческих концептов создателя;

§ условий, в которых он рос, учился, жил и работал;

§ традиций и обычаев, которые соблюдал;

§ стратегию его жизни, идеалы;

§ архетипическая идентификация (какие архетипы поведения он избрал для себя).

2. Степень сложности структурно-функциональной дифференциации психического. Любая сложившаяся традиция (религиозная, философская, психологическая, педагогическая) предполагает определенную структурно-функциональную расчлененность психики и иерархически выстроенный путь к целостности высшего порядка. Сама иерархия и выстроена для того, чтобы простроить развитие человека и его духовный рост.

3. Специфика предмета, фокусировка исследовательских усилий на различных структурных компонентах, свойствах, уровнях, механизмах психического.

Если подойти к вопросу более обобщенно и анализировать «тело» современной психологии, то можно выделить семь базовых парадигм психологии, которые по-своему понимают свой научный предмет.

Напомним, что много философских, теологических, духовных моделей психической реальности было построено на эмпирическом методе – опыте интроспекции и опыте основателей этих традиций.

Началом психологии научной была психология физиологическая, а первым ее предметом – физиологические акты и закономерности. Само появление научной психологии ассоциировалось с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины.

Вторая парадигма в развитии предмета психологии принадлежит психоанализу. Это первая психологическая теория, которая вычленила в качестве предмета личность и попыталась объяснить ее динамику. Впервые З. Фрейд предпринял попытку раскрыть личность в нескольких аспектах: динамическом (как продукт взаимоотношений разных сил); энергетическом (энергетические взаимоотношения в реальном психическом процессе), структурном (место и роль сознательного, предсознательного и бессознательного).

Третья волна психологии – это бихевиоризм. Д. Уотсон провозгласил, что психологию можно будет считать наукой лишь, когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Таким образом, третий предмет психологии – поведение.

Возникновение любого направления и «новой волны» психологии стимулируется социальным заказом. В этом смысле психоанализ является ответом на появление личности, разотождествленной с общиной и впервые почувствовавшей одиночество и автономность в принятии решений и невротическую ответственность за свой выбор и судьбу.

Становление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности, усложнением управленческих, образовательных систем в США. Данный социально-экономический контекст приветствовал такое представление о человеке, согласно которому поведение принимает адекватные ситуации формы. Практическое приложение этой теории – введение конвейеров, развитие рекламы, программированное обучение, разработка эффективных систем управления сложными социальными системами.

Четвертая волна психологии – экзистенциально-гуманистическое направление связано с еще одним расширением предмета психологии – нравственность и экзистенциальные проблемы бытия в мире.

Вторая мировая война показала главный урок – недостаточно знать физиологию, личность, эффективно моделировать человеческое поведение – необходимо возрождение высших ценностей, без которых человек превращается в сверхзверя, способного бессмысленно уничтожать миллионы людей и массу социальных и культурных ценностей.

В экзестенционально-гуманистической психологии видим новую нравственно психологию, которая противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального Я.

Выражением широты предмета психологии является пятая волна – трансперсональная психология. Это связано с современными глобальными проблемами и цивилизационными процессами. Грандиозные изменения, происходящие сегодня во всех уголках нашей планеты, сотрясающие всё социальные группы и затрагивающие каждого человека, имеют фундаментальное измерение, ранее ускользавшее от философского и психологического анализа. Земная цивилизация вступает в новую фазу своего роста, которую можно охарактеризовать как сознательную эволюцию, когда активная преображение человечества происходит в объединении знаний и усилий западных технологий внешнего и восточных технологий внутреннего.

Пятая волна психологии выделила в качестве предмета психологии области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня переживания, в которых чувства самотождественности выходит за пределы индивидуальной (личной) самости, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос.

Шестая волна психологии – коммуникативная психология – выделяет в качестве предмета межличностные отношения.

Предельным выражением предмета седьмой волны психологии – интегративной психологии является целостная картина психической реальности человека.

Просто психология для того, чтобы стать наукой, принесла сначала в жертву Дух и божественное, затем заклала душу и сознание, обнажившись до физиологического акта. И затем психология, набравшись сил интеллектуальной мощи, возвратила себе всю возможную феноменологию психической жизни, включая и трансперсональный проект, который является корневым подходом в мировых духовных и философских традициях и вне которого всегда был «пуст орех бытия» человеческого сознания.

Предел предмета психологии достигнут – семь колец расширения предмета психологии как годовые кольца Древа жизни привели к ее предельной взрослости, и семь ветвей с огромным количеством веточек и листьев поражают воображение своей силой и реализованностью.

Все семь направлений, парадигм психологии существуют и сосуществуют прямо сейчас одновременно. Безусловно, не всегда это существование мирное и эмпатичное. Но именно множественность, конкуренция, борьба создают то напряжение, которое двигает эволюцию психологической науки.

 

 

Лекция 4. Основные принципы психологии.

Методы психологического исследования

Понятие о принципах

Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического. Выявление и формулирование принципов – результат длительных исследований специалистами психического, духовного. В этом смысле разнообразие подходов к пониманию психического объясняется многообразием психологических школ, своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя. Большой вклад в разработку принципов психологии внесли философские науки, а также физиология, педагогика, социология, экономика, политология, этика, эстетика. Все эти науки изучают относительно самостоятельные сферы жизни и деятельности людей, оказывающие влияние на формирование и развитие их психики. Важно понимать, что законы, действующие в этих сферах, обладают относительной самостоятельностью, хотя и испытывают взаимовлияние на особенности своего проявления. Так, по поводу взаимодействия законов социальной жизни и биологии человека А. Н. Леонтьев заметил: то, какая пища попадает в желудок человека, обусловлено социальными обстоятельствами, но процесс пищеварения происходит по законам физиологии.

Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психического.

Общие принципы психологии

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

Принципы интегративной психологии

Говоря о принципах психологии, важно особо выделить принципы интегративной психологии, как современной масштабной тенденции психологических знаний.

Принцип целостности. Подразумевает понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации.

Генетический принцип, или принцип развития, выражается в том, что развитие человеческой психики имеет множество потенциальных направлений. Эти направления определяются в критических точках — точках бифуркации, где система делает выбор, касающийся пути своего дальнейшего развития. Можно сказать, что в точке бифуркации система находится в состоянии временной нестабильности и чрезвычайно чувствительна даже к незначительным внешним воздействиям. Это состояние системы соответствует начальным этапам кризиса, когда на: фоне нарастающей нестабильности происходит мобилизация психических и физических ресурсов и активный поиск новых путей развития.

Принцип обусловленности. Психическое пространство представляет собой систему взаимосвязанных пространственно-временных сознательных и бессознательных структур (гештальтов, целостностей психической реальности, систем конденсированного опыта и т.п.), между которыми существует энергоинформационное взаимодействие внутри психики. Характер этого взаимодействия определяют паттерны отношений человека с окружающим миром.

Принцип позитивности подразумевает центрирование специалиста и клиента на положительном опыте.

Принцип соотнесенности подразумевает соответствие характера и интенсивности воздействия психотехнологий уровню зрелости пациента и степени сензитивности его психики.

Принцип потенциальности. Если обратить внимание на особенности русской ментальности, то можно отметить особый способ восприятия пространства. Оно переживается как простор, как-то, куда вырываешься из неволи, как чистая потенциальность бытия, воля, свобода, полноценное дыхание, то есть духовная жизнь, не стесненная мирской скорбью.

Интегративная методология, опираясь на целостное видение человека в перспективе его материального, социального, духовного роста, предусматривает при психосоциальной работе с клиентом раскрытие его потенциальности, развитие интуиции, творчества, высших состояний сознания, личностных ресурсов.

Принцип многомерности истины. Любая теория, концепция, терапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся их полноте и универсальности справедливы лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Следует помнить, что как самые гениальные психологические теории, так и заявления некоторых клиентов о «сглазе», «порче» являются в первую очередь попыткой структурировать и транслировать собственный внутренний опыт.

Общие положения о методах психологического исследования

В психологии, как и в других науках для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно разделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных знаний; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных знаний – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседа), праксиометрические, т. е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполнение работ), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций и т. п.); к приемам обработки данных относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющиеся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам – различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристики психики) методов. Рассмотрим ряд организационных и эмпирических способов добывания научных знаний.

Организационные методы

Сравнительный метод - (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, пси¬хическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы. Обсервационные методы

Наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведения изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

Психодиагностические методы

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.

Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта — методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности - совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные - методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты проективные (прожективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т. е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.

Анкета — методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью — метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее вопросы.

Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).

 

1. Дайте определение понятию «принцип психологии».

2. Раскройте основные принципы психологической науки.

3. Определите особенности принципов интегративной психологии.

4. На какие группы можно разделить методы психологического исследования?

5. Чем сравнительный метод отличается от лонгитюдного?

6. В чем особенности комплексного метода?

7. Чем отличается внешнее наблюдение от самонаблюдения?

8. В чем различие между наблюдением и естественным экспериментом, лабораторным и формирующим экспериментом?

9. Какие психодиагностические методы Вы знаеете?

10. Что такое праксиометрические методы, моделирование и биографические методы в психологическом исследовании?

11. Каковы приемы обработки данных и интерпретационные методы психологии?

12. Определите, какие методы обозначены римскими цифрами (I), (II), (III). - Отличием метода (I) от иных методов выступают невмешательство исследователя в протекание изучаемых психических явлений. - Использование метода (II) предполагает такое, хотя и незаметное для испытуемых, вмешательство ради создания условий, в которых изучаемые психические явления и механизмы предстали бы в наиболее чистом виде. - В основном метод (Ш) аналогичен методу (II), однако при его использовании испытуемые знают, что являются таковыми.

13. Определите, к какому из ниженазванных методов психологии относится положение: - Испытуемому предъявляется специально подобранное кратковременное задание, выполнение которого зависит от наличия у испытуемого определенных качеств: 1) анкета; 2) тест; 3) интервью; 4) социометрия; 5) беседа.

CЛОВАРЬ К РАЗДЕЛУ

14. Аналитическая психология - одна из разновидностей глубинной психологии, созданная швейцарским психологом К. Юнгом, учеником 3. Фрейда. Целью психического развития человека Юнг считал индивидуацию - творческую реализацию индивидом коллективного бессознательного, в котором запечатлен опыт предшествующих поколений. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, создатель первой психологической системы, изложенной им в трактате «О душе».

15. Ассоциативная психология - одно из направлений психологической мысли, согласно которому сложные психические образования (представления, мысли) возникают из простых (ощущений) посредством ассоциаций.

16. Ассоциация - связь между психическими явлениями, при которой наличие одного из них влечет за собой появление другого.

17. Бессознательное - совокупность психических процессов, неосознаваемых; и неконтролируемых самим человеком (субъектом).

18. Бихевиоризм - направление в психологии XX века, пытающееся объяснить поведение человека в обход его сознания, психики, принимающее во вникание лишь связь реакций организма на стимулы внешней среды.

19. Вытеснение (в психоанализе) - один из видов психологической защиты, когда неприемлемые для индивида мысли, переживания «изгоняются» из сознания в сферу бессознательного.

20. Гештальт - устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей.

21. Гештальтпсихология — направление в психологии, согласно которому структурная (системная) организация сложных психических образований определяет свойства и функции образующих его частей.

22. Глубинная психология - ряд направлений психологии, придающий решающее значение в поведении глубинным, неосознаваемым самим человеком побуждениям и установкам.

23. Гомеостаз - подвижное равновесное состояние какой-либо системы.

24. Гуманистическая психология - направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, открытое возможностям, ищущее смыслов и ценностей, творческое духовное начало.

25. Духовность - индивидуальная способность к миро - и самопознанию, ориентированность личности действовать «для других», поиск ею нравственных абсолютов.

26. Душа - нематериальное, глубоко личностное начало в человеке, его внутренний мир как уникальное целое, остающееся относительно равным себе на протяжении всей жизни человека.

27. Защита психологическая (в психоанализе) - устранение травм, напряжений, возникших из-за столкновения бессознательных побуждений с внутренней «цензурой» индивида, его сознанием.

28. Индивидуальная психология - одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, учеником 3. Фрейда. Психическое развитие определяется, согласно Адлеру, чувством неполноценности, которое формируется в детском возрасте и затем может быть преодолено через самоутверждение, в творческих актах, в борьбе за власть, превосходство над другими.

29. Инсайт — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

30. Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

31. Интроспекция - самонаблюдение, наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни.

32. Когнитивная психология - направление в психологии XX в., задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.

33. Коллективное бессознательное - термин, введенный К. Юнгом для обозначения бессознательных психических явлений (архетипов), в которых запечатлен исторический опыт человечества.

34. Либидо (в психоанализе) — сексуальное влечение, в более широком смысле – влечение к жизни (Эрос).

35. Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

36. Логотерапия — разновидность психологической теории и клинической практики, разработанной В. Франклом. Согласно логотерапии, основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является поиск человеком смысла своей жизни.

37. Нейропсихология — отрасль психологической науки, изучающая мозговые: процессы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

38. Неофрейдизм - направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм психоанализа 3. Фрейда и ввести основные его положения в социальный контекст.

39. Общая психология - теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие и фундаментальные психологические закономерности, принципы и методы психологии.

40. Оно (Ид) - один из компонентов структуры личности в психоанализе. Представляет собой неосознаваемое человеком средоточие в нем инстинктивных побуждений (сексуальных либо агрессивных).

41. Онтогенез - процесс развития индивидуального организма, формирование психики индивида.

42. Ориентировочная основа действия - система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия.

43. Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.

44. Психика - субъективный образ («картина») внешней и внутренней среды, ориентация в этой среде, совокупность всех психических состояний и процессов, сознательных и бессознательных.

45. Психоанализ - 1) направление в психологии, разработанное 3. Фрейдом; 2) совокупность способов выявления (в лечебных целях) особенностей переживания и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.

46. Психология - наука о явлениях душевной жизни, о закономерностях развития и функционирования психики.

47. Психофизический параллелизм - одно из истолкований соотношения психического и физического (физиологического), согласно которому они неотделимы друг от друга, но не связаны причинностно.

48. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

49. Сверх-Я (Супер-Эго) (в психоанализе) - один из компонентов структуры личности, система моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям, предъявляемым к «Я» (Эго) субъекта.

50. Сознание - процесс вникания субъекта во внутренний психический опыт, обдумывание и запоминание его, оценивание его значения для своей жизни.

51. Социальная психология - отрасль психологии, изучающая психические характеристики поведения и деятельности людей, включенных в социальные общности (группы).

52. Структура - совокупность устойчивых связей между частями (компонентами) объекта, обеспечивающих его целостность.

53. Сублимация (в психоанализе) — один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем переключения энергии на процесс творчества, «уход» в шутку, остроумие и т. п.

54. Эго (Я) - один из компонентов структуры личности по 3. Фрейду. Являясь посредником между Оно и реальностью, Эго призвано наблюдать за внешним миром, формировать




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.236 сек.