КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характер действий менеджеров в процессе набора персонала
Вопросы о себе самом Вопросы о работодателях Окончание табл. 3.1
Журналы, занимающиеся освещением вопросов трудоустройства, регулярно публикуют отчеты о состоянии рынка рабочей силы. Кадровая политика и образ организации. Процесс приема на работу состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем, и квалификации соответствия кандидата этим требованиям. Поскольку организация предлагает место, гарантирующее определенное вознаграждение, то необходимо, чтобы кандидат отвечал определенным требованиям. Он же, в свою очередь, предлагая свои способности и знания, ищет работу, которая отвечала бы его минимальным требованиям. Если их требования хотя бы частично совпадают, проводится их сопоставление. Процесс приема на работу обычно требует уступок с обеих сторон. В некоторых организациях политика и стиль проведения кадровых программ сильно влияют на процесс приема кандидатов на работу. Примером является политика должностного продвижения работников, уже занятых в организации. На практике это означает, что организация осуществляет прием на работу новых лиц только на самые низкие должности. Это гарантирует лояльность старых работников, которые могут не беспокоиться о своем будущем и получают повышение по службе. Большая часть кадровых работников выступает за такую политику. Но всегда ли правильна подобная политика? Организация может оказаться настолько стабильной, что становится мало подверженной изменениям. Если дела идут плохо, повышение кадровых работников принесет только вред, а приток новых работников извне будет, наоборот, полезен. Существует еще много видов кадровой политики, влияющей на процесс приема на работу (например, отношение к приему на работу ветеранов, людей с физическими недостатками, осужденных, родственников уже работающих и т.п.). Образ организации-работодателя — представление, которое имеет о ней общественность, тоже воздействует на процесс приема на работу, т.е. речь идет о том, считается ли она хорошим местом для работы. Чем крупнее организация, тем выше ее шансы иметь хороший образ. Фирма, производящая продукцию или услуги, известные кандидату, имеет больше шансов на то, что у него имеется определенный образ. Вполне возможно также, что потенциальный работник лучше представляет себе компанию по производству жевательной резинки, чем компанию, выпускающую комплектующие изделия для производства циклотронов. Однако со временем образы фирм меняются. Например, в прошлом компании по производству моторного топлива имели хороший образ, но экологическое движение полностью его изменило, и поэтому сейчас такие компании усиленно рекламируют свой вклад в дело защиты окружающей среды, чтобы вернуть свой образ. Как же образ организации влияет на процесс приема на работу? Кандидаты не располагают временем для того, чтобы пройти собеседования во всех организациях, предлагающих интересующие их должности. Время и собственные силы кандидата на поиск работы ограничены, поэтому обычно он делает предварительный обзор. Образ организации — одна из «подсказок», определяющих положительное или отрицательное решение. В целом, требования, предъявляемые организацией к кандидату, нередко приходится изменять так, чтобы они соответствовали положению на рынке рабочей силы, правительственным и профсоюзным ограничениям, политике и стилю работы организации и ее образу. Если в организацию обратилось недостаточное количество кандидатов, то ей, возможно, придется ослабить свои требования к тем, кто обратился, или же ей придется приложить дальнейшие усилия для того, чтобы привлечь больше кандидатов. Претендент в поисках работы. На рис. 1.2, где представлена диагностическая модель управления персоналом, указано несколько факторов, определяющих отношение кандидата к работе. Способности, отношение к работе и склонности кандидата зависят от его воспитания, обучения, опыта прошлой работы и т.д. Эти факторы влияют на склонности кандидатов и на то, каким образом они ищут работу. С точки зрения кандидата, выбор организации для работы состоит из двух стадий. Сначала он выбирает профессией — в институте или позднее, а затем — организацию, куда поступает работать в соответствии с полученной профессией. Следовательно, его ближайшей целью становится первое рабочее место из намеченной им последовательности рабочих мест, т.е. речь идет о карьере, которую можно сделать. На рис.3.2 показан путь целенаправленно ищущего работу человека. Проанализируем этот путь. Шаг 1 — четкое осознание, что выбор первого места работы — это часть общего плана всей карьеры. Является ли это место одним из ряда других в этой компании? Или это всего лишь место, где человек наберется опыта и затем начнет свое дело? Шаг 2 — это изучение газет и профессиональных запросов в тех местностях, где кандидату хотелось бы жить. Информацию можно получить также в бюро по распределению выпускников, в профессиональных ассоциациях, агентствах по распределению на работу и фирмах поиска рабочих мест. Хорошим источником информации являются и личные контакты. Шаг 3 — на этой стадии принимают во внимание отрасли промышленности. А чтобы определить тип компании (предприятия) и предлагаемые функции, потребуется проанализировать ответы на определенные вопросы о потенциальных работодателях. Предположим, что на этой стадии претенденту надо получить место недалеко от дома в отрасли производства игрушек, в маленькой фирме, которую он когда-нибудь сможет купить. Ответы на определенные вопросы помогут уменьшить список потенциальных работодателей до разумных размеров. Делая шаг, претендент должен ответить на некоторые вопросы относительно своих запросов и желаемой зарплаты. Количество вопросов этого типа практически неограниченно, поэтому следует выстроить их в ряд убывающей важности, чтобы легче определить наиболее удобное место работы. Но найти такое, где бы удовлетворялись все запросы, практически невозможно. Шаг 4 — претенденту следует определить, что он может предложить работодателю, что является его преимуществом. Это может быть хорошее образование и профессиональное мастерство (например, ученая степень, пройденные курсы, трудовые навыки), умение обращаться с людьми, черты характера и личные контакты. Считается, что после завершения шагов 3 и 4 кандидат готов искать работу. Шаг 5 — на этом этапе следует использовать все доступные источники: агентства по распределению на работу, личные контакты, профессиональные ассоциации и т.д. Запрос по почте должен быть адресован человеку лично и обязательно подкреплен телефонным звонком. По возможности нужно максимально использовать личные контакты. В ходе решения проблемы поиска работы целесообразно ответить себе на следующие вопросы.
1. Интересуют ли меня размеры предприятия — большое, малое или среднее? 2. Важен ли для меня сектор (частный, не связанный с получением доходов, государственный)? 3. Какие отрасли промышленности меня интересуют? Этот вопрос обычно основан на интересе к продукции или услугам компании. 4. Что меня интересует больше — работа с техникой, оборудованием или с людьми? Это решающий вопрос. 5. Имеют ли сектор, продукция или служба хорошее будущее, ведущее к росту и появлению новых возможностей? Этот вопрос касается карьеры. 1. Сколь интенсивно я предпочитаю работать? 2. Предпочитаю ли я работать под чьим-нибудь началом или хочу быть сам себе начальником? 3. Как я предпочитаю работать — один, в небольшой группе или в большом коллективе? 4. Работаю ли я в спокойном, ровном режиме, или предпочитаю импульсивный ритм работы? 5. Важно ли для меня местонахождение моей работы? Хотелось ли бы работать рядом с домом, или в более теплом климатическом поясе, или где есть возможность покататься на лыжах? Хочу ли я переезжать? 6. Какую зарплату мне хотелось бы иметь? Готов ли я работать на более низкооплачиваемом месте, но выполнять более интересную работу? 7. Хотел бы я работать постоянно на одном месте или же в разных местах? В помещении или на открытом воздухе? Письма, посылаемые вместе с запросом (заявлением), должны быть напечатаны лично, на хорошей бумаге, быть не длиннее страницы и должны отражать истинное положение вещей. Подобные письма должны включать в себя следующие пункты (в порядке убывающей важности); • какую должность вы хотели бы занимать; • ваши специфические цели работы на данном месте; • конечные цели вашей карьеры; • причина, по которой вы ищите работу; • указание на то, что вам хорошо известно место, кудавы желаете быть направлены.
Обычно кадровые работники обращают особое внимание на следующие сведения о претенденте (по порядку): текущий адрес; профилирующая дисциплина в колледже или институте; цель поступления на работу; ближайшая возможная дата выхода на работу; цель всей карьеры; постоянный адрес; время пребывания на предыдущих местах работы; оконченные учебные заведения; ограничения по здоровью; запрос на местонахождение работы. Кроме того, их обычно интересует: общее состояние здоровья, ограничения в передвижении, желаемая зарплата, дополнительные дисциплины, изучавшиеся в колледже или институте и оценки по ним, военная служба, годы присвоения званий, членство в организациях, премии и стипендии. К беседам с нанимателями следует предварительно готовиться. Если вы уже провели несколько бесед с нанимателями, надо написать письмо или позвонить по телефону тем из них, которые вас заинтересовали. Для этого следует записать и запомнить имя человека, с которым вы беседовали, и некоторые детали предлагаемой работы.
Действия менеджеров по найму персонала сложны и многообразны. В концентрированном виде они представлены в табл. 3.2. В Соединенных Штатах набор на работу в больших организациях осуществляет отдел по управлению персоналом. Секция отдела, занимающаяся этим непосредственно, называется секцией по набору на работу (отдел кадров). В ней находятся служащие, осуществляющие подбор кандидатур, а также служащие, проводящие беседы с будущими работниками. Они же проводят предварительный отбор (см. главу 5), оформляют увольнение работников. Когда человек приходит с просьбой о приеме на работу, им занимается отдел кадров. Это первая фаза приема на работу. Заявителя снабжают бланком заявления и рассказывают об условиях приема на работу в настоящее время и о предприятии как месте работы. Если на этой фазе человеку не уделяется должного внимания, у него остается плохое впечатление об организации. Необходимо, чтобы служащий, встречающий заявителя и занимающийся им в дальнейшем, имел навыки общения с людьми разных типов. Ему должно нравиться работать с людьми и оказывать помощь тем, кто находится в затруднительном положении.
Т а б л и ц а 3.2
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |