КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы и источники исследования в этнологии
Лекция 1. Этнография как наука. Предмет, объект, задачи исследования Слово «этнография» происходит от «этнос» - племя, народ и «граф» - описание. Этнография - это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. Этнография связана с другими науками, как с гуманитарными, так и с естественными. Объекты исследования: - народы, этносы; - историко-культурные общества в прошлом и настоящем. В этнографии предмет исследования - это комплексное изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира в прошлом и настоящем. В этнографии существуют различные направления исследований: - палеоэтнография - реконструкция культурно бытовых особенностей по археологическим материалам; - этногенез - изучение процесса формирования народов; - этническая история, демография; - картография - методика фиксации этнических и этнографических процессов в картах; - этническая экология – изучение процессов взаимодействия этноса с природной средой; - этносоциология; этнопсихология; физическая антропология... Классификация источников: 1. По типам: - вещественные – любые реально существующие предметы (одежда, пища, утварь); - письменные – любые материалы, письменно зафиксированные (исследования и описания ученых, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты…); - изобразительные (картины, фотографии, наскальная живопись); - устные или мемораты (рассказы о жизни). 2. По видам: - фольклорные; - статистические; - материалы делопроизводства; - этнографические описания; - материалы исследования других наук (археологические, этнолингвистические…). 3. По методам: Метод – способ получения материала и его последующей обработки. Основным является метод полевых экспедиционных исследований. Метод сбора материала: - опрос, интервьюирования; - непосредственное наблюдение; - аудиофиксация и видеофиксация; - выборка и анализ статистических и архивных источников. Методы обработки: - описание; - историко-сравнительный; - историко-генетический; - историко-типологический; - структурно-типологический; - структурно-функциональный; - семиотический; - системный подход; - математико-статистический; - социологический (анкетирование); - картографирование. 3. Развитие этнографии как науки 1. Зачатки этнографических знаний формируются уже в античный период (9 век до н.э. – 2 век н. э.). Ученые: Геродот (5 в. до н.э.), Аристотель (4 в. до н.э.) – ввел термин «этнос». 2. 13-сер. 15 вв. – оживление интереса к культуре других народов из-за нашествия монгольских племен. Плано Карпени: путешествие в Среднюю и Центральную Азию для заключения дипломатических договоров. Марко Поло: путешествия в Центральную, Восточную и Южную Азию. 1. сер. 15 - сер. 17 вв. - Эпоха Великих Географических открытий. Плавание Христофора Колумба, Васко да Гама, колонизаторские походы Англии, Голландии и других стран; появляются сведения о Московском государстве; расширяются знания европейцев об окружающих народах. 4. конец 17-18 вв. - «Век Просвещения». В это время организовывалось много экспедиций; появляются сведения об индейцах, народах Австралии и Океании, народах Сибири и Дальнего Востока. Начинает применяться историко-сравнительный метод исследования (сравнение народов) 5. 1 пол. 19 века - бурный рост интереса к культуре европейского крестьянства, рост патриотизма и романтизма. Зарождается мифологическая школа. ü Первое научное направление в этнографии - эволюционная школа (середина 19 века). Исследования проводились в Англии, Италии, США… Представители: Джеймс Фрэзер, Адольф Бастиан, Генрих Морган. Объект исследования эволюционистов: - человек или общество; - изучение семейно-брачных отношений; - изучение первобытных верований и их эволюции; - периодизация первобытного общества; - изучение эволюционного хозяйства… Основные идеи: единство человеческого рода; однолинейность развития от простого к сложному; источником эволюции являются постоянное действие различных сил (принципы естественного отбора, классовая борьба, столкновение противоречий, накопление знаний…). ü Параллельно с эволюц. школой стала развиваться диффузионистская школа. Центром стала Германия. Представители: Фридрих Ратцель, Лео Фробениус, Фриц Гребнер. Объект исследования: культура, как результат взаимодействия народов. Методы: картографирование, культурных кругов, полевых исследований. ü Начало 20 века - «Фрейдизм» или «психоаналитическая теория». Представители: Зигмунд Фрейд, Карл Густо Юнг, Рохейм. Методы: психоанализ для исследования некоторых явлений в человеческой культуре: тотемизма (вера в сверхъестественное родство человека с растением, животным), табу (система человеческих запретов), экзогамия (запрет браков внутри родственной группы), эндогамии (заключение браков внутри родственной группы). ü «Социологическая школа» (конец 19- начало 20 века). Центром являлась Франция. Объект исследования: общество. Исследовались вопросы происхождения религии, изучали коллективные представления, выявляли особенности первобытного мышления. Представители: Эмиль Дюркгейм (основатель), Марсель Мосс, Леви Брюль. ü «Структурный функционализм» (начало 20 века) Центром стала Англия. Представители: Бронислав Малиновский, Радклифф-Браун, Леви-Строс. Б. Малиновский разработал теорию потребностей, методику включенного наблюдения в полевых условиях, сравнительно-социологический метод, создание социальных институтов. Радклифф-Браун создал направление – социальная антропология. Он разрабатывал сравнительно социологический метод и изучал сеть социальных отношений. Леви-Строс – основатель направления структурализм. Он рассматривал и изучал материалы мифологии и фольклора. ü Американская школа исторической этнологии «Школа Боас» (кон. 19-нач. 20 вв.). Основатель- Франц Боас. В рамках этой школы исследовалась динамика культуры, взаимоотношения человека и культуры. Позднее стали развиваться Американская этнопсихологическая школа, а с сер. 20 в. – Американская культурная эволюционная школа, неофункционализм. 19 век - становление эволюции в России, как науки. В середине 19 века появляются профессиональные кадры, учреждаются академии наук. 1845 г. – создано императорское русское географическое общество, в котором были отделения географии, статистики и этнографии). Среди теоретических разработок следует отметить концепцию хозяйственно-культурных типов (Левин, Чебоксаров).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |