Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1

Актуальность изучения особенностей психического развития детей, лишенных родительского попечительства. Причины возникновения социального сиротства в России. Формы воспитания детей, лишенных родительского попечительства.

План

Лекция 1-2. Социальное сиротство в России / 4.

Enumerate different cases of SPECIALIZATION and give examples.

Give examples of the main oppositions in the semantic structure of a polysemantic word.

8. What semantic change is gradual and what is momentary?

10. What types of similarity can metaphor be based on?

1. Актуальность изучения особенностей психического развития детей, лишенных родительского попечительства. Причины возникновения социального сиротства в России. Формы воспитания детей, лишенных родительского попечительства.

2. Факторы, определяющие неблагополучие в психическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях. Понятие депривации. Взаимосвязь различных видов депривации.

 

Ключевые понятия: отягощенная наследственность, хронические заболевания, материнская депривация, двигательная депривация, пищевая депривация, сенсорная депривация, социальная депривация

 

 

Социальное сиротство - один из симптомов социального неблагополучия современной России. Проблема сиротства и, прежде всего, сиротства социального, приобрела в России масштабы национальной катастрофы, выражающейся не только в беспрецедентном росте количества детей, лишившихся родительской опеки, но и в явном недостатке эффективных способов противодействия этому процессу или хотя бы смягчения его негативных последствий.

При этом в массовом сознании господствуют представления о преимущественной ответственности государства, как за возникновение проблемы социального сиротства, так и за её преодоление, что, конечно же, имеет под собой реальные основания, но, к сожалению, не ограничивается идеологическими, политическими и социально-экономическими причинами.

В девяностые годы XX в. Россия столкнулась с необходимостью действенных и срочных мер для защиты детей как наиболее важной и многочисленной социально уязвимой группы людей. Разрушение системы ценностей, резкое падение уровня и качества жизни большей части населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе привели к росту сиротства в государстве. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детей. В 2007 г. в Российской Федерации насчитывалось 742 тыс. детей-сирот, что в 2,6 раза превышает уровень сиротства в стране в 1990 г.

Рост сиротства в России сопровождается увеличением числа социологических исследований, ставящих целью осмысление данного феномена в изменившихся социальных условиях, а также способов его преодоления. Результаты данных работ заметно расширили понимание правозащитной деятельности в сфере охраны прав детей-сирот, однако в целом для анализируемых исследований, касающихся защиты прав детей-

сирот, характерен акцент на отдельных формах защиты их прав. Деятельность общественных объединений, как, впрочем, и средств массовой коммуникации, во многом определяющих государственную политику в отношении защиты прав детей-сирот, формирование представлений о проблеме защиты этих прав в массовом сознании редко становятся предметом социологического анализа.

Кроме того, не достает детальных исследований того, как защита прав детей-сирот воспринимается в обществе. В опросах общественного мнения данные вопросы затрагиваются на весьма фрагментарном уровне.

Государством, наряду с финансированием традиционной системы воспитательных и образовательных учреждений интернатного типа, выделяются немалые средства для формирования новых структур и новых служб профилактической и социально-реабилитационной помощи детям сиротам. Однако рентабельность этих вложений оказывается ниже ожидаемой по основным параметрам её возможной оценки: количество детей, воспитывающихся вне семьи, продолжает расти, сохраняется предпочтение сиротских учреждений иным формам их жизнеустройства, а, следовательно, сохраняются типичные для сирот деформации личностного развития, поддерживающие высокий уровень риска социальной дезадаптации.

Таким образом, актуальность изучения социального сиротства в России в том, что надвигается третья волна социального сиротства. Первая волна - великая отечественная война, вторая - годы после войны, и третья волна - наше время. Показатели социального сиротства в наше время превысили показатели второй волны. Основная причина отказа от ребёнка - это отсутствие ценности семьи, отсутствие ценности ребёнка.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Это понятие появилось во время второй мировой войны и рассматривалось как «синдром сиротства», вызванный многочисленными разрушениями и человеческими потерями. Впервые о социальном сиротств как широкомасштабном явлении в России было заявлено в октябре 1987 года на конференции Советского детского фонда. В докладе его президента А. Лиханова подчёркивалось, что ни в одной стране мира не отмечалось такого количества детей, брошенных своими родителями. Обращает на себя внимание качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребёнка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами, или сиротами при живых родителях.

Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В учреждения интернатного типа попадают дети из следующих групп неблагополучных семей:

• дети, родители которых имеют выраженные материальные и социальные проблемы;

• дети из распадающихся семей;

• дети, потерявшие родственников, ранее заботившихся о ребёнке (когда фактическая забота о ребёнке исходила не от родителя, а от другого родственника);

• дети, родители которых временно находятся в больницах (соматических или психиатрических), тюрьмах, др. учреждениях;

• дети в кризисных ситуациях (имеющие риск совершить суицид; переживающие острый конфликт дома или в школе; подвергшиеся сексуальному или физическому насилию; употребляющие психоактивные вещества.

В последние годы в России возник и приобретает употребление в практике новый термин, дополнительный к понятию «социальное

сиротство». В официальных документах чаще речь идёт о «детях, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» содержит перечень категорий детей, попавших под понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»:

• дети, оставшиеся без попечения родителей;

• дети-инвалиды;

• дети-жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий;

• дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

• дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

• дети - жертвы насилия;

• дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

• дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

• дети, проживающие в малоимущих семьях;

• дети с отклонением в поведении;

• дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

• дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии.

Такие реалии современной российской жизни как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

 

Причины социального сиротства в России были подвергнуты глубокому анализу в коллективной монографии В.К. Зарецкого, М.О. Дубровской, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогоровой, основанной на результатах системного фундаментального характера исследования проблемы сиротства в России [1].

Причины и факторы появления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, раскрыты в учебном пособии Т.П. Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В. Быковым «Социально-психологическая помощь обездоленным детям».

Опишем несколько причин, приводящих к появлению детей, которые оказываются вне семьи.

1. Отказ родителей от детей, в том числе и при рождении Отказ родителей от детей занимает особое место среди причин утраты родительского попечения. Явление это не только Российское.

Можно выделить три основные категории бросающих матерей, Первая - отец ребёнка бросил беременную мать. Вторая - женщина рожает ребёнка от внебрачной связи. Третья категория - женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой ответственностью, а также женщин, ведущих асоциальный образ жизни, занимающихся пьянством, наркоманией, проституцией.

Рассмотрим более подробно аспекты отказа от ребёнка и выявим причины аномальной формы поведения.

Большинство учёных к причинам социального сиротства сводят социальные факторы. Жизнь показывает, что социальные потрясения во всём мире, и в России в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа детей, которые остаются без родителей.Современная социальная и политическая ситуация в России характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. Вместе с тем отказ от ребёнка не является следствием только низкого уровня материального благосостояния общества.

Одним из важнейших факторов, влияющих на появление детей сирот, является утрата культурно-национальных и религиозных традиций общества, влияющих на формирование неправильных семейных отношений и на поведение девушек. Как показывают исследования, большинство матерей, оставивших младенца, воспитывались в неблагополучных семьях, с детства обрели негативный опыт межличностных взаимоотношений.

Особое влияние на девочек оказывает искажённое воспитание со стороны матери. Насилие и издевательство над девочкой нарушают её готовность к будущему материнству. Социальная среда не только искажает формирование личностных предпосылок к эффективному материнству, но и служит главным катализатором девиантного поведения девушек. Такие негативные социальные факторы, как низкий уровень образования, бедность, безработица, делают их чаще, чем юношей, агрессивными по отношению к детям. Одно из объяснений - молодая женщина воспринимает ребёнка как угрозу самоотождествлению, самореализации.

Как показывают статистические данные, количество детей, от которых отказались родители, постоянно продолжает расти, причины отказа от детей в основном определены социально-экономическими факторами (оставляют детей матери из социально незащищённых семей, не имеющие хорошего образования и престижной профессии, молодые мамы и др.).

Особые социально-психологические условия, в которых вынуждена жить женщина, родившая внебрачного ребёнка, в нашей стране хорошо известны. Учитывая факторы, нарушающие чувство материнства при внебрачной беременности, в развитых странах государство и общественность

создают специальные клиники и приюты для таких «проблемных семей». В их штате - социальные работники, психологи, психиатры.

Психологи и медики приходят к выводу, что одним из мощных факторов, искажающих материнское поведение, является психологический стресс, который женщина переживает во время беременности. Это особенно надо учитывать в связи с ранней беременностью: женщина очень часто становится объектом «домашней ненависти» и агрессивных действий со стороны близких.

И всё же пока нет ответа на главный вопрос: почему при равных условиях одна мать бросает своего ребёнка, а другая, чтобы накормит его, готова на самые отчаянные лишения? Понять это можно, только изучив индивидуальные особенности женщины. И первым фактором среди прочих стоит возраст матери.

Беременность юной женщины - причина тяжёлых конфликтов в семье. Семья зачастую ни морально, ни материально не готова к новому качеству девушки. Очень часто такие конфликты оказываются роковыми и, подталкивая юных девушек к уходу из семьи, в асоциальные компании, приводят их на путь бродяжничества, проституции и т.д.

Таким образом, большинство учёных едины во мнении: раннее материнство неблагоприятно не только и не столько с акушерской точки зрения, сколько с социальной.

Особые психологические проблемы возникают у матерей-одиночек. Запоздалое обнаружение беременности может вызвать агрессивные чувства по отношению к ребёнку. Глубокая потребность молодой матери в благодарности не находит своего удовлетворения в росте и хорошем поведении ребёнка. Женщина становится чувствительной к крикам ребёнка, к отказам от еды, к его настойчивости. Ребёнок становится символом поражения женщины в личной жизни и тем самым является формой насилия по отношению к ней. Это порождает глубокую тревожность. Женщина

старается справиться с ней повышением настойчивости, с помощью какой-нибудь грубости и, как крайняя мера, добровольно отказывается от ребёнка как от ненужного бремени.

Исследования подтвердили у юных женщин, бросивших детей, психологическую незрелость, эмоциональную неустойчивость, неспособность к позитивной связи с ребёнком. Личностная незрелость и является важнейшим психологическим фактором, способствующим формированию аномальных "мотиваций у женщин.

Ещё одна причина такого поведения - психические заболевания. Известно, что беременность и роды - мощный фактор, способствующий возникновению и проявлению психических нарушений.

Таким образом, значительная часть случаев отказов от детей связана не столько с социальными нуждами или с глубокой нравственной деградацией женщины, сколько с временными, личностными, социально-психологическими и материальными кризисами.

2. Семейное неблагополучие как фактор риска социального сиротства

Семья представляет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. Эту особую персональную среду обитания ребёнка можно охарактеризовать с помощью специальных параметров, позволяющих диагностировать качества и условия жизни в ней, а также выявлять зоны социального риска и семейного неблагополучия.

Социально-культурный параметр семьи характеризует

образовательный уровень членов семьи, их участие в жизни общества. Родители с низким уровнем общеобразовательной подготовки занимаются малоквалифицированным трудом, в результате чего возникает категория людей с пониженными трудовыми и социальными потребностями.

Социально-экономический параметр семьи определяет материальные возможности семьи, а также виды занятости. В настоящее время в области социального неблагополучия находятся 50% жителей РФ. Типичным для

этой группы семей является «выталкивание» детей на улицу, если семья длительное время находится в экстремальной ситуации.

Технико-гигиенический параметр характеризует жилищные условия, оборудованность жилища, т.е. гигиенические особенности образа жизни семьи. Жилищные условия оказывают определённое прямое или косвенное влияние на развитие детей. В стеснённых условиях существования любой семейный конфликт создаёт напряжённую эмоциональную атмосферу, вызывающую у ребёнка тревогу, психологический дискомфорт, что в свою очередь, препятствует его гармоничному развитию.

Демографический параметр определяется структурой семьи. Демография семьи зависит от планирования семьи. Планирование семьи тесно связано с понятием ответственное родительство, т.е. рождение детей по желанию, а не по случаю.

Межличностный семейный параметр направлен на анализ особенностей родительских и детско-родитёльских отношений в семье. Например, в сложной социально-психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода. Разрыв кровно-родственных связей отрицательно сказывается на социализации подрастающих детей.

Доминирующими признаками семей, в которых есть безнадзорные дети, выступают, прежде всего, вредные привычки родителей, в основном алкоголизм (6%) и полная трудовая занятость родителей (70%), что ведёт к отсутствию контроля за ребёнком.

Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребёнку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Патогенным фактором выступают состав и структура семьи, уровень её

материального благополучия, сформировавшийся в ней психологический климат.

3. Жестокое отношение к ребёнку

Жестокое отношение - оставление без присмотра, безнадзорность в течение нескольких дней, физическое насилие родителями или лицами их заменяющими, психическое (эмоциональное) насилие, сексуальное насилие, отсутствие у женщины любви к ребёнку и т.д.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьёзный ущерб для здоровья, развития и социализации ребёнка, нередко - угроза его жизни или даже смерть.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятия онанизмом. Внешне эти дети выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, признаки гигиенической запущенности - педикулёз, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Таким образом, дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определёнными личностными эмоциональными и поведенческими отклонениями.

4. Собственное состояние детей (алкоголь, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, ранняя сексуальность, психические расстройства).

5. Детская беспризорность как источник социального сиротства

Беспризорность продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества.

Достаточно большую группу составляют дети, убежавшие от родителей-алкоголиков, причём это оказывается не единственной причиной бегства, обычно ей сопутствуют голодание ребёнка, конфликтные отношения с родителями, учителями, сверстниками.

Судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Беспризорного ребёнка отличают неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. Беглецы страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности.

Таким образом, главная причина роста числа беспризорных детей - тяжёлая ситуация в семье. Для того чтобы преодолеть беспризорничество, необходим целый комплекс мероприятий на уровне общегосударственного масштаба.

 

 

3. Факторы, определяющие неблагополучие в психическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях. Понятие депривации. Взаимосвязь различных видов депривации.

 

К факторам, определяющим неблагополучие в психическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях можно отнести:

1. Отягощенную наследственность детей (психопатии, умственная отсталость, шизофрения)

2. Хронические заболевания детей

3. Депривация (материнская, двигательная, пищевая, сенсорная, социальная)

 

Рассмотрим более подробно депривацию, как социальный фактор.

К середине XX века стало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, заменяющим мать). Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации».

Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришел из английского и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей» (Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1982-1984).

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации. Наиболее важные виды депривации, которые нужны для понимания развития детей, лишенных нормальной родительской заботы. Сенсорная депривация - это когда человек испытывает сенсорный голод, не получая достаточное количество стимулов - зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания подобных жизненных условий используется понятие - обедненная информационная среда.

В обедненную информационную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна. Обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным. Вместе с тем, современные исследования показывают, что полноценная забота о ребенке может в значительной степени компенсировать последствия проживания в обедненной информационной среде.

С двигательной депривацией мы сталкиваемся всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.

Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны - необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка. Важным моментом развития.самосознания человека является период, когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. М.Ю.Кистяковская (1965) обнаружила, что самые яркие эмоциональные реакции у младенцев возникают при выполнении наиболее сложных по структуре движений. Это чувство «мышечной радости» характерно и для старших детей. В этой же работе М.Ю. Кистяковской было показано, что у детей воспитывающихся в домах ребенка, обнаруживается состояние глубокой моторной отсталости, из которого их можно вывести только с помощью интенсивной психолого-педагогической работы. Сами собой с возрастом подобные нарушения не проходят.

Наряду с сенсорной и двигательной выделяют также социальную депривацию. Социальная депривация возникает тогда, когда ребенок лишен связи с внешним миром.

Трудно понять, как действуют отдельные деривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, и формирование психики. Тем более это трудно в отношении материнской депривации, когда сенсорная, двигательная, социальная депривация является ее следствием - следствием лишения ребенка с раннего возраста заботы матери, ее тепла.

Присутствие матери не только дает возможность защититься от неприятных эмоциональных переживаний, но и формирует способность в принципе более спокойно, с менее эмоциональной нагрузкой переносить жизненные различные трудности, быть более активными и меньше пугаться в сложных или угрожающих ситуациях.

В книге И. Лангмейера и 3. Матейчека приведен целый ряд фактов, показывающих, что влияние переживания экстремальных жизненных ситуаций на эмоциональное состояние и дальнейшее развитие детей прямо зависят от того, были ли эти ситуации пережиты ребенком вместе с матерью или без неё3.

Значение ранних эмоциональных связей матери и ребенка для всего его дальнейшего развития особенно хорошо видно на примере соотношения любви, страха и познавательной активности. Согласно Х.Харлоу, первое чувство, которое появляется в жизни живого существа,- любовь к матери - и полноценное развитие ребенка может осуществляться только в контакте с матерью. Эта любовь тормозит появляющиеся позже страх и агрессию, в результате чего подобные чувства испытываются ребенком лишь в ситуации действительной опасности, а не как реакция на любой новый раздражитель.

Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое следствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться.

Суть депривационной ретардации в условиях отечественных детских домов и школ-интернатов в сфере интеллектуального развития состоит в дисгармоничном развитии интеллекта (преобладание вербального интеллекта над невербальным), формальном характере усваиваемых знаний, неспособности их использовать при решении теоретических и практических задач, в отсутствии познавательной мотивации, в интеллектуальной пассивности.

Нарушение в общении ребенка с взрослыми - ведущий фактор депривации. Нарушения общения, первоначально возникающие в диаде «ребенок - значимый взрослый», затем распространяются на другие формы общения детей с взрослыми и сверстниками. Возникает ситуация «заколдованного психологического круга»: являясь источником, порождающим депривацию, нарушение общения со взрослым само оказывается под влиянием этого фактора, становясь одним из показателей материнской депривации. Нарушения в общении детей, растущих вне семьи, со взрослыми и сверстниками фиксируется на всем протяжении детского периода развития и даже во взрослой жизни.

Неудовлетворенность потребности в общении со взрослыми наблюдается уже с первых дней пребывания ребенка в школе - интернате и может, следовательно, рассматриваться как наследство дошкольного детства, проведенного вне семьи. У детей воспитывающихся в школе - интернате нет стремления, принимать, и выполнять задания учителей. В интернате данное стремление отражает не сформированность у ребенка способности отнестись к взрослому как к учителю и выполнить его задание как учебное, а именно неудовлетворенность потребности в общении со взрослым, выражаются в стремлении любой ценой вызвать его положительную оценку, привлечь внимание к себе. Зафиксированы два момента в общении воспитанников детского дома с взрослыми: с одной стороны, напряженность данной потребности, а с другой - примитивность и неразборчивость форм общения.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лишенные родительского попечения. Хрестоматия под ред. Мухиной В.С. М, 1991

2. Психологическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской-М: 2000

3. Сопровождение развития детей-сирот: психолого-педагогические проблемы: учебное пособие/ сост. О.Ф. Горбунова, Е.А.Калягина.-Абакан: Издательство ХГУ им.Н.Ф.Катанова,2008.

 

Контрольные вопросы:

1.Назовите причины возникновения социального сиротства в России

2. Назовите ученных работающих в области изучения психологических особенностей детей, воспитывающихся вне семьи

3. Раскройте виды депривации

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Name the components of connotative meaning and give examples | Лекция №2. 1. Экология, предмет, содержание, проблемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.