КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программы создания психологии как науки
Первые программы Создания психологии как науки появились в Германии и Франции в конце XVIII—XIX вв. В первую очередь следует упомянуть программы «практической психологии» К. Морица (1792), «экспериментальной психологии» В. Вундта (1862), «описательной психологии» В. Дильтея (1894). Данные программы принципиально различались между собой, но практически в равной мере стали ориентирами для дальнейшего оформления психологической мысли. Берлинскии учитель К. Мориц предложил создать науку, которая анализирует строение души человека по аналогии с тем, как анатомия рассматривает строение тела. Мориц видел будущую психологию прежде всего описательной практической дисциплиной, которая поможет педагогу развить способности ребенка. Вкачестве основного метода исследования предлагалось самонаблюдение. Программа В. Вундта предполагала подразделить психологию на три направления: экспериментальную психологию, психологию народов и научную метафизику. Основания первого мыслились близкими позитивистскому идеалу исследования, реализуемому с помощью лабораторного эксперимента для расчленения сознания наэлементы и выяснения закономерной связи между ними. Второе должно было строиться на исследовании артефактов культуры тяготело к описательности. Третье отражало философскую позицию Вундта как идеалиста и волюнтариста (волюнтаризм — философский взгляд, согласно которому высшим принципом бытия является воля: либо автономная человеческая воля, либо мировая безличная воля, либо личная воля Бога). По В. Дильтею, психология мыслилась возможной только как описательная дисциплина. В ходе своей работы исследователь должен пытаться реконструировать смысл, вкладывавшийся другим человеком в свое действие или в свое создание. При этом осуществляется попытка воспроизведения системы ценностей, представлений о цели и значениях, которыми руководствовался исследуемый автор. Данный процесс строится как герменевтический (истолковывающий) и состоит из двух процедур: вживания в представления другого человека и сообщения о полученных результатах научному сообществу. Вживание само по себе является иррациональным: о покоится на процедуре вчувствования, сопереживания, постановки себя на место исследуемого лица. При этом именно психология, по мысли Дильтея, должна стать центром наук гуманитарного цикла. «Психология будет основанием наук о духе, подобно тому, как математика — основа естествозния», — утверждал он. В последующие два столетия буквально каждый поворот в развитии психологии был отмечен программными манифестами являющими как о возникновении новых научных школ, так и реорганизующими уже сложившиеся подходы. Например, рождение бихевиоризма связано с работой Джона Б. Уотсона «Психология глазами бихевиориста» (1913), психоанализа — с выходом в свет в 1900 г. «Толкования сновидений» 3. Фрейда, гешталътпсихологии — с «Экспериментального исследования восприятия движения» М. Вертгеймера (1912). Построение советской психологии на основе философии марксизма берет начало со статьи Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (1927), а «экологический» поворот в рамках современной когнищивнай психологии — с программного выступления У. Найссера на международной конференции по практическим аспектам исследования памяти в 1978 г. Изначально термин «психология» появился как составной (psyche — душа + logos — слово, учение) по аналогии с традиционным наименованием наук, где одна часть обозначает объект науки, а другая — способ его постижения. Термин «психология»; был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. и окончательно утвердился после выхода в 1732 г. книги «Рациональная психология» X. Вольфа. Наиболее широкое и непротиворечивое определение психологии дал американский психолог В. Джеймс в первых строках своего классического труда «Принципы психологии» (1890). Согласно ему «психология — это наука о психической жизни». Заметим, что в данном определении не задается предметная или методологическая рамка психологического знания. Все прочие определения неизбежно сужают полноту термина, внося в него воззрения автора. Так, например, Дж. Уотсон определял психологию как науку о поведении, а Дж. Миллер и Дж. Брунер (основатели когнитивной психологии) позиционировали ее как науку о человеческом познании. А.Н. Леонтьев, один из основоположников советской психологии, дал следующее определение психологии: «Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, деятельности живых индивидов» (1973).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |