Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н.Н. Каргин

Лекция 1. Человек как предмет познания

Объяснять – значит сводить свойства и поведение неизвестного к свойствам и поведению известного, а если это неизвестное не похоже на нечто, например шар, сыр и стул, то не следует опускать руки, в нашем распоряжении остается математика.

Ключевые слова: жизнедеятельность, социальная жизнь, деятельность, поведение, мотив.

Введение

На протяжении веков философская мысль, так или иначе, рассматривала вопрос о предназначении человека в нашем мире (на земле). При всех значимых и нет разногласиях в определении этого явления, набольшее значения приобрело понятие о человеке, сформированное в ХIХ веке, как «лучшем» продукте развития живой природы, находящемся на вершине эволюции. Однако, в ХХI веке все чаще данное мнение ставится под сомнение, и возникает предположение, не является ли человек ошибкой эволюции. На данный вопрос нет пока однозначного ответа, хотя он становится популярным и регулярно представляется предметом дискуссий, в том числе, и в учебных аудиториях. К сожалению, обнаруженные в публикациях варианты осмысления и, более того, предложенные пути решения этого важного вопроса или чересчур идеологизированы, или методологически неверно поставлены.

Наиболее последовательный подход, обнаруженный нами в философских и методологических публикациях, принадлежит Станиславу Лему, изложен в работе «Сумма технологий». Для нас интересны и важны два методологических принципа, касающихся понимания возможного исторического развертывания всего потенциала биологической системы земли; это представлено в следующих высказываниях:

«Конструкторский метод технологической эволюции совершено иной. Природа должна была заложить в биологический строительный материал все потенциальные возможности, реализованные значительно позже, тогда, когда человек, приступая к одной технологии, отбрасывал её, чтобы перейти к другой, новой».[1] И далее, «но эволюция сумела «выжать» из столь ограниченного исходного материала буквально всё, что было возможно. В результате, «технология» живой материи по сей день побивает нашу, человеческую, инженерную технологию, поддерживаемую всеми ресурсами коллективно добытого теоретического знания» [там же]. Данный принцип чрезвычайно важен для понимания и определения возможных границ, в пределах которых и должно осуществляться конструирование структурно-функциональной модели организма человека в различных его практических ипостасях. То есть, природа изначально задала матрицу возможных модификаций человеческого организма, обусловленную физическими законами, лежащими в основе возникновения и самоорганизации сложных системных образований. Имеются в виду все основные физические законы, в рамках которых только и могут осуществляться какие-либо, в том числе и генетические, изменения организма, которые, в конечном итоге, направлены или на повышение эффективности механизмов адаптации, или тупиковые, ведущие к гибели направления движения.

Другой важный принцип, рассматриваемый С. Лемом, это неиспользованные возможности эволюции в конструкции человека. С. Лем сокрушается по поводу не использования в формирования человека всех потенциальных возможностей заключенных в самой биологической системе земли: объем мозга питекантропа, мышечную силу «гориллы», твердого панциря ящеров, уникальную сенсорную способность органов летучих мышей и многое другое.

Однако поставим вопрос иначе, нужно ли это человеку, обеспечит ли большую приспособительную возможность и развитие, а если нужно, то возможно ли теоретически и практически реализация подобной формы?

Человек в структуре деятельности

Социальная жизнь -специфический процесс и способ существования людей, осуществляемый в рамках определенных структур и в форме нескольких граничных состояний.

Главный принцип организации и свойство, обеспечивающее стабильное существование социальной жизни – развитие.

Формы граничных состояний социальных систем, обеспечивающих их развитие

Максимально возможный уровень организованности социума – цивилизация.

Минимально возможный уровень организованности социума – семья.

Все остальные, организационные формы социальной организованности общества, включая государство, – нестабильны. Они проявляются, изменяются, разрушаются и создаются, исключительно благодаря неравнозначности потенциалов и уровня активности отдельных индивидуумов, проявляемых в локальных и индивидуальных взаимодействиях между ними.

Социальные проблемы - характеристики состояния взаимодействий, обеспечивающие стабильность организованного социума. В рамках социальной системы: содействий или противодействий индивидов, представляющих разные интересы многообразных организационных структур, в процессах профессиональных деятельностей.

Основное свойство социальных систем – целостность системного образования, осуществляющего преобразования имеющихся средств, в цели, в интервале от 0 до 1.

Стабильность системного целостного образования обеспечивается многоуровневыми структурами – механизмами, регулирующими многочисленные системные процессы, исходя из принципа обратной связи.

Социальные структуры, не обеспечивающие интеграцию или сплоченность отдельных социальных процессов (личностных, в том числе), меньше, чем 5%, нестабильны и не обеспечивают должной эффективности в управлении организациями.

Деятельность - основной механизм, обеспечивающий интеграцию разнохарактерных процессов в системе социума и придающий ей свойство целостности.

Деятельностный подход - методологическая концепция, базирующаяся на представлении о жизни человека и общества, как целостной функциональной системе. Обязательными условиями существования которой являются наличие цели, средств, процессов, организованных в структуры, механизмов, обеспечивающих преобразование, регулирование (обратная связь), развитие.

Одной из важнейших особенностей человеческого общества, как организованной системы является наличие у него определённого свойства – развития. Развитие общества обеспечивается целенаправленной деятельностью всех составляющих это сообщество индивидов. В этом аспекте жизнедеятельность человека рассматривается как самая широкая категория активного отношения людей к окружающей их действительности. Наиболее крупной «единицей» жизненного процесса принято считать деятельность. В этом смысле мы обычно говорим, например, о деятельности врача, деятельности педагога и, в том числе, о спортивной деятельности. Деятельность, направленная на свой предмет, является сознательной деятельностью, в том смысле, что она представляет собой такое активное отношение к действительности, которое всегда регулируется осознанием главной цели. Достижение такой цели, как правило, осуществляется путем последовательного решения частных задач, отвечающим промежуточным целям (или подцелям) деятельности.

Теория деятельности – теория описывающая, объясняющая процессы проявления социальной активности людей, исходя из представления о системном характере социальной организованности людей и, следовательно, детерминации их поведения системными же законами.

В историческом плане, выделение деятельности в качестве самостоятельной «единицы» жизненной активности следует отнести к моменту начала разделения труда в общественном производстве. К.Маркс [2], писал: «Как только начинается разделение труда, у каждого появляется какой-нибудь определенный, исключительный круг деятельности».

«Теория деятельности», в основном, произведение русской школы теоретического мышления, созданная на базе психолого-педагогического направления научных исследований.

Основоположниками деятельностного подхода являются П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и многие другие, развивающие данный подход в рамках дисциплин, реализующих их научные интересы.

Обобщая и конкретизируя основные положения теории функциональных систем, сформулируем следующие гипотетические посылки:

1) всякий целенаправленный поведенческий акт (действие) обладает системной организацией, задействованной в реализации его функций; системообразующим началом поведенческого акта является результат действия;

2) всякое двигательное действие, формируемое функциональной системой, основано на её способности к "опережающему отражению" событий и "мотивировано" достижением "положительного" для этой системы эффекта (результата);

3) сличение полученного результата, с запланированной задачей, лежит в основе коррекций или перестройки программы действий функциональной системы.

Состояние теоретического осмысления процесса деятельности

Известный Российский ученый В.В. Давыдов в докладе на III Международном конгрессе по теории деятельности 28.05. 2006г. «Теория деятельности и социальная политика» с академическим изяществом кавалергарда, на светском балу, «провел в танце» современную «теорию деятельности» по зигзагам научной жизни, не толкнув при этом ни одного из «корифеев» от науки. Однако в его анализе не прозвучала позиция ни сторонников системного подхода, очень тесно соприкасавшихся и с самой теорией (Д) и предметом её анализа, ни «кибернетиков», не являющихся приверженцами традиционной психологической теории. Но ведь «деятельность», хотя бы в канве реальной жизни, есть, прежде всего, процесс преобразования средств в цели (не более того). И как любой процесс протекает в рамках структур, относящихся или входящих в какую-либо конкретную систему. Цель в реальной жизни всегда порождение потребностей индивида. Потребностей зачастую «низменных и чуждых» высокому уровню эстетических представлений социально-психологических теорий, но не становящихся от этого менее жизненными, действенными и актуальными.

Действия в рамках «теории деятельности», в реальной жизни, всегда выступают в формах поведенческих реакций, являющихся (по теории кибернетики) «методом» взаимодействия субъекта с объектом. А по иному подходу - формой взаимодействия системы со средой или с однотипной по классу иной системой, исходя из задач содействия или противодействия.

А все без исключения понятия психологических теорий (потребности, мотивы, интересы, установки и т.д.) вполне логично и обоснованно ложатся в русло «теории деятельности», как целостной структуры отражающей этапы, формы, процессы реального протекания жизнедеятельности.

К сожалению, в научных публикациях, десятки, если не сотни «новорусских» от науки, используют и трактуют термин «деятельность» без всякого уважения не только к корифеям академической науки, но и без здравого смысла, в целом.

Теория деятельности, как и большинство гениальных творений человеческой мысли, гораздо шире того понимания, которое озвучивают многие современные специалисты. И как самая широкая категория, отражающая человеческую жизнь, постоянно наполняется все новыми элементами теоретического и эмпирического знания, отнюдь не «опровергающих», а дополняющих и конкретизирующих её. И, как каждая нормальная (неидеологизированная) теория, постепенно превращается в новую форму процесса метаморфозы. От теории описывающей и объяснительной к теории доказывающей и, наконец, к теории предсказывающей - таков путь истинной теории. И это вполне нормальная закономерность. Нет никакого противоречия в том, что содержание частных, локальных закономерностей, открытых в иных областях научной практики, спокойно «ложатся» в русло данной теории. Это и есть практическое воплощение, так называемого «изоморфизма законов», используемого для объяснения функционирования и развития систем различной сложности.

Рассмотрим активность человека, как элемента этой самой деятельности, в различных формах его проявления или ипостасях: цели, средства и метода. См. Рис. 1

 

Человек в структуре процессов деятельности

Деятельность Человек как «средство». «Рабочая сила» Человек как «метод». /Менеджер/ Человек как субъект или «хозяин» своей жизни
Параметры процессов Характеристика действий Характеристика поведения Характеристика ценностей
Направленность; Объём; Мощность; Интенсивность; Затратность Нормальные; Адекватные; Напряженные, «работа на износ» Активные; Упреждающие; Нормально - реагирующие; Пассивные - сопротивляющееся Созидание; Разрушение; Потребление.

Рис. 1

 

Для каждого из отраженных в таблице ипостасей деятельности присущи как специфические процессы развертывания деятельности, так и формы реализации активности. Некоторые особенности, которые мы попытались представить в таблице, на рис. 2.

Свойства отдельных элементов реализации активности в структуре деятельности личности

 

Деятельность Поведение Стиль Манера
Цель Задача Задание Форма
Обеспечить тип личностной организованности Метод -статистический Обеспечить структуру и алгорим развертывания двигательных реакций Метод -индивидуально- типологический Выработка оптимальной для организма процедуры реализации двигательных актов Метод –индивидуально- биологический Адекватная культурно – психологическим стандартам и ценностям этноса
Характеристика процесса - Стратегия     Тактика     Технология   Выразительность, эффект
Преобразование средств в цели Алгориты, инварианты Манипуляции Сопереживания
Результат Затратность Эффективность Зрелищность
Развивающий Стабилизирующий Деградирующий Максимальная Оптимальная Минимальная Полная = 1 Частичная =0,5 Минимальная>0,5 Впечатляющая Неприметная Отталкивающая

Рис.2

 

Наиболее крупной «единицей» жизненного процесса принято считать деятельность. В этом смысле, мы обычно говорим, например, о деятельности врача, деятельности педагога и, в том числе, о спортивной деятельности. Деятельность, направленная на свой предмет, является сознательной деятельностью в том смысле, что она представляет собой такое активное отношение к действительности, которое всегда регулируется осознанием главной цели. Достижение такой цели, как правило, осуществляется путем последовательного решения частных задач, отвечающим промежуточным целям (или подцелям) деятельности. Так, например, для охотника, как наиболее древней формы активного отношения к действительности, конечной целью выступает акт умерщвления добычи, который включает в себя множество промежуточных целей: составить маршрут движения, подготовить оружие, выследить зверя и т.д. Реализация каждой промежуточной цели деятельности, как это легко понять из нашего примера, требует опять-таки «активного отношения человека к действительности», хотя и не столь развернутой в пространстве и времени, как это необходимо для реализации всей деятельности в целом. Таким образом, деятельность представляет собой структуру определенных элементов включающих конкретную цель и операционного состава отдельных двигательных составляющих или действий организованных логикой поведения и имеющимися ресурсными возможностями. В отличие от деятельности, отдельное действие обладает рядом специфических свойств, выявление которых может быть произведено обычным наблюдением, рассмотрим некоторые из них:

Во-первых, одно и то же действие может входить в состав различных деятельностей. Например, действия, отвечающие промежуточной цели: - составить маршрут, который мы выделили в качестве «единицы» деятельности охотника. С той же необходимостью входит в деятельность туриста, геолога, штурмана, ученого-путешественника и т.д.

Во-вторых, одни и те же действия, входящие в состав конкретной деятельности, могут быть, реализованы различными способами (операциями) в зависимости от наличных условий протекания деятельности. Так, охотник, составляющий маршрут, может планировать его, либо перебирая в памяти особенности знакомой ему местности, либо пользуясь географической картой, либо запоминая словесное описание местности своим товарищем и т.д. Из этого следует, что каждое действие имеет свой операционный состав, под которым мы понимаем способ реализации действия.

В-третьих, действия и операции в отличие от деятельности могут быть внешними (экстериоризированными), так и внутренними (интериоризированными). Согласно психологической теории Л.С. Выготского, внутренние действия и операции генетически происходят из «внешних» или предметных путем интериоризации последних, то есть, формируясь на основе мотива деятельности.

Исходя из данного определения, деятельностью мы будем называть только такие процессы жизненной активности, по отношению к которым и их целеполагающее начало (мотив), и их конечная цель (предмет) могут рассматриваться внутренне включенными в сам процесс.

Конечной целью охоты, как было принято нами ранее, является умерщвление добычи; мотивом – совокупность информативных признаков (как объективного, так и субъективного порядка), санкционирующих начало деятельности охотника Повтор на стр. 296 (например, свежий след зверя по первоснежью + наличие необходимых орудий охоты, + сохраненные в памяти особенностей возможного маршрута + потребность в пище и т.д.). Допустим, что цель охоты достигнута – зверь убит. Одновременно с достижением потребного результата происходит мгновенный метаморфоз целеполагания: свежий след зверя, который только что выступал в качестве побуждаемого к поиску фактора, утрачивает всяческое содержание, обесценивается; орудия охоты превращается в орудия защиты т.д. Целеполагающее начало активности снято за счет «опредмечивания» потребности в продукте труда, в реализации конечной цели деятельности, процесс завершен. Так как деятельность включает в себя множество раздельных действий, то очевидно, что реализация одного действия не должна снимать ни доминирующего мотива, ни конечной цели (если, безусловно, рассматриваемое действие не было финальным в развертываемой деятельности). Характерной и отличительной чертой действия, с этой стороны, является несовпадения мотива, санкционирующего активность человека и цели действия (промежуточной цели), т.е. несовпадение того, что в деятельности всегда слитно.

Выводы:

- деятельность фундаментальная научная категория, и её использование должно соответствовать задачам отражения теорией характера протекания разнообразных процессов в реальной системе жизнедеятельности;

- имеющаяся путаница в терминах, характеризующих различные этапы и фазы развертывания процесса деятельности, вызвана игнорированием фундаментальных законов психологической теории;

- имеющийся грубый, неадаптированный перенос способов управления, разработанных для задач технической кибернетики, для сугубо человеческой деятельности, для которой главными составляющими элементами выступают категории цели, мотива, установки, только и способные обеспечить её результативность, используя для этого исключительно человеческие свойства, проявляющиеся в форме стиля, манеры. Именно эти характеристики и обеспечивают перевод универсального свойства функциональных систем – поведения, Н. Винер [6].

- Повтор на стр. 402

Видимо, обоснованность должна обеспечиваться, только при условии использования параметрических отражаемых или измеряемых элементов: - состояния процессов, структур, механизмом (методов) системного образования.

Структура личности, как элемента социума

В большинстве публикаций относящихся к анализу человека, рассматривается лишь одна из составляющих личности, а именно, его функциональные возможности – рабочая сила. В действительности полное представление о человеке можно получить только при условии рассмотрения его в трех ипостасях: как средство, как метод и как субъект деятельности. Для исследовательских целей мы расширили данный подход и, используя системную методологию, рассмотрим его в свете всех семи системных категорий от цели до формы. Это позволит с максимальной полнотой раскрыть все его основные свойства, реализующиеся в структуре предметной деятельности.

«Человек – система», как цель, её свойство «обновляемость»

Используя для этого законы, сформулированные в рамках «общей теории систем», в которой говорится, что одним из главных свойств, сложно-системного образования – постоянное развитие (экстенсивное, интенсивное). Человек, как системное образование, полностью соответствует данной закономерности. Другой вопрос, развитие зависит от ресурсных, энергетических возможностей, поэтому формы этого развития будут существенно отличаться, на разных исторических этапах эволюции, жизнедеятельности человека. В целом же, процесс развития можно представить как череду организационных форм, обеспечивающих преобразование имеющихся ресурсов по направлению от хаоса к порядку. Далее мы более подробно рассмотрим процесс эволюции человека. В данном случае, наша задача показать что сформулированная (заданная имманентно) цель может быть принципиально реализована только при наличии и возможности задач максимальной универсализации функциональных возможностей (органов) человека. И эти задачи полностью воплотились в организационной форме и структуре человеческого организма, так как обеспечивают максимально широкий диапазон адаптационных возможностей организма человека, в условиях земли.

Не рассматривая всё многообразие целей и задач, так или иначе, возникающих перед человеком на разных этапах его жизненного цикла (от рождения до ухода), предпримем попытку описать возможные классы задач возникающих, в части формирования его (человека) физических составляющих. Данный метод описания структуры задач, в методологии познания, называют «деревом цели».

Прежде всего, введем принципы, ограничивающие рассмотрение человека, как структуры целевых функций:

а/ главным свойством системы, как целевого функционала является свойство, обеспечивающее «обновляемость» её элементов - понимаемое, как процесс постоянного изменения характера решаемых человеком задач, их усложнение, уточнение, переход общих к частным закономерностям и наоборот;

б/ человек, в процессе жизни выполняет постоянно два класса целевых задач:

- задачи, направленные на обеспечение его (человека) имманентных целей, биологического развития, формирования необходимых приспособительных навыков и механизмов и т.д.;

- задачи, которые человеку навязывает общественная система, элементом которой он является, в форме «социально – значимых ролей»;

- задачи, которые в данный исторический момент являются востребованными этим обществом.

Итак, структура целевых функций человека, в части его физической составляющей, должна быть следующей:

Имманентные целевые задачи развития человека:

1/ Достижение уровня функциональной готовности организма, обеспечивающего выживание (функционирование) человека в климате – географической среде обитания.

2/ Освоение набора поведенческих энграмм, обеспечивающих адекватное реагирование на возможные изменения процессов жизнедеятельности в границах пространства существования.

3/ Осознание, выбор и формирование структур двигательных действий и их «качество» или уровень освоения, позволяющих максимально реализовать свой индивидуальный психофизический потенциал и обеспечить тем самым межвидовое развитие.

Социальные (навязанные обществом) целевые задачи развития человека:

1/ Достижение уровня функциональной готовности организма, обеспечивающего выполнения социальной нормы процесса трудовой деятельности, в которую обязан включиться индивид.

2/ Освоение набора двигательных проявлений (действий), необходимого и достаточного для эффективной реализации себя в разнообразных формах социальной деятельности.

3/ Освоение способов (тактических вариантов) конструирования операционного состава двигательных действий, направленных на решения стандартных жизненных задач.

Повтор на стр.271-273. «Человек – система», как средство (ресурсные возможности), её свойство прогрессивность.

Обозначим некую особенность поведения человека, как «средства»:

- во-первых, это особенность процесса преобразования окружающей его «природы», отчужденной от него на каком-то этапе исторического развития, в «природу», органично включенную в его (человека) среду обитания, и ставшей для него собственной средой;

- во-вторых, это средство преобразования и самого человека.

Начнем со второго «задания». Для того, чтобы эффективно преобразовывать природу, человек должен выработать в себе и сформировать способность воспринимать информацию об окружающей его действительности, отражать её в своем сознании, преобразовывать её в своей понятия, моделировать и, наконец, конструировать, изготовлять полезные для себя предметы. И всё это человек освоил. Причем без использования, каких-либо сверхъестественных возможностей (способностей), органов и механизмов, наблюдаемых у других живых существ. Они оказались не столь необходимыми, чтобы осуществлять прогресс в познании и преобразовании, выразившийся в диапазоне от всевозможных проявлений чувств (любви, в том числе) до создания водородной бомбы (как первый шаг к производству постоянной энергетики).

Как «средство преобразования» - научиться, освоить кумулятивный способ действия для самого себя и взаимодействия в команде. На практике, это означает научиться преобразовывать собственный организменный «энергетический хаос» в когерентное, по сути, излучение биологической энергии. От отдельных, удачных действий к спорадическим, нерегулярным взаимодействиям и далее - к регулярной и управляемой деятельности.

Поскольку мы поставили задачу описать некое множество проекций преобразования, форм процесса жизнедеятельности человека, рассмотрим способы обучении некоторым техническим действиям в спорте. В процессе тренировки достаточно сложно объяснить «обучаемому», что хочет от него тренер, и тогда тренер использует способ метафоры. Например, для усиления смыслового значения того или иного действия в боксе, тренер говорит спортсмену: - «Представь себе, что твой кулак это камень, который ты бросаешь в противника», то есть кулак – камень, более образно и доходчиво доводит до понимания спортсмена физические законы, на основе которых удар приобретет тот «акцептор действия» или значение, обеспечивающее ему эффективность (нокаут). В спортивной борьбе, для достижения образности и обеспечения понимания поставленных задач, например, броска через бедро, говорят спортсмену: - «Представь своё тело (ноги, бедро, корпус) как сжатую пружину, которая в момент разжимания отрывает противника от ковра и т.д.» Примеров подобного рода можно привести достаточное множество. Главное для нас, в данном случае, это понимание того, что, выполняя какую-либо функцию общего процесса жизнедеятельности, мы её выполняем не иначе, как на какое-то время, преобразуясь в «универсальное средство», которое и обеспечивает движение процесса в целом.

«Человек – система», как метод, его свойство оптимальность

Еще древние греки сформулировали важнейшее свойство человека, как системной категории – «Человек мера всех вещей» (Протагор). Формирование, конструирование свойства (личности), обеспечивающих переход от движения способом «проб и ошибок» к способу расчета траектории движения в заранее выбранную, спроектированную точку пространства или уровня «модели», в рамках системы деятельности. Являясь элементов в процессах социальной жизнедеятельности, он способен выполнять функцию преобразования поступающей информации в формат научного факта или определенной статистической закономерности, то есть перевести на уровень практического использования.

Любой (нормальный) человек, на каком-либо участке, этапе своего жизненного движения должен выступить в проекции «метода». Причем, в разнообразных его метода формах: познания, преобразования и управления.

Важнейшим для нашего случая, фактом проявления человека в «проекции метода» это процесс апперцепции – «опережающего отражения» в сознании и развертывания действия противника в будущее, что и обеспечивает адекватную двигательную реакцию, гарантирующую успех. Не тот футболист достигает выдающихся результатов, который обладает хорошими отдельными «физическими качествами», а тот, который меньше затрачивает энергии при достижении тактических задач, а это возможно только при возможности прогнозного (опережающего) видения ситуации в данный момент и развертывании игровой ситуации во времени.

Наиболее образно данную ипостась человеческой деятельности выразил К.Маркс, который говорил, что «самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы тем, что он, прежде чем построить что-либо, сначала сконструирует это в своей голове».

«Человек – система», как механизм, его свойство – адаптивность

Все люди, так или иначе, проявляют себя в проекции механизма преобразования жизненного процесса в те или иные формы его процесса отражающие. Являясь элементом системы, человек, с одной стороны, всегда несет в себе свойства, обеспечивающие поддержание, регулирования того социального процесса, в рамках которого он живет.

С другой стороны, пластичность самого организма, как механизма, позволяет регулярно перевоплощаться и играть различные социальные роли на протяжения всей своей жизнедеятельности. Например, социальные роли отца, матери, ребенка, любимого, защитника Родины – солдата, спортсмена и т.д. Человек в проекции механизма всегда обеспечивает регуляторные воздействия, которые различаются по следующим признакам:

- по содержанию: социальные, экономические, технические, организационные;

- по характеру воздействия: убеждения, принуждения;

- по степени охвата: индивидуальные, коллективные;

- по направлению воздействия: активизирующие, сдерживающие;

- по структуре: непосредственные; опосредованные;

- по форме: формализованные, не формализованные.

В этой его, человека, проекции – механизма, достаточно легко логически формализовать характер отношений и взаимодействий со средой, партнёрами и противниками, но в разных системных образованиях. /Теоретическое течение, в полной мере, использующее данный способ анализа – «Бихевиоризм»/.

«Человек – система», как структура, её свойство фрактальность

Структура обеспечивает в непрерывном процессе жизнедеятельности или функционирования системы временную устойчивость, создавая модели и механизмы замещения «средств» в промежуточные цели, которые обеспечивают выстраивания взаимоотношений и взаимосвязи определенных «функционалов» организма со средой. К ним относятся: процедуры приема, переработки и приведение информации в формат системного языка; выбор или конструирование «адекватных» энграмм поведения; запуск реакции «обратной связи», обеспечивающей равновесие со средой, отторжения, подавления, замещения и т.д. Главным или центральным элементом любой структуры (структурной единицей) является конкретный этап жизненного процесса (от идеи до продукта). См.стр271-273.

Анализ подобного рода даёт нам возможность четкого фиксирования тех важных для понимания сущности человека нюансов, которые в обыденном наблюдении не фиксируются сознанием обывателя, но необходимы для задач управления поведением, адекватной оценки возможностей индивида и в целом для результативной педагогической практики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КОРЕНЬ(20-5*$A3^2)/2. Далее скопируем эти формулы до В43 и С43соответственно (рис | Предмет, задачи, методы исследования экологи как науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.