Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и источники исследования в этнологии

Лекция 1. Этнография как наука. Предмет, объект, задачи исследования

Слово «этнография» происходит от «этнос» - племя, народ и «граф» - описание. Этнография - это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. Этнография связана с другими науками, как с гуманитарными, так и с естественными.

Объекты исследования:

- народы, этносы;

- историко-культурные общества в прошлом и настоящем.

В этнографии предмет исследования - это комплексное изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира в прошлом и настоящем.

В этнографии существуют различные направления исследований:

- палеоэтнография - реконструкция культурно бытовых особенностей по археологическим материалам;

- этногенез - изучение процесса формирования народов;

- этническая история, демография;

- картография - методика фиксации этнических и этнографических процессов в картах;

- этническая экология – изучение процессов взаимодействия этноса с природной средой;

- этносоциология; этнопсихология; физическая антропология...

Классификация источников:

1. По типам:

- вещественные – любые реально существующие предметы (одежда, пища, утварь);

- письменные – любые материалы, письменно зафиксированные (исследования и описания ученых, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты…);

- изобразительные (картины, фотографии, наскальная живопись);

- устные или мемораты (рассказы о жизни).

2. По видам:

- фольклорные;

- статистические;

- материалы делопроизводства;

- этнографические описания;

- материалы исследования других наук (археологические, этнолингвистические…).

3. По методам:

Метод – способ получения материала и его последующей обработки.

Основным является метод полевых экспедиционных исследований.

Метод сбора материала:

- опрос, интервьюирования;

- непосредственное наблюдение;

- аудиофиксация и видеофиксация;

- выборка и анализ статистических и архивных источников.

Методы обработки:

- описание;

- историко-сравнительный;

- историко-генетический;

- историко-типологический;

- структурно-типологический;

- структурно-функциональный;

- семиотический;

- системный подход;

- математико-статистический;

- социологический (анкетирование);

- картографирование.

3. Развитие этнографии как науки 1. Зачатки этнографических знаний формируются уже в античный период (9 век до н.э. – 2 век н. э.). Ученые: Геродот (5 в. до н.э.), Аристотель (4 в. до н.э.) – ввел термин «этнос».

2. 13-сер. 15 вв. – оживление интереса к культуре других народов из-за нашествия монгольских племен.

Плано Карпени: путешествие в Среднюю и Центральную Азию для заключения дипломатических договоров. Марко Поло: путешествия в Центральную, Восточную и Южную Азию.

1. сер. 15 - сер. 17 вв. - Эпоха Великих Географических открытий.

Плавание Христофора Колумба, Васко да Гама, колонизаторские походы Англии, Голландии и других стран; появляются сведения о Московском государстве; расширяются знания европейцев об окружающих народах.

4. конец 17-18 вв. - «Век Просвещения».

В это время организовывалось много экспедиций; появляются сведения об индейцах, народах Австралии и Океании, народах Сибири и Дальнего Востока. Начинает применяться историко-сравнительный метод исследования (сравнение народов)

5. 1 пол. 19 века - бурный рост интереса к культуре европейского крестьянства, рост патриотизма и романтизма. Зарождается мифологическая школа.

ü Первое научное направление в этнографии - эволюционная школа (середина 19 века).

Исследования проводились в Англии, Италии, США…

Представители: Джеймс Фрэзер, Адольф Бастиан, Генрих Морган.

Объект исследования эволюционистов:

- человек или общество;

- изучение семейно-брачных отношений;

- изучение первобытных верований и их эволюции;

- периодизация первобытного общества;

- изучение эволюционного хозяйства…

Основные идеи:

единство человеческого рода;

однолинейность развития от простого к сложному;

источником эволюции являются постоянное действие различных сил (принципы естественного отбора, классовая борьба, столкновение противоречий, накопление знаний…).

ü Параллельно с эволюц. школой стала развиваться диффузионистская школа.

Центром стала Германия.

Представители: Фридрих Ратцель, Лео Фробениус, Фриц Гребнер.

Объект исследования: культура, как результат взаимодействия народов.

Методы: картографирование, культурных кругов, полевых исследований.

ü Начало 20 века - «Фрейдизм» или «психоаналитическая теория».

Представители: Зигмунд Фрейд, Карл Густо Юнг, Рохейм.

Методы: психоанализ для исследования некоторых явлений в человеческой культуре: тотемизма (вера в сверхъестественное родство человека с растением, животным), табу (система человеческих запретов), экзогамия (запрет браков внутри родственной группы), эндогамии (заключение браков внутри родственной группы).

ü «Социологическая школа» (конец 19- начало 20 века).

Центром являлась Франция.

Объект исследования: общество. Исследовались вопросы происхождения религии, изучали коллективные представления, выявляли особенности первобытного мышления.

Представители: Эмиль Дюркгейм (основатель), Марсель Мосс, Леви Брюль.

ü «Структурный функционализм» (начало 20 века) Центром стала Англия. Представители: Бронислав Малиновский, Радклифф-Браун, Леви-Строс.

Б. Малиновский разработал теорию потребностей, методику включенного наблюдения в полевых условиях, сравнительно-социологический метод, создание социальных институтов. Радклифф-Браун создал направление – социальная антропология. Он разрабатывал сравнительно социологический метод и изучал сеть социальных отношений. Леви-Строс – основатель направления структурализм. Он рассматривал и изучал материалы мифологии и фольклора.

ü Американская школа исторической этнологии «Школа Боас» (кон. 19-нач. 20 вв.). Основатель- Франц Боас. В рамках этой школы исследовалась динамика культуры, взаимоотношения человека и культуры.

Позднее стали развиваться Американская этнопсихологическая школа, а с сер. 20 в. – Американская культурная эволюционная школа, неофункционализм.

19 век - становление эволюции в России, как науки. В середине 19 века появляются профессиональные кадры, учреждаются академии наук.

1845 г. – создано императорское русское географическое общество, в котором были отделения географии, статистики и этнографии). Среди теоретических разработок следует отметить концепцию хозяйственно-культурных типов (Левин, Чебоксаров).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органы управления туризмом. Хронология преобразований IX-1991 г. Российская акционерная компания по иностранному туризму III-1992 г. Министерство культуры | Системы управления базами данных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.