КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что такое качество
Самый высокий уровень качества достигнут в настоящее время в Голландии, Швейцарии, Германии и скандинавских странах. Германия сохраняет за собой высокие позиции в отношении качества промышленной продукции (часто сопровождающееся низкими показателями в области производительности), а скандинавские страны держат мировое первенство по качеству оказываемых услуг. Франция и Англия многое наверстали за последние годы, причем уделяя особое внимание как качеству, так и производительности. Страны Южной Европы, в том числе Италия и Испания, приближаются к лидерам. Восточная Европа выходит из катастрофической ситуации. С 1985 г. в Европе уделяют большое внимание развитию стандартов, которые в последнее время оказали значительное влияние на развитие качества. Это влияние, к сожалению, носило не только положительный характер. Конечно, не подвергается сомнению целесообразность достижения таких задач, как унификация основных требований в области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды; устранение технических барьеров для свободного обмена товарами на основе применения стандартов серии ИСО 9000, сертификации и взаимному признанию сертификатов. Важным и полезным явилось распространение основ культуры качества, что явилось результатом работы большого количества предприятий по стандартам ИСО 9000. Сертификация стала популярной темой, а вместе с ней популярными стали понятия «система качества» и «обеспечение качества». В то же время негативным было то, что почти исключительно внимание уделялось качеству, основанному на стандартах, в то время как в двух крупнейших экономических системах (Япония и США) акцент делался на конкурентоспособное качество, которое включает не только систему качества и аспекты, связанные с контрактными отношениями между поставщиком и потребителем, но и большое количество других вопросов. При рассмотрении конкурентоспособного качества акцент делается на удовлетворение потребностей клиента (потребителя) и непрерывное улучшение. Это создает культуру качества, которая коренным образом отличается от той, в основе которой лежат стандарты. Многие, и прежде всего организации по стандартизации, провели форсирование, посчитав, что «качество, основанное на стандартах», является синонимом «конкурентоспособного качества», иными словами, было выведено уравнение: «соответствие стандартам — качество».
Стало неизбежным, что акцент на стандартизацию и сертификацию привел к созданию привилегированного положения со стороны финансирования, внимания средств массовой информации по отношению к применению стандартов ИСО 9000, т. е. к качеству, в основу которого положены стандарты. Это видение качества с точки зрения плановой экономики. В условиях свободной рыночной экономики нельзя ожидать, что предприятие будет выбрано на роль поставщика только на основании того, что его система качества соответствует стандартам. Потребитель выберет того, кто предложит ему большую «ценность за деньги». Сертификация может пригодиться там, где она требуется как входной билет для участия в конкурентной борьбе, но после того, как предприятие вышло на свободный рынок, только его способности вести конкурентную борьбу по предоставляемой потребителям ценности, затратам и срокам будет определять его выживаемость и успех. Сведение всех вопросов качества к сертификации и стандартизации может нанести серьезный ущерб экономике. Еще в большей степени ситуация осложняется в Восточной Европе. Причина в большей степени лежит в тех моделях, которые предлагает Запад посредством контактов между организациями по стандартизации и работы множества консультантов, в особенности немецких, австрийских и британских. Эти модели качества, которые можно обеспечить соблюдением стандартов, попадают на плодородную почву освободившейся от ярма регулируемой государством экономики. Сообщения, которые постоянно поступают с Запада, создают иллюзию, что если предприятия пройдут сертификацию, то они смогут экспортировать свою продукцию на Запад. При этом иногда забывают, что основной проблемой качества является ориентация на клиента (потребителя) и понимание требований передовых рынков.
Качество относится к промышленной продукции, сырью и полуфабрикатам, интеллектуальной продукции, программному обеспечению, информации, услугам и т. д. Все это «результат деятельности или процессов», осуществляемых поставщиком, и который (результат) в итоге должен быть передан на определенных условиях потребителю. Все это — объект взаимоотношений поставщика и потребителя, обобщенный в термине «продукция», которая может быть как материальной, так и нематериальной. Таким образом, под продукцией следует понимать и изделия, и услуги, и все перечисленные выше категории, «или комбинации из них». Так что же такое качество продукции? Соответствие характеристикам, которые обусловлены стандартами и требованиями законодательства, или воплощение тех свойств продукции, которые предполагает (ожидает) получить потребитель? Конечно же, несоблюдение национального законодательства приведет к тому, что продукция должна быть изъята с рынка. В этом случае говорить о какой-либо цивилизованной торговле, а тем более о качестве не имеет смысла. Продукция должна соответствовать установленным нормам — установленным требованиям. Требования стандарта, как правило, соответствуют современному уровню техники. Однако, есть ли гарантия того, что, выполнив требования стандарта, поставщик тем самым удовлетворит специфические потребности и воплотит в продукции ожидания конкретного потребителя? Если нет, то тогда продукция не будет пользоваться спросом, и, следовательно, говорить о ее качестве также не приходится. Таким образом, «конкурентоспособное качество» — это и выполнение установленных требований, и воплощение ожиданий потребителя. Тогда, сертификации продукции выступает в своем теоретическом предназначении как гарантия соответствия законодательству, модели качества на основании стандартов, в частности модель качества на основании серии ИСО 9000, названная «система качества» — как гарантия стабильного выполнения установленных требований, а ориентация на потребителя, например, модели ТQМ (всеобщее руководство качеством) — как гарантия качества.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |